Найти в Дзене

Как сказать сотруднику, что он сделал плохо?

«Мы тут не в детском саду» такие слова вряд ли вдохновляют команду. Рассказываю, как давать обратную связь без страха, вины и обид.

Недавно я была на конференции, и один предприниматель из зала задал спикеру вопрос:

— Как сказать сотруднику, что он не выполнил задачу, и не обидеть его?
Спикер ответил:
Надо правильно ставить задачу. Например: копаем яму 100 м. 110 — отлично, 90 — плохо. Ты выкопал 80. Если так будет продолжаться — прощаемся.
Зал замолчал. Предприниматель переспросил:
— Но человек же демотивируется?
На что получил жёсткий ответ:
Мы делаем бизнес, а не в детский сад играем.

Я видела недоумение на лице у спрашивающего предпринимателя. Я испытывала тоже чувство.

Давайте разбираться, что не так.

Про задачи.
Их важно ставить правильно - тут я согласна.
Конкретно, измеримо, по SMART.
(
Как использовать эту технику, писала в прошлой статье).

Но вот так сообщать об ошибке или невыполнении задачи — категорически нельзя.

Почему?

Вы получите не мотивацию, а обиду. Человек обидется и унесет эту обиду с собой, которая будет потом выливаться во всей его работе.
Либо вы получите обиду вместе со страхом. А страх притупляет нашу креативность и творческие способности (это обычная физиология мозга)

Как правильно?

  1. Обсудите результат:
    «Мы с тобой договаривались: нужно было выкопать яму 100 м. Ты сделал 80. Как сам оцениваешь свой результат?»
    Здесь вы формируете ответственность и самостоятельность. И обычно человек сам понимает свой косяк. В этом случае не вы ткнёте его в ошибку, он сам ее проговорит.
  2. Уточните, что помешало:
    «Что пошло не так? Что тебе помешало выполнить задачу?»
    Тут вы показываете, что готовы слушать. Возможно были причины, которые помешали и не все зависело от него.
  3. Сфокусируйтесь на будущем:
    «Что сделаешь в следующий раз, чтобы довести до 100? Что сделаешь, если трудности снова возникнут? Как я могу помочь? Что тебе нужно для выполнения?»
    Это уже не про разбор полётов, а про поддержку и рост. Так формируется здоровая атмосфера доверия.

Да, главная задача бизнеса делать деньги.
Но бизнес делают люди. И результаты тоже приносят люди. И чем счастливее человек на работе, тем лучше его результаты, а значит и результаты бизнеса.

А вы что думаете?
Как вы реагируете, когда сотрудники не выполняют задачи — через разбор полетов или диалог?