В Москве осталось не так много зданий, сохранивших не только исторический фасад, но и подлинные интерьеры. Хотя бы часть интерьеров. Особняк купца Николая Гавриловича Зимина – один из таких, чудом сохранившихся домов.
Над балкончиком можно увидеть год постройки особняка: 1896.
А это скрин из фильма Брат-2:
Козырёк над входом тогда, в 1999 году, выглядел немного иначе, кованое ажурное украшение было не только под козырьком, но и наверху.
С другой стороны дома арка, над аркой балкон с колоннами тосканского ордера. Дубовые рамы окон восстановили в ходе последней реставрации.
За балконом с колоннами располагался зимний сад. Вид изнутри:
Зданию повезло, в советское время его не отдали под коммунальные квартиры. В 1920-е годы здесь разместилось правление Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, где готовили партийные кадры, а позже и до 2015 года находился НИИ киноискусства ВГИК. В настоящее время особняк занимает Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.
В доме сохранился дубовый зал, бальный зал, анфилада, будуар и зимний сад.
Зайдём в особняк. Входная группа, выполненная из дерева, сохранилась с времён Зиминых.
Через главный вход попадаем в двухуровневый вестибюль. С нижней площадки на промежуточную ведёт лестница из массива камня, с завитками на низких декоративных перилах. По бокам лестницы – светильники-торшеры.
По бокам арочного проёма на средней площадке вестибюля в полукруглых нишах установлены светильники. Эти светильники из метро, их подарил Коммунистичекому университету Каганович.
Деревянные перила парадной лестницы также начинаются с завитков.
В гардеробной сохранились крючки для одежды времён Зимина.
Симпатичные драконьи головы с высунутыми языками:
Поднимаемся по шикарной мраморной парадной лестнице со световым фонарём-потолком.
Останавливаемся в первом проёме м разглядываем стены и декоративные балкончики с ажурными решётками.
На стенах картины «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна».
Времена года расположены не по порядку – осень рядом с весной, а зима рядом с летом.
Декоративные вставки в простенках между картинами украшены гирляндами и вазами с головами баранов по бокам.
На втором этаже в первой из анфилады комнат находится зимний сад. Стены Зимнего сада обшиты деревянными панелями. На потолке нежно-голубого цвета вьются розы и летают ласточки.
Ощущение, будто и правда попали в чудесный сад.
На полу причудливый мозаичный узор.
Зимний сад особняка, освещался двумя большими оконными проёмами в торцах, выходящими симметрично на дворовый и уличный фасады здания.
Раз окно:
Два окно:
Вход в зимний сад через дубовый зал, который раньше служил столовой. Раньше комнаты разделяла стеклянная стена, теперь граница обозначена деревянной аркой. В бывшей столовой обращаем внимание на дубовый кессонированный потолок.
Сейчас это зал для совещаний.
Антикварный шкаф с ножками в виде звериных лап.
Выходим из дубового зала на лестничную площадку
И попадаем в готический зал или кабинет, во времена Зиминых между комнатами были двери. Можно было сразу попасть из столовой в кабинет, из кабинета в бальный зал. На лестницу выходить было не нужно.
В готическом кабинете можно увидеть старинный антикварный стол снова с ножками в виде львиных лап.
А какие восхитительные лилии на потолке:
Из кабинета можно было выйти на центральный балкон. Сейчас в кабинете уютно, на центральном столе стоит ваза с живыми пионами.
Далее проходим в белую гостиную. И снова восхищаемся лепным потолком с кессонами.
Обращают внимание шестиконечные звёзды с женскими головками по центру.
Другие детали потолка также впечатляют. В прямоугольных кессонах можно раглядеть женские фигуры в античных одеждах.
Вид из окон белого зала:
На окнах сохранились родные запоры. Очень интересные, первый раз такие вижу:
Наконец, попадаем в будуар жены Зимина – самую роскошную комнату особняка.
Будуар выполнен в стиле рококо, хотя его называют барочным залом. Лепнина на стенах и потолоке в зефирных оттенках зелёного и розового цвета: ракушки, свитки, женские головки, ангелочки.
В этой комнате находится второй из световых фонарей (первый мы видели над парадной лестницей). Во времена Зиминых люстры на потолке в этой комнате не было, плафон светового фонаря должен был справляться с освещением.
Когда свет выключают, потолок выглядит так:
Как раз в этой комнате и находился рабочий кабинет банкира Белкина из фильма Брат-2. Банкира играл Сергей Маковецкий.
Выходим из будуара и рассматриваем потолок в проходном коридоре. Потолок в коридоре также отделан лепниной.
Чтобы не было грязи в комнатах, печи топили из коридора. Реставраторами в коридоре специально раскрыта топка печи, откуда загружали дрова и растапливали печку. А другая сторона печи выходит в комнату.
Печь в коридоре закрывается красивой металлической решёткой.
Во время реставрации, при благоустройстве внутреннего двора усадьбы рабочие, сняв семь слоев асфальта, обнаружили ёмкость глубиной в три метра, наполненной мазутом. Даже появились статьи в прессе, что в Москве найдены нефтяные скважины.
Российкая газета
31.08.2016 года:
Удивительную находку сделали рабочие в самом центре Москвы. Благоустраивая территорию у старинного здания, подрядчики обнаружили старинный резервуар с нефтепродуктами.
"Нефтяные запасы", как выяснилось, помещались под землей перед домом № 8 в Дегтярном переулке. И надо же такому случиться - в этом здании расположено Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. "Находка действительно стала для нас сюрпризом, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела агентства Павел Мальцев. - Ни на одной схеме территории этот объект не обозначен". Естественно, ничего не знали о хранилище и рабочие, благоустраивавшие территорию. На днях с помощью экскаватора бригада сняла верхний слой земли перед зданием. И тут же мастера наткнулись на торчавшую из-под грунта металлическую горловину, закрытую заглушкой. Открыв ее, рабочие увидели резервуар, уходящий под землю на глубину примерно 3 метра. "Естественно, мы вызвали на место сотрудников МЧС, - отметил собеседник "РГ". - Они и установили, что в емкости находятся нефтепродукты. Какие именно, еще предстоит выяснить. Но одно точно ясно: это хранилище не представляет опасности.
А дёготь это был или просто мазут, до сих пор не ясно.
Переулок, в котором находится особняк, называется Дегтярный. Когда-то в этом месте располагался склад дёгтя для царских конюшен.
Попасть в особняк Николая Гавриловича Зимина можно раз в год в Дни наследия.
Напоследок снова любуемся лестницей:
В Москве есть особняк, построенный практически в одно время с домом Зимина – это дом Стахеева. Он чем-то похож на особняк Зимина – то же изящество и роскошь отделки внутри и скромность фасада снаружи, те же передовые технологии в устройстве отопления и вентиляции и так же хорошо сохранился до наших дней.
Дом Стахеева я посетила не с Днями наследия, а с Усадьбами Москвы, про него писала здесь:
С экскурсиями от Дней наследия в этом году я посетила ещё два особняка.
Это посольство Аргентины:
И Дом Шехтеля: