«Мы тут не в детском саду» такие слова вряд ли вдохновляют команду. Рассказываю, как давать обратную связь без страха, вины и обид.
Недавно я была на конференции, и один предприниматель из зала задал спикеру вопрос:
— Как сказать сотруднику, что он не выполнил задачу, и не обидеть его?
Спикер ответил:
— Надо правильно ставить задачу. Например: копаем яму 100 м. 110 — отлично, 90 — плохо. Ты выкопал 80. Если так будет продолжаться — прощаемся.
Зал замолчал. Предприниматель переспросил:
— Но человек же демотивируется?
На что получил жёсткий ответ:
— Мы делаем бизнес, а не в детский сад играем.
Я видела недоумение на лице у спрашивающего предпринимателя. Я испытывала тоже чувство.
Давайте разбираться, что не так.
Про задачи.
Их важно ставить правильно - тут я согласна.
Конкретно, измеримо, по SMART.
(Как использовать эту технику, писала в прошлой статье).
Но вот так сообщать об ошибке или невыполнении задачи — категорически нельзя.
Почему?
Вы получите не мотивацию, а обиду. Человек обидется и унесет эту обиду с собой, которая будет потом выливаться во всей его работе.
Либо вы получите обиду вместе со страхом. А страх притупляет нашу креативность и творческие способности (это обычная физиология мозга)
Как правильно?
- Обсудите результат:
«Мы с тобой договаривались: нужно было выкопать яму 100 м. Ты сделал 80. Как сам оцениваешь свой результат?»
Здесь вы формируете ответственность и самостоятельность. И обычно человек сам понимает свой косяк. В этом случае не вы ткнёте его в ошибку, он сам ее проговорит. - Уточните, что помешало:
«Что пошло не так? Что тебе помешало выполнить задачу?»
Тут вы показываете, что готовы слушать. Возможно были причины, которые помешали и не все зависело от него. - Сфокусируйтесь на будущем:
«Что сделаешь в следующий раз, чтобы довести до 100? Что сделаешь, если трудности снова возникнут? Как я могу помочь? Что тебе нужно для выполнения?»
Это уже не про разбор полётов, а про поддержку и рост. Так формируется здоровая атмосфера доверия.
Да, главная задача бизнеса делать деньги.
Но бизнес делают люди. И результаты тоже приносят люди. И чем счастливее человек на работе, тем лучше его результаты, а значит и результаты бизнеса.
А вы что думаете?
Как вы реагируете, когда сотрудники не выполняют задачи — через разбор полетов или диалог?