Найти в Дзене

Мечта Муссолини: как Италия строила линкоры типа "Витторио Венето".

К началу 1930-х годов Европа стояла на пороге нового витка гонки вооружений на море. После Вашингтонского договора 1922 года, ограничившего тоннаж линкоров, Италия, стремясь утвердиться как средиземноморская держава, столкнулась с растущей угрозой со стороны Франции. К середине 1930-х годов Европа находилась в сильном напряжения. Италия под управлением Бенито Муссолини стремилась восстановить статус великой имперской державы. "Mare Nostrum" ("Наше море") — лозунг, который означал доминирование Италии в Средиземноморье. Однако её амбиции шли в разрез с интересами Франции и Великобритании, чьи флоты традиционно контролировали регион. Что бы избежать гонки вооружений предпринимали множество различных шагов, среди них и "Вашингтонский договор" 1922 г. Он ограничил стандартное водоизмещение линкоров 35 000 тонн и калибр орудий 406 мм. Италия и Франция считались "младшими" морскими державами, они получили право строить корабли в рамках квот, но их взаимное соперничество подогревало гонку.
Оглавление

К началу 1930-х годов Европа стояла на пороге нового витка гонки вооружений на море. После Вашингтонского договора 1922 года, ограничившего тоннаж линкоров, Италия, стремясь утвердиться как средиземноморская держава, столкнулась с растущей угрозой со стороны Франции.

Мир перед строительством.

К середине 1930-х годов Европа находилась в сильном напряжения. Италия под управлением Бенито Муссолини стремилась восстановить статус великой имперской державы. "Mare Nostrum" ("Наше море") — лозунг, который означал доминирование Италии в Средиземноморье. Однако её амбиции шли в разрез с интересами Франции и Великобритании, чьи флоты традиционно контролировали регион.

Что бы избежать гонки вооружений предпринимали множество различных шагов, среди них и "Вашингтонский договор" 1922 г.

Он ограничил стандартное водоизмещение линкоров 35 000 тонн и калибр орудий 406 мм. Италия и Франция считались "младшими" морскими державами, они получили право строить корабли в рамках квот, но их взаимное соперничество подогревало гонку.

Еще одной попыткой стал "Лондонский договор" 1930 г. Он продлил "линкорные каникулы", то есть строительство новых кораблей до 1937 года было запрещено. Однако Франция, опасаясь Германии, в 1932 году заложила "Дюнкерк" (26 500 тонн, 330-мм орудия), нарушив негласный мораторий. Это стало для Италии призывом к действию.

К середине 30х годов вся система морских договоров потерпела крах. В 1936 году Япония и Германия уже открыто игнорировали их ограничения. Италия, после выхода из Лиги Наций в 1937 году, тоже отказалась от соблюдения договоров. Руки для создания линкоров были развязаны.

В самой Италии для появления новых кораблей тоже были предпосылки. Муссолини, который грезил о возрождении Римской империи, видел в мощном флоте инструмент давления на Великобританию и Францию. После аннексии Эфиопии (1936 г.) и поддержки франкистов в Испании отношения с Западом обострились.

Доменико Каваньяри (итал. Domenico Cavagnari)  20 июля 1876, Генуя — 2 ноября 1966, Рим
Доменико Каваньяри (итал. Domenico Cavagnari) 20 июля 1876, Генуя — 2 ноября 1966, Рим

Адмирал Доменико Каваньяри, начальник Генштаба ВМФ, в 1934 году представил доклад, где указал:

- Французские "Дюнкерк" и "Страсбург" превосходят итальянские линкоры типа "Конте ди Кавур" в скорости (29 узлов против 27) и дальнобойности.

- Для контроля над Средиземным морем нужны корабли, способные догнать любой крейсер и уничтожить любой линкор.

По итогам этого доклада Regia Marina в 1934 г. предъявило к новому кораблю такие требования:

- Водоизмещение до 40 000 тонн.

- Главный калибр — 381-мм орудия (превосходящие 330-мм пушки "Дюнкерка").

- Скорость не менее 30 узлов.

- Защита от 380-мм снарядов на дистанции 16–20 км.

- Противоторпедная защита от зарядов 300-350 кг.

С такими параметрами корабль должен быть универсальным: быстрым для рейдов, мощным для артиллерийских дуэлей и защищённым для прорыва блокад.

Проектирование и строительство.

Еще в 1932 году в итальянские инженеры работали над примерными расчетами корабля с водоизмещением 35 000 и орудиями 406 мм, но дальше "прикидок" дело не пошло из-за ограничений "Вашингтонского договор". В 1934 году началась активная и детальная проработка чертежей.

Ключевые участники проекта:

  • Умберто Пульезе — главный конструктор.
  • Джузеппе Рота — инженер-кораблестроитель.
  • Ansaldo — разработчик артиллерии.
  • Адмирал Бергамини — куратор проекта от ВМФ

Пульезе столкнулась с серьезными трудностями:

  • Парадокс скорости и брони: Для 30 узлов требовались облегчённые конструкции, но броня должна была выдерживать 380-мм снаряды. Решение — наклон главного пояса на 11°, что увеличивало эффективную толщину.
-3

  • противоторпедная защита – Система Пульезе. Инженер предложил защиту из полых цилиндров вдоль корпуса, заполненных водой или топливом. Расчёты показали, что она сдержит взрыв 350 кг тротила, но реальные испытания (1935 г.) выявили уязвимость к множественным попаданиям.
-4
  • Артиллерия. Компания Ansaldo при участии немецких специалистов из Krupp разработала 381-мм орудия. Из-за сложности производства стволов (требовалась высококачественная сталь) первые образцы появились только в 1936 году.
  • Энергетическая установка. Турбины "Belluzzo" и котлы "Yarrow" позволяли достичь мощности 140 000 л.с., но платой стал большой расхода топлива. Италия, у которой не было собственных нефтяных месторождений, зависела от поставок из Румынии и СССР, что ограничивало оперативную активность флота.

К 1935 году проект получил кодовое название UP-41 (Unità Pesante — "тяжёлая единица"). Чертежи утвердили в декабре 1935-го, несмотря на споры о зенитном вооружении: адмирал Иниго Кампиони требовал больше 90-мм пушек, но бюджет заставил сократить их число.

1936 — 1937 годы стали временем испытания моделей. Масштабные модели корпуса тестировали в Специи на сопротивление воды. Выяснилось, что заострённые обводы носовой части улучшают скорость, но снижают устойчивость. Форму скорректировали, добавив "бульб" для уменьшения волнового сопротивления. Испытания 381-мм орудий на полигоне Винья-ди-Валле выявили перегрев стволов при интенсивной стрельбе. Для решения увеличили зазор между внутренней и внешней трубами ствола.

Муссолини требовал ускорить работы. В 1936 году, ещё до завершения испытаний, началась закладка первых двух кораблей — "Литторио" и "Витторио Венето".

Окончательный проект утвердили в марте 1937 года. Его ключевые особенности:

  • Корпус: Длина 237 м, ширина 32 м, осадка 10,5 м.
  • Распределение веса:
    Броня — 13 500 тонн (38% водоизмещения).
    Вооружение — 6 200 тонн.
    Силовая установка — 3 800 тонн.
  • Изменения по требованию флота увеличили запаса топлива с 4 000 до 4 800 тонн для автономности 4 500 миль и добавили третью катапульту для гидросамолётов.

Итальянские линкоры выделялись скоростью (30 узлов) и дальнобойностью (42 км), но уступали в точности стрельбы из-за слабых радаров своим современникам и противникам. Их броня, особенно система Пульезе, оказалась менее эффективной, чем классические схемы защиты. ПВО было недостаточным против массированных авианалётов, что стало роковым для "Ромы".

Строительство вели на верфях Адриатико ("Литторио"), Ансальдо ("Витторио Венето") и Кантиери Риунити делль’Адриатико ("Рома"). Для ускорения работ использовали круглосуточные смены, но нехватка квалифицированных сварщиков и стали затянула сроки. Кроме того Италия испытывала нехватку броневой стали. Часть плит для "Ромы" пришлось закупать в Чехословакии.

Судьбы линкоров типа "Витторио Венето".

"Витторио Венето"

Участвовал в ключевых операциях, включая сражение у мыса Матапан (1941 г.), где получил попадание торпеды с британского самолёта, которая повредила кормовую часть. Несмотря на это, корабль сохранил ход и вернулся на базу.
После атаки на
Таранто (1940 г.) остался невредимым, в отличие от других линкоров, что временно сделало его главной силой итальянского флота.
В 1943 году, после капитуляции Италии, избежал уничтожения и был интернирован на Мальте. В 1948 году разобран на металл в Специи. Часть брони использовалась для восстановления мостов и инфраструктуры Италии.

"Витторио Венето"
"Витторио Венето"

"Литторио" (переименован в «Италию»)

Сильно пострадал во время атаки на Таранто — три торпеды повредили корпус, но корабль удалось спасти, посадив его на мель. Ремонт занял 6 месяцев.
После него он участвовал в операциях против британских конвоев, включая сражение у Сирта (1942 г.), где избежал серьёзных повреждений.
9 сентября 1943 года, при переходе на Мальту для интернирования, подвергся атаке немецких бомб
Fritz X. Получил пробоину, но остался на плаву, в отличие от "Ромы". После падения режима Муссолини переименовали в "Италию". По репарациям передан США, но вместо ввода в состав флота разобран на металл в 1950-х годах.

"Литторио"
"Литторио"

3. "Рома".

Вступил в строй в 1942 году. Отличался усиленным бронированием и радарами "Gufo". 9 сентября 1943 года потоплен немецкой управляемой бомбой Fritz X в ходе операции по переходу на Мальту. Две бомбы пробили палубу, вызвав детонацию погребов. Корабль затонул за 20 минут, унеся жизни 1393 человек. Он стал первым в истории линкор, который уничтожили управляемой авиабомбой.

-7

4. "Имперо".

Его заложили в 1938 году, но стройку заморозили из-за нехватки ресурсов. Корпус стал мишенью для тренировок авиации и артиллерии. После войны разобран в 1948–1950 годах. Отдельные элементы конструкции сохранились в музея.

Заключение.

Линкоры типа "Витторио Венето" — продукт своей эпохи. Они появились из-за имперских амбиций Муссолини, страха перед французским флотом и веры в технологическое превосходство. Однако ограниченные ресурсы, устаревшая военная доктрина и недооценка роли авиации предопределили их скромную роль во Второй мировой войне. Эти корабли остаются символом инженерного гения и одновременно уроком о последствиях политических авантюр.

-8