Найти в Дзене

Линкор "Тирпиц" - страх и ненависть в Северной Атлантике.

В нацистской Германии всегда тяготели к оружию гигантских размеров. Сегодня расскажу об одном из самых больших кораблей немецкого военно-морского флота. К началу войны немцы имели два громадных линкора: "Бисмарк" и "Тирпиц". Кригсмарине планировали их использовать как главную ударную силу против Англии и Франции в Северном и Норвежском морях. Но что-то пошло не так... На самом деле тут особо и нечего рассказать, это был уже второй корпус по проекту, поэтому большая часть решений уже была отработана на "Бисмарке". Его даже построили быстрее на 2,5 месяца, могли бы и раньше, но англичане активно мешали нормальной работе. Линкор "Тирпиц" был построен на верфи "Wilhelmshaven" в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли "броненосцем" за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать п
Оглавление

Строительство и гибель гордости Кригсмарине.

В нацистской Германии всегда тяготели к оружию гигантских размеров. Сегодня расскажу об одном из самых больших кораблей немецкого военно-морского флота. К началу войны немцы имели два громадных линкора: "Бисмарк" и "Тирпиц". Кригсмарине планировали их использовать как главную ударную силу против Англии и Франции в Северном и Норвежском морях. Но что-то пошло не так...

ужас Северной Атлантики - "Tirpitz"
ужас Северной Атлантики - "Tirpitz"

История появления "Чудовища".

На самом деле тут особо и нечего рассказать, это был уже второй корпус по проекту, поэтому большая часть решений уже была отработана на "Бисмарке". Его даже построили быстрее на 2,5 месяца, могли бы и раньше, но англичане активно мешали нормальной работе.

Линкор "Тирпиц" был построен на верфи "Wilhelmshaven" в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли "броненосцем" за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8 000 миль не заходя в порт.

Спуск "Тирпица" на воду апрель 1939 года, Гамбург
Спуск "Тирпица" на воду апрель 1939 года, Гамбург

Боевой путь.

Первоначально "Тирпиц" как и "Бисмарк" должен был нарушить коммуникации в Северной Атлантике. И кто знает дошли бы до Советского Союза конвои с такой нужной помощью?

К счастью, история не терпит сослагательного наклонения, и после гибели "Бисмарка" младший брат почти все время прятался по портам, проливам, фьордам или стоял на ремонте, в общем, всячески старался не попадаться на глаза.

Рейдерствовать линкор вышел всего 1 раз, немцы планировали атаковать конвои PQ-12 и QP-8.

примерно так выглядел конвой с воздуха
примерно так выглядел конвой с воздуха

1 марта Рейкьявик покинул караван PQ‑12 из 16 транспортов. Дальнее прикрытие осуществляла эскадра вице-адмирала Кёртейса: линейный крейсер "Ринаун" (флагман), линкор "Дюк оф Йорк", легкий крейсер "Кения" и шесть эсминцев. Они вышли из Рейкьявика 3 марта. Днем позже из Скапа-Флоу вышли главные силы Флота Англии под командованием адмирала Тови: линкор "Кинг Джордж V", авианосец "Викториес", тяжелый крейсер "Беруик" и шесть эскадренных миноносцев. Встреча конвоя и сопровождения состоялось 6 марта в 200 милях от Ян-Майена. Одновременно из Мурманска на запад отправился "обратный" конвой QP-8. 4 марта шторм разбушевался и разбросал суда из Советского союза. Лесовоз "Ижора" (2815 брт) отстал и так и не смог догнать конвой.

5 марта в 12:38 самолет Fw‑200 "Кондор" доложил об обнаружении трех маленьких кораблей, идущих курсом 20° между Исландией и Ян-Майеном. Спустя полчаса пришел доклад об обнаружении конвоя "PQ‑12" примерно в 400 километрах юго-восточнее острова Ян-Майен. Сразу после получения радиограммы, командование флота запросило разрешения Гитлера на выход "Тирпица" в море. Группа "Норд" получила его только в 19:22, кроме того, вместо координат конвоя на корабли передали место первой группы из трех маленьких кораблей – "80 миль южнее Ян-Майена". Командовать операцией поручили вице-адмиралу Циллиаксу, который прибыл на борт линкора утром 6 марта.

Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax; 30 октября 1891, Нойдитендорф, Тюрингия — 12 декабря 1964, Любек, Шлезвиг-Гольштейн)
Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax; 30 октября 1891, Нойдитендорф, Тюрингия — 12 декабря 1964, Любек, Шлезвиг-Гольштейн)

Через 6 часов эскадра вышла в море. "Тирпица" сопровождали эскадренные миноносцы "Фридрих Ин", "Герман Шёман" и Z‑25 из Фэттен-фьорд. Первая операция германского надводного флота против северных конвоев началась!

Но за передвижениями "Тирпица" следили, в 19:40 субмарина "Сивулф" под командование лейтенанта Райкеса обнаружила немецкий отряд на выходе из Тронхеймс-фьорда и доложила об одном линкоре или тяжелом крейсере. Адмирал Тови получил это сообщение после полуночи. В это время суда PQ‑12 столкнулись с тяжелыми льдами и повернули на юго-восток, держа курс прямо на мыс Нордкап. Силы прикрытия находились в 200 милях южнее, следуя на север на соединение с конвоем.

Сэр Джон Тови, 1-й барон Тови (англ. John Cronyn Tovey, 1st Baron Tovey, 7 марта 1885 — 12 января 1971)
Сэр Джон Тови, 1-й барон Тови (англ. John Cronyn Tovey, 1st Baron Tovey, 7 марта 1885 — 12 января 1971)

К утру погода сильно ухудшилась, поднялось волнение, из-за которого вырос расход топлива на немецких эсминцах, а с «Тирпица» даже смыло за борт матроса. Обе стороны лишились возможности вести воздушную разведку. Циллиакс даже не знал, что совсем рядом находится эскадра противника и не ожидал встречи с превосходящими силами, ранее конвои прикрывали только крейсерами. Около 10 часов адмирал отправил эсминцы на поиски в северо-западном направлении. В это время конвой PQ‑12 находился в 75 милях севернее и двигался курсом норд-ост, поэтому корабли Циллиакса оказались далеко за его кормой.

Встреча конвоев состоялась согласно плану - около 12.00 7 марта. Через час английская эскадра повернула на юго-запад. Они даже не подозревали, что в 60 милях на юго-востоке находился "Тирпиц" и полным ходом движется им на встречу. Сохраняя курс немцы пересекли курсы обоих конвоев, но PQ 12 был на 60 миль впереди, в QP-8 на 50 позади. В 16:45 эсминец "Фридрих Ин" замечает несчастную "Ижору". Через полтора часа лесовоз отправляется на дно.

К 19.30 эсминцы вернулись к "Тирпицу", адмирал Циллиакс решает продолжить поиски цели, но скоро их пришлось сворачивать из-за нехватки топлива. Около 21 часа "Ин" ушел на дозаправку в Тромсё, а на Z-25 и "Шёман" попытались перекачать часть топлива с линкора. Затея провалилась из-за сильной качки и обледенения. К 7 утра 8 марта последние 2 эсминца отправили на дозаправку.

После сигнала бедствия с «Ижоры», адмирал Тови решил, что теперь немецкий линкор уйдет обратно в базу, и развернул соединение на ост-зюйд-ост, но из Адмиралтейства ему передали, что «Тирпиц» все еще в море и может находиться восточнее острова Медвежий. В 20:32 флот англичан лег на курс, чтобы следовать за конвоем . Через час Тови отправил шесть эсминцев для движения на юго-восток и поисков в северном направлении. Эсминцы выполняли приказ до 6 часов 8 марта, противника не обнаружили. В полночь Тови окончательно утвердился во мнении, что "Тирпиц" возвращается в базу, и повернул на юг, чтобы утром иметь возможность нанести по нему удар самолетами с "Викториеса". Погода оставалась нелетной, поэтому в 05:00 британская эскадра повернула на запад и направилась к берегам Исландии.

Но Циллиакс еще не сдался. На рассвете 8 марта "Тирпиц" находился в 150 милях к югу от острова Медвежий и двигался на север. Конвой PQ‑12 в это время был в 80 милях юго-западнее Медвежьего и также шел на север. В 11:45, так не обнаружив противника, "Тирпиц" повернул на запад, в 19:16 – развернулся почти на 180°, однако в 21:25 адмирал Циллиакс прекратил поиск и пошел на встречу со своими эсминцами к Вест-фьорду.

К ночи британцы были в 400 милях западнее Лофотенских островов. В 18:30 Тови получает из Адмиралтейства информацию, что «Тирпиц» еще может находиться в районе Медвежьего, поэтому в 19:20 адмирал развернул эскадру на северо-восток. После этого он вышел на связь, надеясь, что немцы в случае перехвата его сообщения поймут, что британские линкоры охотятся за «Тирпицем», и отзовут его. Позже Адмиралтейство сообщило Тови данные радиоразведки, из которых следовало, что «Тирпиц» идет на юг, поэтому в 03:43 9 марта британский адмирал развернул свои корабли на юго-восток, чтобы отрезать противника от баз, и приказал «Викториесу» готовить к вылету разведчики и ударную группу.

Фэйри Альбакор (англ. Fairey Albacore) — британский палубный самолёт-биплан, торпедоносец-бомбардировщик использовавшийся Авиацией Королевских ВМС во время Второй мировой войны.
Фэйри Альбакор (англ. Fairey Albacore) — британский палубный самолёт-биплан, торпедоносец-бомбардировщик использовавшийся Авиацией Королевских ВМС во время Второй мировой войны.

В 07:40 с авианосца поднялись шесть «Альбакоров», чтобы осмотреть сектор между 105 и 150 градусами на дальность 155 миль. Менее через час, не получив результатов разведки, стартовала ударная группа из двенадцать вооруженных торпедами «Альбакоров» 817‑й и 832‑й эскадрилий под командованием лейтенанта-коммандера У.Дж. Лукаса. В 09:02 один из самолетов-разведчиков обнаружил «Тирпиц» и эсминц «Фридрих Ин» в 60 милях к западу от устья Вест-фьорда. Немецкие корабли шли к Тронхейму. Лукас перехватил сообщение о контакте и развернул ударную группу, ведя ее на высоте 150 метров против сильного южного ветра.

В то же время, разведывательный «Альбакор» был обнаружен «Тирпицем». В 09:30 с него подняли в воздух два бортовых «Арадо», которые выступили в роли истребительного прикрытия (им удалось повредить один из преследовавших корабль самолетов). Сам линкор круто развернулся к берегу, но его маневр не укрылся от англичан. Одновременно Циллиакс затребовал по радио поддержку авиации, но густой туман не позволял вылететь самолетам с аэродромов южнее Бардуфосса.

В 09:42 ударная группа заметила «Тирпиц» по пеленгу 140° на расстоянии 20 миль. Лукас решил набрать высоту и укрыться в облаках, чтобы скрытно обогнать линкор. Из-за сильного встречного ветра, скорость сближения не превышала 40 узлов (чуть медленнее 75 км/ч), торпедоносцам потребовалось целых полчаса, чтобы догнать противника. В 10:17, когда "Альбакоры" были прямо над линкором, он внезапно появился в разрывах туч. Лейтенант-коммандер У.Дж. Лукас понял, что внезапно напасть не получится, и приказал немедленно атаковать.

Первое звено 832‑й эскадрильи сбросило торпеды с расстояния 7,5 кабельтовых ( около 1389 м) практически под прямым углом. Многочисленные зенитки "Тирпица" тут же открыли плотный огонь.

Второе звено сбрасывало торпеды с расстояния около мили по уже уходящей цели. Еще два звена 817‑й эскадрильи атаковали корабль через 4 минуты. Они сбросили свои торпеды в еще большем беспорядке, а зенитный огонь "Тирпица" стал еще более яростным – по одному самолету каждого звена были сбиты на подходе. Англичане списали неудачу на неопытность и необученность пилотов.

Всё таки"Тирпиц" не пострадал, не считая трех раненых в результате пулеметного обстрела. В полдень линкор миновал узость Москенес и взял курс на север. Перед этим Не-115 противолодочного патруля объявил тревогу, а акустики линкора якобы слышали шум торпед. В 15:30 к "Тирпицу" присоединились «Шёман» и Z-25, а еще через 10 минут на борт поднялся лоцман – норвежец, ни слова не понимавший по-немецки и не знавший бухты. Тем не менее, в 17:40 линкор зашел в расположенную неподалеку от Нарвика бухту Боген, но тут же опять вышел – немцы боялись становиться на якорь, пока не наступила темнота. В итоге, на якорь встали только в 19:57.

Итог единственного рейда "Тирпица": 1 несчастный лесовоз, 1 разведчик и 2 торпедоносца... Слабовато для грозы морей. Правда в всей этой истории большую роль сыграл его величество Случай.

Но линкор привлекали для других операций. В сентябре 1943 года была операция Sizilien ("Сицилия") — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров "Тирпиц" и "Шарнхорст" и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция "Sizilien" была единственной операцией, когда "Тирпиц" стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

наверное так выглядела стрельба из главного кабира "Тирпица" со стороны
наверное так выглядела стрельба из главного кабира "Тирпица" со стороны

Охота на "Чудовище".

"Тирпиц" очень сильно напрягал своим существованием британцев, его потенциал был огромен. Поэтому они очень долго за ним охотились, по сути с момента спуска на воду и до 1944 года.

В октябре 1942 года с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием "Колесница" (это своего рода торпеда, которой управлял человек). К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера "Arthur". 30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма. Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось около 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 экипаж катера услышал за кормой громкий скрежет. "Артур" зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе. Операции получила название "Title".

Первую успешную атака на "Тирпиц" удалось провести только в сентябре 1943 года. Для этого британцы использовали подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X).

подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X)
подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X)

Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать "Тирпиц" должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, "Тирпиц" не успел сняться с якоря до взрыва мин. Линкор получил серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня "C" весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась. Операция получила название "Source".

В апреле 1944 году, после ремонта "Тирпиц" снова стал угрожать кораблям в Северной Атлантике. Тогда была предпринята операция с кодовым названием "Вольфрам" (англ. Tungsten). Флот выделил значительные силы: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев.

Фэйри Барракуда (англ. Fairey Barracuda) — британский палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны
Фэйри Барракуда (англ. Fairey Barracuda) — британский палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны

3 апреля, накануне ходовых испытаний после ремонта линкор атаковали 2 волны торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Только в этот раз самолеты несли не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена, британцам она стоила три самолета. "Тирпиц" потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

Операция "Paravane" (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты "Тирпица", одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев не было возможности поставить корабль в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

место последней стоянки "Тирпица"
место последней стоянки "Тирпица"

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция "Obviate" (англ. устранять) — но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Авро "Ланкастер" готовится сбросить "Толбой" на "Тирпиц"
Авро "Ланкастер" готовится сбросить "Толбой" на "Тирпиц"

12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню "С". В итоге "Тирпиц" затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

Но не только британцы охотились за огромным линкором. 5 июля 1942 года немецкий линейный корабль "Тирпиц", шёл в составе эскадры под командованием адмирала Отто Шнивинда для перехвата конвоя PQ-17. Его атаковала советская подводная лодка К-21 под командованием капитана второго ранга Николая Лунина. Подводная лодка выпустила четыре торпеды с большой дистанции. Результат атаки Луниным непосредственно не наблюдал, но акустики слышали взрывы. Их посчитали результатом попадания торпед, это стало основанием для заявлений советской прессы о повреждении линкора. Но немцы не отметили каких-либо торпедных попаданий, более того, не упоминалась сама атака.

Никола́й Алекса́ндрович Лу́нин (1907—1970) — советский военный моряк-подводник в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (3.04.1942)
Никола́й Алекса́ндрович Лу́нин (1907—1970) — советский военный моряк-подводник в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (3.04.1942)

Заключение.

Роль "Тирпица" очень не однозначна. С одной стороны эффективность его непосредственного участия в боя была крайне низкой, ущерб нанесенный кораблям Британии просто смехотворен по сравнению со стоимостью линкора. Но. Всегда есть "но". Силы и средства, которые Британия должна была выделять на охоту за "Чудовищем" более чем существенны. А услышав о выходе в море "Тирпица" конвои просто разбегались, что делало их легкой добычей для подводных лодок.

после войны "Тирпиц" разобрали на металлолом. А на переднем плане видно как норвежские дети играют в воронке от английской бомбы, которая не попала в линкор.
после войны "Тирпиц" разобрали на металлолом. А на переднем плане видно как норвежские дети играют в воронке от английской бомбы, которая не попала в линкор.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!