Найти в Дзене

Триумф в ночи: Как британские радары и разведка сокрушили флот Муссолини у Матапана?

Сражение у мыса Матапан (27–29 марта 1941 года) стало решающей победой британского флота над итальянским в Средиземноморье. Превосходство британцев в разведке, радарах и авиации определило разгром противника. К 1941 году Италия, стремясь укрепить влияние в Средиземноморье, столкнулась с провалом вторжения в Грецию (1940 г.). Это вынудило Германию разработать операцию "Марита" для захвата Греции, чтобы стабилизировать балканский фронт. Итальянский флот получил задание нарушить британские коммуникации, по которым шли поставки в Грецию и Северную Африку. Италия очень зависела от поддержки 10-го авиакорпуса Люфтваффе, но координация между союзниками оставалась слабой. Это было очень большой проблемой. Однако координация с немцами оказалась слабой: истребители не прибыли вовремя, а разведданные о британских силах — ошибкой. Британия контролировала Мальту и Александрию, использовала эти базы для защиты конвоев. Несмотря на меньшую численность кораблей, британцы компенсировали это преимущест
Оглавление

Сражение у мыса Матапан (27–29 марта 1941 года) стало решающей победой британского флота над итальянским в Средиземноморье. Превосходство британцев в разведке, радарах и авиации определило разгром противника.

бой у мыса Матапан глазами художника
бой у мыса Матапан глазами художника

Обстановка в мире перед сражением.

К 1941 году Италия, стремясь укрепить влияние в Средиземноморье, столкнулась с провалом вторжения в Грецию (1940 г.). Это вынудило Германию разработать операцию "Марита" для захвата Греции, чтобы стабилизировать балканский фронт. Итальянский флот получил задание нарушить британские коммуникации, по которым шли поставки в Грецию и Северную Африку.

Италия очень зависела от поддержки 10-го авиакорпуса Люфтваффе, но координация между союзниками оставалась слабой. Это было очень большой проблемой. Однако координация с немцами оказалась слабой: истребители не прибыли вовремя, а разведданные о британских силах — ошибкой.

Британия контролировала Мальту и Александрию, использовала эти базы для защиты конвоев. Несмотря на меньшую численность кораблей, британцы компенсировали это преимуществом в технологиях. Их флот был оснащен радарами, в отличии от итальянского. Веским аргументов был авианосец "Формидебл".

Благодаря работе криптографов из Блетчли-Парк британцы смогли использовать дешифровку итальянского кода "C38m". Для маскировки своих действий адмирал Эндрю Каннингем имитировал бездействие: он публично играл в гольф в Александрии, чтобы убедить японского консула (и через него — итальянцев) в том, что флот остаётся в порту.

Сражение.

Итальянский флот (адмирал Анджело Якино)

Анджело Якино (4 апреля 1889, Сан-Ремо — 3 декабря 1976, Рим) — итальянский адмирал Королевских ВМС Италии и флота республики, участник Первой и Второй мировых войн, командующий итальянским флотом
Анджело Якино (4 апреля 1889, Сан-Ремо — 3 декабря 1976, Рим) — итальянский адмирал Королевских ВМС Италии и флота республики, участник Первой и Второй мировых войн, командующий итальянским флотом

Линкоры:

— "Витторио Венето" (флагман): водоизмещение 45,000 тонн, 9 орудий 381 мм, скорость 30 узлов.

Тяжёлые крейсера:

— 1-я дивизия: "Зара", "Фиуме", "Пола" (каждый: 14,000 тонн, 8 орудий 203 мм, броня 150 мм).

тяжелый крейсер "Пола"
тяжелый крейсер "Пола"

— 3-я дивизия: "Тренто", "Триесте", "Больцано" (лёгкие крейсера, 10,000 тонн, 8 орудий 152 мм).

тяжелый крейсер "Тренто"
тяжелый крейсер "Тренто"

Эсминцы: 13 кораблей, включая "Альфиери", "Кардуччи", "Джермане" (вооружены торпедами и 120-мм орудиями).

Британский флот (адмирал Эндрю Каннингем)

Эндрю Браун Каннингем (7 января 1883 — 12 июня 1963) — британский военно-морской деятель, адмирал флота. Во время Второй мировой войны он командовал Средиземноморским флотом.
Эндрю Браун Каннингем (7 января 1883 — 12 июня 1963) — британский военно-морской деятель, адмирал флота. Во время Второй мировой войны он командовал Средиземноморским флотом.
В 1943 году, после смерти адмирала Дадли Паунда, Каннингем занял пост Первого морского лорда. В 1946 году вышел в отставку
В 1943 году, после смерти адмирала Дадли Паунда, Каннингем занял пост Первого морского лорда. В 1946 году вышел в отставку

Линкоры:

— "Уорспайт", "Барэм", "Вэлиент" (каждый: 31,000 тонн, 8 орудий 381 мм, радар Type 284).

линейный корабль "Бархэм"
линейный корабль "Бархэм"

Авианосец:

"Формидебл": торпедоносцы Fairey Swordfish истребители Fulmar. Всего 24 штуки

HMS "FORMIDABLE"
HMS "FORMIDABLE"

Лёгкие крейсера:

— "Аякс", "Орион", "Перт", "Глостер" (по 6–8 орудий 152 мм).

корабль Его Величества "Аякс"
корабль Его Величества "Аякс"

Эсминцы: 13 кораблей, включая "Нубиан", "Мохаук", "Джервис".

Ход сражения.

ход сражения с привязкой к местности
ход сражения с привязкой к местности

27 марта: подготовка и выход в море

  • 14:00: Итальянский флот покидает Неаполь. Цель — перехват британских конвоев между Критом и Александрией.
  • 19:00: Британская разведка, расшифровавшая приказы Якино, сообщает Каннингему о выходе противника.
  • 22:00: Каннингем имитирует бездействие — играет в гольф на базе в Александрии, чтобы усыпить бдительность японского консула (агента Оси). Ночью флот тайно выходит в море.

Из воспоминаний Каннингема:

"Мы знали каждый их шаг. Моя "игра в гольф" была спектаклем — я даже не взял клюшку, просто ходил по полю, улыбаясь".

28 марта: первые столкновения

  • 06:00: С "Формидебла" взлетают разведчики. В 08:00 один из них засекает итальянскую эскадру в 100 милях южнее Крита.
  • 10:30: Итальянские крейсера 3-й дивизии ("Тренто", "Триесте") обстреливают британские лёгкие крейсера "Аякс" и "Орион" у острова Гавдос. Дистанция — 20 км.
  • Капитан Ориона Г.Р.Б. Эйр:
"Снаряды падали в 50 метрах от борта. Мы маневрировали зигзагами, но их крейсера стреляли точнее, чем ожидали".
  • 11:30: "Витторио Венето" открывает огонь по британским крейсерам. Снаряд калибра 381 мм попадает в "Глостер", но не взрывается.
  • 12:20: С "Формидебла" стартуют 6 торпедоносцев "Swordfish". Они атаковали "Витторио Венетто", но безуспешно.
  • Пилот Джон Смит:
"Зенитный огонь был адским. Мы летели так низко, что видели лица итальянских моряков".
  • 15:10: Вторая волна британских самолётов (8 Swordfish и 2 Fulmar). Торпеда попадает в корму итальянского линкора. Его скорость упала до 15 узлов.
  • Старший механик Витторио Венето Луиджи Ринальди:
"Взрыв вывел из строя рулевое управление. Мы кружили по спирали, пока не починили штурвал".
  • 18:30: Якино приказывает отступать. Крейсер "Пола", который получил повреждения от авиации, оставили дрейфовать.

29 марта: ночная бойня

  • 22:00: Британские радары засекли группу итальянских кораблей в 8 милях. Им оказались "Зара", "Фиуме" и еще 4 эсминца, которых отправили спасать "Полу".
  • 22:30: Линкоры "Уорспайт", "Барэм", "Вэлиент" незаметно приблизились на дистанцию 3 км.
  • Артиллерист "Уорспайта" Томас Уилкинс:
"На экране радара чётко виднелись силуэты. Капитан приказал: "Огонь на вспышку!" — и всё небо осветилось залпами".
  • 22:40: Первые залпы 381-мм орудий англичан превратили "Зару" и "Фиуме" в факелы. "Фиуме" утонул за 5 минут, "Зара" — за 20.
избиение итальянского флота ночью у мыса Матапан
избиение итальянского флота ночью у мыса Матапан

Выживший с "Зары" матрос Карло Марино:

"Это было как адское пламя. Люди горели, как факелы. Я прыгнул за борт, а вокруг плавали обломки и трупы".
  • 23:15: Британский эсминцы "Джервис" и "Нубиан" добили "Полу" торпедами. Почти весь экипаж крейсера (800 человек) погиб.

30 мая.

  • 03:00: адмирал Каннингем прекратил преследование. Итальянский флот бежит в Таранто.

Итоги и потери

Италия:

— Потоплены 3 тяжёлых крейсера (Зара, Фиуме, Пола), 2 эсминца.

— 2400 погибших, включая адмирала Карло Каттанео.

— Линкор Витторио Венето получил серьёзные повреждения.

Великобритания:

— Потерян 1 торпедоносец, 3 человека погибли.

Влияние на ход войны.

Итальянский флот потерял треть тяжёлых крейсеров и был вынужден избегать активных действий аж до 1943 года. Адмирал Якино позже писал:

"Мы оказались слепы в ночном бою… это был крах наших надежд"

Британия напротив укрепила свои позиции, что позволило поддерживать операции в Северной Африке. Как отметил историк Владимир Нагирняк, "после Матапана итальянцы больше не решались бросить вызов британскому флоту".

Сражение стало еще одним подтверждением роли авиации и радаров. Адмирал Каннингем назвал победу "триумфом координации флота и авиации". Итальянские корабли, которые проектировали для скорости, оказались уязвимы в ближнем бою.

Поражение Италии вынудило Германии начать более активные действия в Северной Африке. Давление на британские конвои ослабло, это приблизило победу Союзников при Эль-Аламейне.

Марк Брагадин (итальянский историк) оценил его итоги сражения:

"Матапан стал символом несостоятельности итальянского флота, который так и не оправился от удара".

Заключение.

Итальянский флот, несмотря на численное преимущество, проиграл из-за стратегической пассивности и технологического отставания. Британцы же превратили операцию в пример координации разведки, технологий и тактики.

Сражение у мыса Матапан остаётся эталоном морской тактики, где разведка, технологии и внезапность решили исход противостояния.

-12

P. S. Понравилась статья? Лайкни 👍, напиши пару слов в комментах! Если есть желание угостить автора кофе☕️