Найти в Дзене

Легенда Британского флота: отважный воин Второй мировой HMS Formidable

В разгар Второй мировой войны, когда море стало ареной судьбоносных битв, британский авианосец HMS Formidable стал одним из символов несгибаемой мощи Королевского флота. Он встал в строй в 1940 году и прошёл через огонь Средиземноморья, атаки камикадзе в Тихом океане и бесчисленные испытания, доказав, что техника и отвага могут изменить ход истории. В этой статье мы расскажем, как Formidable стал легендой, какие подвиги вписал в историю и почему он продолжает волновать любителей военной истории. В 1930-х годах Великобритания столкнулась с активным военно-морским строительством нацистской Германии, включая развитие сухопутной авиации и надводных кораблей. Это создавало прямую угрозу британскому господству в Северном море и Атлантике. Это потребовало создания авианосцев, способных выдерживать атаки с воздуха и действовать в условиях Северного и Средиземного морей, где доминировала вражеская береговая авиация. Адмиралтейство считало, что существующие авианосцы (например, "Арк Роял") уязв
Оглавление

В разгар Второй мировой войны, когда море стало ареной судьбоносных битв, британский авианосец HMS Formidable стал одним из символов несгибаемой мощи Королевского флота. Он встал в строй в 1940 году и прошёл через огонь Средиземноморья, атаки камикадзе в Тихом океане и бесчисленные испытания, доказав, что техника и отвага могут изменить ход истории. В этой статье мы расскажем, как Formidable стал легендой, какие подвиги вписал в историю и почему он продолжает волновать любителей военной истории.

арт посвященный HMS Formidable
арт посвященный HMS Formidable

Предпосылки.

В 1930-х годах Великобритания столкнулась с активным военно-морским строительством нацистской Германии, включая развитие сухопутной авиации и надводных кораблей. Это создавало прямую угрозу британскому господству в Северном море и Атлантике.

Это потребовало создания авианосцев, способных выдерживать атаки с воздуха и действовать в условиях Северного и Средиземного морей, где доминировала вражеская береговая авиация.

Адмиралтейство считало, что существующие авианосцы (например, "Арк Роял") уязвимы для бомбовых ударов.

Новые корабли должны были сочетать защиту, скорость и возможность сохранять боеспособность даже после попаданий.

Тем более, что Италия под руководством Муссолини оккупировала Эфиопию (1935–1936), усилила военные базы на Сицилии, Родосе и в Ливии. Её флот и авиация угрожали британским коммуникациям через Суэцкий канал и Гибралтар.

Поэтому английский парламент в 1936 году принимает самую масштабную после завершения Первой Мировой войны программу модернизации флота из 2 линкоров, 2 авианосцев (включая "Илластриес" и "Формидебл"), 7 крейсеров.

Рождение концепции: броня против авиации

В 1935 году контр-адмирал Гендерсон, ветеран командования авианосцами, выдвинул революционную идею: создать полностью бронированный авианосец.

Джордж Р. Хендерсон (справа)
Джордж Р. Хендерсон (справа)

Его поддержал Первый Морской Лорд Альфред Четфилд, а позже и Уинстон Черчилль, тогдашний Первый Лорд Адмиралтейства.

Проект получил название "Илластриес" — в его рамках планировалось построить шесть кораблей, включая HMS Formidable.

Главные требования Гендерсона:

  • Бронированная полётная палуба (76 мм), способная выдержать попадание 500-кг бомб.
  • Защищённый ангар со стенами толщиной 114 мм.
  • Скорость не менее 30 узлов для работы в составе эскадр.
  • Мощное зенитное вооружение.

Инженеры завершили проект всего за три месяца, хотя обычно на это уходили годы. Чтобы обойти ограничения Лондонского морского договора 1936 года (водоизмещение до 23 000 тонн), они "спрятали" часть брони, изменив официальные данные о размерах авиагруппы.

Техническое описание авианосца HMS Formidable (1939).

Строительство HMS Formidable началось в 1937 году на верфи Harland & Wolff в Белфасте. Бронирование, ставшее его "визитной карточкой", имело и обратную сторону: ангар вмещал всего 36 самолётов — вдвое меньше, чем на американских авианосцах. Однако британцы сделали ставку на выживаемость, а не на численность. В европейских водах, где доминировала береговая авиация противника, это считалось оправданным.

общий вид авианосцев типа "Илластреиос"
общий вид авианосцев типа "Илластреиос"

Конструктивные особенности:

  • Двойной ангар: Разделён на две секции бронированными дверями, чтобы локализовать повреждения.
  • Катапульты и элеваторы: Для быстрого подъёма самолётов даже в бою.
-4
  • Палубная стоянка: К 1945 году число самолётов увеличили до 54, размещая их прямо на палубе.
  • Водоизмещение:
    Стандартное: 23 000 тонн
    Полное: 28 661 тонн.
  • Размеры:
    Длина: 226,7 м (общая), 216,4 м (по ватерлинии)
    Ширина: 29 м (по ватерлинии), 29,2 м (максимальная)
    Осадка: 8,8 м (при полной нагрузке)
  • Энергетическая установка:
    3 турбозубчатых агрегата Parsons и 6 котлов Admiralty 3-drum общей мощностью: 111 000 л.с. Они позволяли развить скорость: 30,5 узлов (56,5 км/ч). Дальность плавания: 10 700 морских миль (19 800 км) на скорости 10 узлов.
  • Бронирование:

Полетная палуба: 76-мм броня (выдерживала попадание 500-кг бомб) 1.

Ангар: стены и двери: 114 мм, палуба ангара: 64 мм

Бронепояс: 114 мм по ватерлинии.

Подводная защита: Многослойная система из герметичных отсеков и 38-мм противоосколочной переборки.

Типы самолётов:

Вооружение

  • Артиллерия:
    16 × 114-мм орудий QF Mk III в спаренных установках (противовоздушная и противокорабельная защита).
    48 × 40-мм автоматов "Пом-Пом" (6 восьмиствольных установок).
  • Зенитные системы (после модернизаций):
    20 × 20-мм автоматов Oerlikon (1941 г.).
    12 × 40-мм автоматов Bofors (1944 г., для борьбы с камикадзе).
  • Радиоэлектронное оборудование:
    Радар Type 79 (раннее обнаружение).
    Радары Type 277 (поиск целей), Type 293 (управление огнём), Type 281B (дальнее обнаружение).

Экипаж: 1 299 человек (1940 г.), увеличен до 1 800+ к 1945 г. из-за роста авиагруппы.

Испытание войной.

Вступив в строй в 1940 году, HMS Formidable сразу оказался в эпицентре сражений. В битве у мыса Матапан (1941) его торпедоносцы Fairey Albacore повредили итальянский линкор "Витторио Венето" и обеспечили победу британцев.

Месяц спустя, во время Критской операции, корабль пережил попадание 500-кг бомбы: бронепалуба выдержала удар, хотя ангар был частично разрушен. Ремонт занял месяцы, но Formidable вернулся в строй.

после попадания 500 кг бомбы
после попадания 500 кг бомбы

К 1943 году авианосец поддерживал высадку союзников в Салерно, а в 1944-м участвовал в атаках на немецкий линкор "Тирпиц" в Норвегии.

На Тихом океане, в битве за Окинаву (1945), его истребители Corsair отражали атаки камикадзе. Бронирование снова доказало свою ценность: когда пилот-смертник врезался в палубу, корабль уцелел и продолжил сражаться.

-6

После войны HMS "Formidable", потрепанный и повреждённый в 1947 году списали. А вот концепция бронированного авианосца пережила его. Американцы учли опыт "Илластриесов" и создали тип "Мидуэй", британцы модернизировали HMS "Victorious", добавив угловую палубу для реактивных самолётов.

HMS "Викторис" уже с реактивными самолетами
HMS "Викторис" уже с реактивными самолетами

Заключение.

HMS "Formidable" можно считать символом британской изобретательности в самые сложные годы. Он смог отразить дух эпохи: стремление к инновациям в условиях жёстких ограничений, смелость инженеров и отвагу моряков. Его история напоминает, что даже в войне, где технологии решают всё, главным оружием все равно остаются люди, которые проектируют, строят и идут в бой.

-8

P. S. Понравилась статья? Лайкни 👍, напиши пару слов в комментах! Если есть желание угостить автора кофе☕️