Королевский флот Великобритании к началу 1930-х годов имел в составе шесть авианосцев первого поколения, которые вошли в строй ещё в годы Первой мировой войны. После подписания вашингтонского морского соглашения максимальное суммарное водоизмещение британских авианосцев установили на уровне 135 000 тонн, уже существующие в сумме имели водоизмещение около 115 000 тонн. Флот Его величества оказался перед сложным выбором: заказать два небольших авианосца по 10 000 тонн или один ударный на 20 000 тонн водоизмещения. Британские адмиралы сделали выбор в пользу крупного ударного авианосца. С этого момента началась история одного из самых знаменитых кораблей Королевского флота — HMS Ark Royal («Арк Ройял»).
Описание и технические особенности.
К концу 1931 года после долгих споров были готовы три эскизных проекта. Все варианты имели двухъярусный ангар, позволявший нести 60 самолётов. Первый и второй проекты имели по две палубы, благодаря которым взлёт и посадка могли осуществляться одновременно. Тем не менее эти варианты получили отказ. Третий вариант, получивший дальнейшее развитие, имел лишь одну сплошную палубу. Для этого были веские причины: англичане планировали оснастить авианосец катапультами и аэрофинишёрами - новой разработкой, которая представляла собой специальный трос, натянутый поперёк палубы, для сокращения тормозного пути самолёта при посадке.
Летом 1933 года проект снова пересмотрели. Изменили основные элементы эскиза. Корабль хотели сперва оснастить 130-мм орудиями, но они оказались непригодны из-за слишком низкой скорострельности. Изменили состав ПВО. Но главным отличием от варианта 1931 года стало увеличение количества самолетов на борту до 72 машин, усиленное бронирование и противоторпедная защита. Проект был утверждён 21 июня 1934 года. Стоимость заказа составила 3 миллиона фунтов стерлингов.
17 апреля 1935 года с компанией «Кэммел Лэйрд» (Cammell Laird) был заключен контракт на постройку авианосца нового поколения, которому присвоили имя «Арк Ройял». Это была одна из самых выдающихся и уважаемых судостроительных компаний Великобритании с неординарным подходом в строительстве судов и кораблей.
Киль авианосца был заложен 16 сентября 1935 года. 13 апреля 1937 года состоялась торжественная церемония спуска на воду. «Крестины» корабля пошли не по плану: жена Первого лорда Адмиралтейства, леди Мод Хор, смогла разбить бутылку шампанского о форштевень лишь с четвёртой попытки, вызвав неподдельный смех у зрителей.
Летом 1938 года новый авианосец вышел на ходовые испытания, а 16 ноября, после некоторых доработок официально вошёл в состав Королевского флота. Кораблю был присвоен бортовой номер 91.
"Арк Ройял» отличали высокий надводный борт и большой кормовой свес. Он позволил разработчикам увеличить длину полетной палубы. Она возвышалась над ватерлинией на 17,1 м, имела длину 243 м и была конструктивным элементом корпуса. «Зализанная» форма оконечностей палубы обеспечила хорошую обтекаемость и устранила воздушные ямы, образующиеся в кормовой части и затрудняющие посадку самолетов. Все оборудование, способное помешать взлету и посадке самолетов (радиомачты, краны, ограждение шахт лифтов и подъемников), было телескопическим или заваливающимся. Справа на палубе имелась надстройка («остров»), где располагались ходовая и штурманская рубки, боевые посты группы управления полетами и метеослужбы, походная каюта командира и пр. Островная надстройка обеспечила хороший обзор и улучшила управление кораблем. Вынесенная в неё дымовая труба не нагревала внутренние помещения, это значительно повышало комфорт экипажа. После морских испытаний дымовую трубу удлинили на 3 метра, что б самолёты, идущие на посадку, не попадали в стоб дыма. Также имелись две гидропневматические катапульты и восемь аэрофинишеров.
Корпус корабля поделили на 12 отсеков, все котельные отделения были размещены в пределах одного отсека, это существенно снижало боевую устойчивость корабля от боевых повреждений. Кроме того, водонепроницаемые переборки доходили только до нижней ангарной палубы, находившейся на расстоянии около 5 м от поверхности воды, это тоже не добавляло живучести авианосцу. При этом в процессе постройки корабля широко использовали сварку корпусных конструкций (около 65 % всех конструкций корпуса), это сэкономило почти 500 т веса. Резерв использовали для усиления бронирования – общая масса брони составила 2850 т, или почти 13 % от стандартного водоизмещения.
Несмотря на то, что англичане при строительстве авианосца придерживались концепции Джона Фишера «скорость — лучшая броня», защищённость от прямых попаданий снарядов, считалась довольно неплохой. Толщина бронепояса была 114 мм, длина 95,1 м и высота от 4,88 м (погреба и машинное отделение) до 7,47 м (котельное отделение), прикрывая примерно 45 % ватерлинии корабля. В носу и корме пояса соединялись траверзными переборками толщиной 87 мм. Броневая палуба – трехуровневая, толщиной от 63 до 87 мм. Горизонтальное бронирование нужно было, чтобы обеспечить защиту от авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг), сброшенных на корабль с высоты около 2900 м, или бомб калибром 1000 фунтов (454 кг), сброшенных с высоты около 1680 м. Также имелась противоторпедная защита три продольные переборки. Правда это было одно из проблемных мест, во время испытаний она не выдержала взрыв заряда, с весом меньше проектного.
Ангары на 72 самолета были расположены друг над другом: верхний ангар имел длину 172 м,нижний – 138 м, ширина ангаров 18,3 м, высота – 4,88 м.
Чтобы обеспечить взрывопожаробезопасность ангары разделили противопожарными металлическими шторами, имели спринкерную противопожарную систему (это когда на потолке в помещении находится специальный ороситель, почти все её видели в кино и офисах) и множество огнетушителей. На полетную палубу самолеты доставляли три подъемника.
Вооружение авианосца включало 16 универсальных 114-мм орудий Mk III в открытых щитовых двухорудийных установках, шесть восьмиствольных 40-мм автоматов Виккерс Mk VI и восемь счетверенных 12,7-мм пулеметов «Виккерс». Правда, из-за малой дальности стрельбы и малого калибра, они считались одними из самых бесполезных вещей, которые имелись на корабле. Недостатком системы ПВО корабля было отсутствие РЛС.
Главная энергоустановка имела мощность 102 000 л. с., включала три турбозубчатых агрегата и шесть трехколлекторных паровых котлов, сгруппированных попарно в трех котельных отделениях. Дымоходы всех котлов выходили в одну трубу, проложенную между главной и нижней ангарной палубами. Высокая скорость была одним из принципиальных требований Адмиралтейства, которое исполнили безупречно. Силовая установка мощностью 103 000 лошадиных сил позволяла развить такому крупному кораблю скорость хода аж в 31,7 узла (чуть больше 57 км/ч). Запас мазута в 4 600 тонн обеспечивал дальность плавания 12 000 миль (19 312 км) 14-узловым ходом.
По эскизному проекту авиагруппа должна была состоять из 72 самолетов. Но чиновники из министерства решили использовать только 60 самолетами. От начала службы и до финала основную ударную силу авианосца представляли Fairey Swordfish – британские бипланы, служившие торпедоносцами, лёгкими бомбардировщиками и разведчиками. Архаичные самолеты выглядели к началу Второй мировой на фоне новейших "Спитфайров" почти музейными экспонатами, но на их боевом счету больше всего торпедных попаданий в корабли противника, чем у любых других палубников Второй мировой.
Служба во флоте Его Величества.
Первые месяцы войны авианосец, преследовали сплошные неудачи. Например, при атаке U-30 в сентябре 1939 года пара Blackburn Skua погибла из-за взрыва собственных бомб. Немецкая подлодка не получила повреждений. В ноябре того же года в результате несчастного случая погиб пилот.
В 1940 году ударная группа авианосца совершила множество атак на немецкие позиции, оказывала поддержку сухопутных войск в ходе норвежской кампании. На счету английских истребителей более десятка сбитых вражеских бомбардировщиков и перехватчиков.
Первым крупным успехом «Арк Ройяла» можно считать участие в операции "Катапульта" (общее название серии британских операций по захвату и уничтожению кораблей французского флота в английских и колониальных портах Франции в ходе Второй мировой войны). Первая волна "Суордфишей" не нанесла никакого урона, хоть и вернулась в полном составе, ПВО порта не была готова к отражению атаки. Торпедоносцы второй волны сбросили три торпеды, одна из которых угодила в сторожевой корабль, гружённый глубинными бомбами. В результате его разломило на две части. Мощный взрыв вызвал обширные деформации корпуса линкора. "Dunkerque" получил сильный крен и лёг на грунт. В результате он был выведен из строя на несколько месяцев Вторая группа из трёх самолетов была полностью уничтожена в ходе воздушного боя. Третья волна стала последней, удалось сбросить только две торпеды.
Успех сменился относительно неудачей в операции "Коллар" по сопровождению средиземноморского конвоя, на перехват которого вышла итальянская эскадра во главе с линкором "Vittorio Veneto". 28 ноября 1940 года итальянцы установили первый контакт с английскими кораблями. Ударная группа из одиннадцати "Суордфишей" вышла в атаку. Из-за отсутствия опыта пилоты не нанесли никаких повреждений итальянскому флагману. Вторая эскадрилья повторно атаковала линкор, но также безрезультатно. Планы итальянцев всё же были сорваны, несмотря на отсутствие потерь, и конвой прибыл в целости и сохранности.
В мае 1941 года именно "Суордфиши" с "Арк Ройяла" добились решающего успеха в охоте на немецкий суперлинкор "Бисмарк" – торпеда повредила рули вражеского корабля. Это стало началом конца – на рассвете его настигли британские линейные корабли "Кинг Джордж V" и "Родней".
13 ноября "Арк Ройял" выполнял задачу по переброске самолетов для борьбы с авиацией Германии и Италии в Северной Африке. Его команду уже можно было назвать ветеранами, её членов несло службу с первого дня. Немецкая подводная лодка U-81 под командованием капитан-лейтенанта Фридриха Гуттенбергера прошла Гибралтарский пролив и сейчас находилась прямо на пути английской эскадры. Когда британцы находились уже недалеко от Скалы, немцы с предельной дистанции совершили три выстрела. Одна из выпущенных с предельной дистанции торпед попала в правый борт авианосца.
При взрыве погиб всего один матрос, но попадание стало смертельным для корабля – хлеставшая через огромную пробоину вода уже через час лишила корабль энергии, водоотливные помпы перестали работать. Авианосец ещё недолгое время сохранял ход, но из-за усиливающейся вибрации корпуса и затопления помещений капитан Монд приказал старшему механику Энтони Оливеру остановить машины. Спустя 15 минут после попадания крен увеличился до 18 градусов. Попытки запитаться от подошедших эсминцев не дали результата. Из-за крена спустить шлюпки на воду уже было невозможно. Тогда эсминец "Лиджен" подошёл с кормы к левому борту "Арка" и начал снимать людей. За полчаса он принял 1487 человек, что значительно превышало численность его штатного экипажа.
На рассвете 14 ноября 1941 года крен достиг уже 35 градусов. Капитан Монд приказал оставшимся добровольцам, боровшимся за спасение корабля, покинуть обречённый авианосец. В 06:13 "Арк Роял" затонул. Так закончилась его служба, в 25 км от Гибралтара
Не обошлось в этой истории и без милоты. Чёрно-белый кот по кличке Оскар начинал свою "службу" на линкоре "Бисмарк". После его затопления с обломков линкора его подобрал английским эсминец "Казак". В октябре 41-го эсминец был торпедирован немецкой субмариной, однако кот, получивший прозвище "Непотопляемый Сэм", снова уцелел и вскоре оказался на борту "Арк Ройяла". Лишь после гибели авианосца британцы решили не испытывать судьбу и не проверять, на сколько ещё кораблей хватит кошачьих жизней. По приходе в Гибралтар Оскара списали на берег. "Непотопляемый Сэм" умер на берегу в 1955 году.
Заключение.
Авианосцы флота Великобритании стали во многом первопроходцами. В этом списке достижений Royal Navy и первый в мире заложенный авианосец Hermes, и корабль-революция Ark Royal. Значение этого корабля сложно переоценить, он стал первым, где были отработаны многие технические решения, которые стали нормой или даже обязательными для всех авианосцев на долгие годы вперед.
"Без него я как слепой нищий без своей собаки», — заявил адмирал Сомервил, узнав о гибели авианосца "Арк Ройал", который и впрямь был "поводырем" Королевского флота и едва ли не самым знаменитым британским кораблем Второй Мировой — сравниться с ним в известности может лишь линейный крейсер "Худ".
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!