Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Плиний Младший: что его письма рассказывают нам о Древнем Риме?

Оглавление

Римский писатель, юрист и сенатор Плиний Младший написал сотни писем в течение своей выдающейся карьеры. Эти уникальные источники позволяют нам глубже понять, каким был Рим периода империи.

Письма Плиния Младшего являются одним из важнейших античных источников о жизни в Римской империи в I веке н. э. Плиний, занимавший должности адвоката и сенатора, проливает свет как на социальные реалии, так и на значимые события политической истории своего времени. Его письма — многие из которых также представляют собой тщательно выверенные литературные произведения — в основном создавались с расчётом на последующую публикацию, но при этом действительно направлялись своим адресатам. Благодаря этому до нас дошли также интересные письменные ответы, включая письма самого императора Траяна. Тематика писем Плиния поражает своим разнообразием: он освещает как бытовые вопросы и супружеские конфликты, так и заседания Сената, и даже распространение христианства.

Кто такой Плиний Младший?

Статуя Плиния Младшего с фасада собора Санта Мария Маджоре, Комо, Италия, до 1480 г., via Britannica
Статуя Плиния Младшего с фасада собора Санта Мария Маджоре, Комо, Италия, до 1480 г., via Britannica

Гай Плиний Цецилий Секунд, известный нам как Плиний Младший, был сыном состоятельного землевладельца из Комума (сегодня — Комо, Северная Италия). После смерти отца Плиний с матерью переехали к своему дяде — Плинию Старшему — в Мизен (Южная Италия). Плиний Старший — автор знаменитой энциклопедии «Естественная история» — погиб во время извержения Везувия в 79 году н. э.

Плиний Младший получил блестящее образование в Риме и вскоре начал успешную карьеру в области права и управления. В конце 80-х годов I века он вошёл в Сенат, а в 100 году — стал консулом в возрасте всего 39 лет. Около 110 года он был назначен наместником римской провинции Вифиния-Понт (ныне — северная часть Турции). Предположительно, он скончался в провинции около 112 года.

Плиний Младший и его мать в Мизенуме, 79 г. н. э., Ангелика Кауфман, 1785 г., Музей искусств Принстонского университета
Плиний Младший и его мать в Мизенуме, 79 г. н. э., Ангелика Кауфман, 1785 г., Музей искусств Принстонского университета

Карьера Плиния подробно отражена в надписи, фрагменты которой сохранились до наших дней. Благодаря рисунку эпохи Возрождения удалось частично реконструировать этот эпиграфический памятник. Надпись свидетельствует о значительном состоянии, накопленном Плинием: в завещании он оставил средства на строительство и содержание общественных бань и библиотеки, а также более миллиона сестерциев — на поддержку своих вольноотпущенников и полмиллиона — на обеспечение содержания детей в городе. Эти завещания иллюстрируют приоритеты Плиния, о которых он неоднократно писал и в своих письмах.

Плиний о рабах

Мраморная статуэтка римского мальчика-раба , I–II вв. н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем.
Мраморная статуэтка римского мальчика-раба , I–II вв. н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем.

Письма Плиния Младшего являются ценным литературным источником о положении рабов и вольноотпущенников в Древнем Риме. Однако важно помнить, что Плиний писал с позиции римской элиты, и его взгляды могли быть идеализированы и приукрашены.

Рабы в Древнем Риме не обладали правами: согласно римскому праву, они считались имуществом, а не личностями. Обращение с рабами варьировалось, но считается, что большинство хозяев избегало чрезмерной жестокости, поскольку рабов было значительно больше, чем свободных граждан, и они представляли потенциальную угрозу. В письме 3.14 Плиний рассказывает об убийстве Ларция Македона, совершённом его рабами во время купания, как о предостережении против жестокого обращения.

Бронзовая бирка на ошейнике раба с латинской надписью, перевод которой следующий: «Держи меня, чтобы я не сбежал, и верни меня моему господину Вивентию в поместье Каллиста», IV в. н.э., из Британского музея.
Бронзовая бирка на ошейнике раба с латинской надписью, перевод которой следующий: «Держи меня, чтобы я не сбежал, и верни меня моему господину Вивентию в поместье Каллиста», IV в. н.э., из Британского музея.

В то же время, по римским меркам, Плиний выражает сравнительно гуманное отношение к рабам. В письме 8.16 он сообщает своему другу Плинию Патерну, что разрешает рабам составлять завещания и исполняет их волю после их смерти. Также он утверждает, что «всегда готов даровать рабам свободу». Освобождение рабов зависело исключительно от воли их хозяев и часто оформлялось либо в завещании, либо в ходе торжественной процедуры манумиссии. После освобождения бывшие рабы становились вольноотпущенниками и сохраняли определённые обязательства по отношению к своему патрону.

Мозаика с изображением рабов, подающих еду и вино на банкете, из древнего тунисского города Дугга, III в. н. э., с Wikimedia Commons
Мозаика с изображением рабов, подающих еду и вино на банкете, из древнего тунисского города Дугга, III в. н. э., с Wikimedia Commons

В письме 5.19 Плиний искренне выражает тревогу по поводу ухудшения здоровья своего вольноотпущенника Зосима. Он пишет Валерию Паулину о том, как хорошо Зосим служил ему в качестве раба, и с теплотой описывает его личные качества. В заключение Плиний просит Паулина принять Зосима в своём загородном доме, поскольку «воздух там целебен, а молоко особенно полезно при подобных недугах». Ответ Паулина на эту просьбу, к сожалению, неизвестен.

Плиний о женщинах

Стеклянный (имитирующий лазурит) портрет головы женщины, возможно, богини Юноны , II в. н.э., через Музей Метрополитен
Стеклянный (имитирующий лазурит) портрет головы женщины, возможно, богини Юноны , II в. н.э., через Музей Метрополитен

Римское представление о женщинах известно нам почти исключительно через мужской взгляд, сохранившийся в литературных источниках. Это восприятие часто характеризуется противоречивостью: с одной стороны — идеализированный образ римской матроны, главной задачей которой является рождение законного наследника и проявление верности мужу; с другой — широко распространённый мотив недоверия к женской природе, её предполагаемой неустойчивости и склонности к иррациональности.

В письме 7.24 Плиний Младший размышляет о жизни Уммидии Квадратиллы — 78-летней женщины, недавно скончавшейся. Он сосредотачивается почти исключительно на её внешности, прибегая к стереотипным описаниям. Так, Квадратилла, по его словам, обладала «крепким здоровьем и устойчивым телосложением, что редко встречается у женщин». Он также критикует её эксцентричные вкусы, в частности — увлечение мимами, содержавшимися в её доме. Плиний приписывает её излишества «праздности, свойственной женщинам».

Греко-римская терракотовая скульптура двух сидящих женщин, возможно, богинь Деметры и Персефоны , около 100 г. до н.э., из Британского музея
Греко-римская терракотовая скульптура двух сидящих женщин, возможно, богинь Деметры и Персефоны , около 100 г. до н.э., из Британского музея

Резкий контраст Квадратилле составляет Аррия, описанная в письме 3.16. Здесь Плиний восхваляет женщину, ставшую знаменитой благодаря преданности мужу. Когда супруг Аррии решил покончить с собой, она первой взяла кинжал, ранила себя и, передавая оружие мужу, произнесла: «Больно не будет, Пэт».

Плиний также подчеркивает её самоотверженность: когда заболели и муж, и сын, и мальчик умер, она скрыла его смерть от мужа до тех пор, пока тот не выздоровел. Всё похоронное обрядовое сопровождение Аррия провела одна. В её образе Плиний представляет идеал univira — женщины, сохранившей верность одному мужчине на протяжении всей жизни. Сопоставление характеров Квадратиллы и Аррии хорошо иллюстрирует двойственное восприятие женщин в римском обществе.

Плиний и император Траян

Золотая монета с изображением императора Траяна на аверсе и императора Траяна верхом на коне, направляющегося в бой, на реверсе, около 112-117 гг. н. э., Британский музей
Золотая монета с изображением императора Траяна на аверсе и императора Траяна верхом на коне, направляющегося в бой, на реверсе, около 112-117 гг. н. э., Британский музей

Около 110 года н. э. Плиний Младший был назначен наместником римской провинции Вифиния-Понт. В этой должности он обязан был регулярно докладывать в Рим о различных аспектах управления провинцией. Сохранилась его переписка с императором Траяном, которая была впоследствии опубликована в составе 10-й книги «Писем». Интересно, что до нас дошли также ответы самого Траяна. Эти письма представляют собой уникальный источник сведений о функциях провинциальной администрации и императорской власти во II веке н. э.

Карта Римской империи II века н. э., предоставленная Vox
Карта Римской империи II века н. э., предоставленная Vox

В письме 10.33 Плиний сообщает Траяну о крупном пожаре, произошедшем в Никомедии — одном из городов провинции. Он отмечает, что огонь распространился быстро из-за отсутствия пожарного оборудования и слабой реакции местного населения. В связи с этим он заказывает насосы и снаряжение, а также просит разрешения создать специальную пожарную команду. Однако Траян отвергает это предложение, опасаясь возможных политических последствий, если подобные формирования получат официальное признание. Этот отказ свидетельствует о постоянной озабоченности центральной власти возможностью восстаний в отдалённых или неспокойных регионах империи.

Последняя молитва христианских мучеников , Жан-Леон Жером, 1863-1883, через Художественный музей Уолтерса
Последняя молитва христианских мучеников , Жан-Леон Жером, 1863-1883, через Художественный музей Уолтерса

В письме 10.96 Плиний обращается к императору Траяну с вопросом, как поступать с лицами, подозреваемыми в исповедании христианства. Напомним, что христианство было официально признано религией Римской империи лишь в 313 году, когда император Константин издал Миланский эдикт. Во времена Плиния христиане вызывали недоверие, враждебность и нередко становились объектами преследований.

Плиний просит уточнить, насколько строго следует наказывать тех, кто отрекается от веры после допроса. Он также описывает те обряды, которые удалось выяснить в ходе расследований: пение гимнов, воздержание и принесение клятв Богу. Он заключает, что христианство представляет собой «разложившийся культ, доведённый до крайностей». Особенно примечательно это суждение со стороны человека, проявлявшего сравнительно гуманное отношение к другим преследуемым категориям — рабам и вольноотпущенникам. Это письмо позволяет оценить степень предубеждённости в отношении христиан в начале II века.

Плиний о извержении Везувия

Зонтичная сосна в тени Везувия, фотография предоставлена ​​Вергилианским обществом
Зонтичная сосна в тени Везувия, фотография предоставлена ​​Вергилианским обществом

Одним из самых захватывающих писем Плиния является Письмо 6.16, адресованное историку Тациту. В нём содержится описание извержения Везувия 24 августа 79 года н. э., во время которого погиб дядя Плиния. Плиний рассказывает о произошедшем от лица своего дяди. В тот день Плиний Старший командовал римским флотом, базировавшимся в Мизене, в районе современного Неаполитанского залива.

Первым признаком извержения стало огромное облако, поднимавшееся над Везувием и напоминавшее по форме «зонтичную сосну». Плиний Старший уже собирался отправиться на разведку, когда получил письмо с просьбой о помощи от жены одного из своих друзей. Он немедленно отплыл вдоль побережья, чтобы спасти её. Двигаясь против потока бегущих людей, он достиг дома женщины как раз в тот момент, когда начали падать пепел и пемза.

Извержение Везувия, Дж. М. У. Тёрнер, около 1817-1820 гг., Йельский центр британского искусства
Извержение Везувия, Дж. М. У. Тёрнер, около 1817-1820 гг., Йельский центр британского искусства

Обстановка становилась всё более опасной, и оставалось лишь укрыться в доме одного из друзей неподалёку. Плиний Старший, по словам племянника, даже пытался подбодрить спутников, поужинав с ними с показной жизнерадостностью. Однако ночью на горизонте начали вспыхивать огненные зарницы, и рядом загорелись дома. Тогда он принял решение выйти к морю, чтобы оценить ситуацию и найти путь к спасению. К сожалению, он так и не вернулся. Его тело позже нашли на берегу. Предполагается, что причиной смерти стало удушье сернистыми испарениями. Плиний писал, что дядя выглядел так, «как будто уснул, а не умер».

Это письмо представляет собой драматичное и личное свидетельство о знаменитой природной катастрофе. В нём содержатся трогательные детали неудавшейся спасательной миссии, которые, вероятно, многократно повторялись по всему побережью. Письмо также представляет большую ценность для археологов и геологов, поскольку даёт важную информацию о различных этапах извержения, погребшего под пеплом Помпеи и Геркуланум.

Наследие Плиния Младшего

Набор для письма римскими буквами, включающий восковую дощечку, бронзовые и костяные перья (стилусы) и чернильницы, около I-IV вв. н. э., из Британского музея.
Набор для письма римскими буквами, включающий восковую дощечку, бронзовые и костяные перья (стилусы) и чернильницы, около I-IV вв. н. э., из Британского музея.

Обсуждаемые выше письма составляют лишь незначительную часть обширного эпистолярного наследия Плиния Младшего. Помимо писем, он был также выдающимся оратором. До наших дней дошёл «Панегирик» — торжественная речь, произнесённая им в Сенате в 100 году н. э. в благодарность императору Траяну за назначение на пост консула. Этот текст представляет собой литературную переработку выступления и демонстрирует высокий уровень риторического мастерства Плиния. В частности, он проводит резкие контрасты между жестоким императором Домицианом и его более благородным преемником Траяном.

«Панегирик» имеет особое значение ещё и потому, что это единственная дошедшая до нас латинская речь, датируемая периодом между Цицероном и поздней Римской империей. Как видно, Плиний был многогранной личностью: успешный адвокат, сенатор и писатель, он занял уникальное положение, став одним из главных источников по вопросам общества, политики и истории эпохи Римской империи.