Особняк Стахеева был построен в 1898 году по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Бугровского. На строительство дома был потрачен один миллион рублей (как же сильно обвалился рубль с тех пор).
В 1914 году хозяин дома Николай Дмитриевич Стахеев переехал во Францию. Так как он был весьма азартным игроком, и чаще проигрывал, чем выигрывал, к 1918 году он поистратился, и решил съездить в Москву за спрятанными в его особняке драгоценностями.
Стахеев приехал в Москву, тайно проник в свой дом на Новой Басманной, вспорол один из стульев и вынес в докторском саквояже часть сокровищ. На выходе из особняка его уже ожидали чекисты.
По легенде Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он раскрывает все свои тайники с драгоценностями, а взамен ему дают возможность уехать из страны. Дзержинский принял его условия. На часть найденных сокровищ был построен Центральный дом культуры железнодорожников в Москве на Каланчёвской площади (в настоящее время Комсомольская площадь). Как раз в нём и нашёлся последний стул из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Так Стахеев стал прототипом «отца русской демократии» Кисы Воробьянинова. Илья Ильф и Евгений Петров тогда работали журналистами в газете «Гудок». Они узнали об инциденте и написали заметку в газету. А затем родился роман «12 стульев». Первоначально по задумке авторов Ипполит Матвеевич Воробьянинов задумывался как главный герой произведения, а Остап Бендер появлялся лишь в небольшом эпизоде книги, но потом наглый Остап Бендер вытеснил Кису и сам сделал себя главным героем романа «12 стульев».
Давайте подойдём к дому.
Особняк Николая Стахеева построен с отступом от красной линии. Перед домом был разбит сад с фонтаном. Фонтан называется «Богиня ночи».
Это был первый в Москве фонтан с электрической подсветкой: женская фигура держит в руке факел-фонарь. Фонтан до сих пор действует, но включают его редко.
Дом эклектично и пышно украшен.
Во одном из окон особняка мы видим статую с летучей мышью на голове – это «Богиня плодородия» .
Теперь давайте пройдём в дом.
Сначала мы оказываемся в предбаннике, отделанном деревом. Узкие длинные окна украшены витражами.
Из предбанника мы попадаем в холл и видим выполненную из натурального мрамора парадную лестницу.
Эта лестница стала частью интерьера дома Германа Геринга в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Поднимаемся, смотрим наверх и очаровываемся витражными потолками и лепниной.
На полу расположились буковки ЦДДЖ, аббревиатура расшифровывается как Центральный дом детей железнодорожников.
Здесь начинали свой творческий путь Майя Кристаллинская, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. Различные кружки и студии для детей работают здесь и по сей день. Только располагаются они на первом этаже дома.
Каждый зал особняка Стахеева выполнен в своём особом стиле, так как хозяин задумывал дом как демонстрационный объект для рекламы отделочных материалов, которыми он торговал.
Фасады, вестибюль с мраморной лестницей и бальный зал выполнены в греческом стиле. Есть в особняке и готическая гостиная, и мавританская курительная, зал рококо, английский каминный зал, зимний сад и домашний театр.
Крайняя комната слева – это кабинет Стахеева.
В кабинете мы видим антикварный шкаф, стол под зелёным сукном, антикварные часы, зеркало в резной раме.
Часы и зеркало подлинные, они сохранились со времён Стахеева.
Переходим в Каминный зал, выполненный в английском стиле. Он использовался Стахеевым как переговорная.
Здесь очень красивый деревянный резной потолок.
В этом зале сохранился дорогостоящий паркет из разных пород деревьев с уникальным рисунком и камин, отделанный деревом.
Над камином расположилось зеркало, которое находится так высоко, что в него невозможно посмотреться. Наверху у зеркала голова рычащего льва. Своим рыком он как будто намекает: «нечего заниматься самолюбованием, дела надо делать».
На откосах окон и на стенах можно увидеть калориферные решётки. В доме уже тогда, в конце XIXвека, имелась система кондиционирования воздуха. Зимой сквозь комнаты прогонялся тёплый воздух, а летом холодный. Для охлаждения воздуха в подвале дома специально за зиму запасался лёд и, циркулирующий через «ледник» воздух эффективно охлаждался даже в самые жаркие дни.
Но система кондиционирования – не единственная передовая технологическая новинка, использованная при строительстве дома. Этот дом также был одним из самых первых домов в Москве, подключенных к электричеству.
Стою в проёме двери в Охотничьем зале – раньше в нём на стенах висели ружья и трофеи. Охотничий зал очень маленького размера по сравнению с другими комнатами.
Из Охотничьего зала попадаем в большой Бальный зал. Стены в нём покрыты лепными узорами, передающими сцены из мифов, украшены растительными орнаментами.
На полу паркет с красивыми узорами.
Далее идёт столовая в стиле рококо. Она оформлена в розово-зефирных тонах. На потолке и стенах много золота и лепнины. Помпезность чувствуется в каждой детали.
Справа стоит длинный стол, который сохранился здесь со времён Стахеева. Столешница очень красивая.
Но самое интересное находится под столом. Это атланты, которые держат столешницу на своих плечах.
Около их ног возлежат младенцы-ангелы или купидоны.
Между ними стоят вазы с искусно вылепленными розами.
В особняке есть зимний сад со стеклянной крышей.
Из зимнего сада попадаем в домашний театр. На спектаклях в доме Стахеева бывали актёры МХТ и сам Антон Павлович Чехов.
Проходим дальше и заходим в Готическую гостиную – самый диковинный для меня зал.
В этом зале снимали шоу «Битва экстрасенсов». Фото с Маратом Башаровым и участниками шоу.
Фото главного приза шоу – синей руки на фоне Марата Башарова в этом зале.
Основным элементом готического интерьера являются стрельчатые окна, арки, витражи на окнах, изображения демонических существ. Витражи на окнах подлинные, это большая редкость для Москвы.
Было очень интересно рассматривать детали. Они необыкновенные. Например, василиск в круге в оформлении камина.
. Василиск в переводе с древнегреческого – «царёк». Хозяин был не лишён амбиций. Над кругом две русалки, одна из них, к сожалению, потеряла голову.
Или вот этот шут
Напомнил мне тролля из «Песни о певце и короле» Николая Гумилёва.
В том замке высоком никто не живёт,
Лишь я его гордый король,
Да ночью спускается с диких высот
Жестокий, насмешливый тролль
Сама комната навевает мысли о готическом средневековом замке.
После переговоров в Готическом зале мужчины шли в Мавританский зал. Здесь была курительная комната.
Посмотрите, какие узоры на стенах.
При реставрации только на тонкое подновление краски стен этой комнаты ушло около полугода.
Ажурные решётки на окнах впечатляют. Подоконники и откосы выполнены из натуральной яшмы.
Бросаем последний взгляд на прекрасные светильники и покидаем дом.
Обходим особняк и смотрим на стрельчатые окна готического зала снаружи.
Очень красивый дом, стоит того, чтобы его посетить.
Я была с бесплатной экскурсией от фестиваля «Усадьбы Москвы».