История создания легенды.
Вторая Мировая война не зря так называется, она полыхала почти по всему земному шару. Важной частью стали морские сражения, которые сильно отличались от Первой Мировой войны. Как и на суше, всё большую роль играли самолеты. Самые серьезные столкновения в море выпали на долю Соединенных Штатов Америки. Им было необходимо прикрывать свои силы с воздуха, если об истребителях, которые базировались на суше мы говорили:
то палубные пока что прятались от нас.
Одним из самых известных истребителей военно-морских сил был Chance Vought F4U Corsair. Сегодня с ним и познакомимся.
Как "Корсара" призвали на службу?
Как всегда, все началось с желания военных получить более современные аппараты для замены уже стоявших на вооружении Brewster F2A Buffalo и Grumman F4F Wildcat.
В 1938 году ВМС США объявили о своем намерении заменить самолеты на что-то более свежее, лучше отвечающее требованиям времени. В конкурсе решили принять участие несколько фирм. Среди них была и «Чанс Воут». На самом деле это было только одно из подразделений "Юнайтед Эркрафт Корпорейшн". Другая компания этого объединения - "Пратт - Уитни" занималась разработкой и производством двигателей, что с успехом продолжала и в XXI веке. А раз есть свои проекты, значит от использования разработок конкурентов можно отказаться.
Главный конструктор фирмы инженер Рэкс Бейсел сделал ставку на мощнейший для того времени двигатель ХR-2800. Хотя этот перспективный двигатель был еще «сырым» и требовал доводки, проект Бейсела (V-166В) произвел хорошее впечатление на заказчиков, и в июле 1938 года с фирмой «Чанс Воут» был подписан контракт на постройку опытного самолета, получившего обозначение ХF4U-1.
В феврале успешно представили на согласование макет в натуральную величину, по итогам на проект поставили заветную отметку "Согласовано" и началось практическая разработка ХF4U-1.
На реализацию проекта ушло полтора года. Это был цельнометаллический моноплан с консолями, частично обтянутыми специальным полотном. Особый силуэт придавало крыло формой «обратной чайки». Оно под прямым углом сочленялось с фюзеляжем круглого сечения. Это уменьшало аэродинамическую интерференцию (это аэродинамическое взаимодействие между элементами самолета, обычно негативное), не требовало установки обтекателей сложной формы, что было свойственно для других машин.
Свой первый полет будущий "Корсар" совершил 29 мая 1940 года под управлением Лаймана А. Булларда-младшего (Lyman A. Bullard Jr) в аэропорту Бриджпорт, город Бриджпорт, Коннектикут. Результаты оказались ошеломительными. ХF4U-1 достиг скорости полета 651,7 км/ч и стал самым скоростным американским военным самолетом того периода.
Самолет на фоне своих конкурентом выглядел настоящим монстром. 3365 кг взлетной массы делали его самым тяжелым из одноклассников. 18-цилиндровый звездообразный двигатель был намного больше и мощнее, чем то, что ставили до него на истребители. Он приводил в движение трехлопастный винт "Гамильтон-Стандарт" (ещё одно подразделение UAC) диаметром 4,04 м. Это был самый большой винт, когда-либо ставившийся на истребители. Для сравнения, винт немецкого "Мессершмитт" Bf-109 имел в диаметре только 3,0 м.
Габариты самолета были 10.26х12.49х4.49 метра (длина, размах крыла, высота). Площадь крыла - 29.1 кв.м. Практический потолок полета – 12 650 метров. Скороподъемность – 19.7 метров
Погоня за супер мотором создала для «Корсара» очень много проблем. Двигатель оказался таким мощным, что первоначальная конструкция самолета просто не выдерживала и ломалась при наборе скорости и высоты. В первую очередь подводили крылья. Решить проблемы американские инженеры смогли за счет «ломанных» крыльев, выполненных по схеме «обратная чайка». Она же и дала возможность установить винт нужного диаметра.
Кроме того крыло включало в себя одни из первых образцов интегральных топливных баков чуть больше чем на 1000 литров. В консолях крыла были отсеки для размещения 20 маленьких бомб; прицеливание для их сброса осуществлялось через прозрачную панель снизу. Два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета поставили в крылья, а в верхней части фюзеляжа стояли два синхронных 7,62-мм пулемета. Конструктивно новый истребитель обладал значительной прочностью, особенно толстой была обшивка фюзеляжа. Она крепилась с помощью новой технологии точечной сварки, как и обшивка передней кромки крыла. За главным лонжероном, однако, обшивка крыла была полотняной, также как и обшивка управляющих поверхностей.
Проверить прочность самолета выпало пилоту Буну Т. Гайтону (Boone Т. Guyton) 11 июля 1940 года, когда во время пятого полета у XF4U-1 заканчивалось топливо. Вместо того, чтобы вернуться на аэродром летчик решил сажать самолет на поле для гольфа в Норвиче. Трава была мокрой от дождя, и прототип врезался в окружающие деревья. Гайтон не пострадал, но 1443-й получил серьезные повреждения. Vought-Sikorsky отремонтировали его, и примерно через два месяца он вернулся к летным испытаниям.
В октябре 1940 г. самолет передали на испытания военным. 3 марта 1941 г. был подписан контракт на серийное производство. Заказчики потребовали усилить вооружение до шести крыльевых крупнокалиберных пулеметов с общим боеприпасом 2350 патронов. Это выполнили. Несколько изменили место расположения пилотской кабины. Самолет получил усовершенствованный двигатель R-2800-8, мощность была доведена до 2000 л.с. В таком виде машина, получившая обозначение F4U-1, пошла в серию.
25 июня 1942 года первая машина с заводским номером 02153 поднялась в воздух, а через неделю новыми самолетами начали оснащать авианосец «Сангамон».
Но подготовка к использованию истребителя на авианосцах шла из рук вон плохо. Первые пробные взлеты и посадки, прошедшие на авианосце USS "Sangamon"в сентябре-октябре 1942 года, выявили множество недостатков конструкции «Корсара». Истребитель без всяких видимых причин мог потерять скорость, сваливаться на правое крыло и войти в штопор. Сильный крутящий момент винта при старте и посадке вызывал нестабильность. Машину буквально болтало вправо - влево. Привычная техника приземления на палубу авианосца была невозможна. Мотор ограничивал летчику обзор, а капли масла, брызгающие из двигателя, на лобовое остекление фонаря еще больше ухудшали видимость. При посадке летчик был вынужден сближаться с авианосцем не по прямой, а на вираже, чтобы иметь возможность видеть палубу. Непосредственно в момент приземления самолет опускал нос и крайне сильно ударялся об палубу основными колесами. Истребитель зачастую подскакивал на жестких амортизаторах стоек шасси, «козлил», что могло привести к повреждениям самолета.
Для уверенного пилотирования «Корсара», требовалось пройти многочасовую летную подготовку. Число потерянных по не боевым причинам истребителей F4U намного превысило боевые потери (349 машин были сбиты зенитной артиллерией, 232 по иным боевым причинам, 690 при выполнении не боевых вылетов и 164 были разбиты при взлетах и посадках на авианосцы). Окончательно с этой проблемой справились только в F4U-1D.
Как "Корсары" проявили себя в бою?
К сожалению, F4U не успели к драке в Перл-Харборе (7 декабря 1941 г.). и F4F "Wildcat" пришлось тяжело в бою с японскими "Зеро". Нужно было что-то решать, тогда на сцену вышел F6F «Хэллкэт». Это не изменило отношения военных к «Корсару». F4U были нужны как воздух, но командование американских ВМС не рискнуло бросить в бой пилотов, еще не освоивших как следует новую машину. Только в начале 1943 г. первая эскадрилья F4U-1 прибыла в район о. Гуадалканал.
Первоначально ВМФ хотел применить новые «Корсары» в качестве палубных истребителей-перехватчиков. Но неудачные попытки вынудили американцев передать истребители в сухопутных подразделениях морской пехоты. Первой частью получившей «Корсары» стала эскадрилья VMF-124, организованная 7 сентября 1942 года на базе Камп-Керне в штате Калифорния. Подразделение прошло обучение на новой для себя машине и 28 декабря 1942 года ее признали боеготовой. На вооружении эскадрильи состояло 22 истребителя F4U-1.
12 февраля 1943 года новые истребители выполнили первый боевой вылет на сопровождение бомбардировщиков PB4Y, совершавших налет на корабли японского флота в Буангвилле. В этот день им не довелось вступить в бой с японскими самолетами.
При выполнении аналогичного задания 14 февраля самолеты из VMF-124 вместе с Р-40 и Р-38 были перехвачены полусотней японских истребителей А6М «Зеро». Дебют был неудачным, эскадрилья потеряла в этом бою два самолета. Общие американские потери составили: четыре Р-38, по два F-4U, Р-40 и PB4Y "Либерейтор" при трех сбитых японских истребителях.
Из первого боя сделали выводы и постепенно стали внедрять особую тактику: имея преимущество в скоростных характеристиках, американские летчики проводили атаку первыми. Заметив вражеские самолеты, "Корсары" быстро набирали высоту, и пикировали на противника, уничтожая японские машины. После американцы выходили из боя с набором высоты, занимая новый рубеж для очередного нападения. Заметно уступая японским "Зеро" в маневренности, F4U старались не втягиваться ближний маневренный бой. В критических ситуациях «Корсар» старался оторваться от преследующего противника быстрым набором высоты или пикирования. Информация о больших возможностях новых F4U-1 распространялась по мере того, как эскадрилья VMF-124 увеличивала счет своих побед, и все больше подразделений морской пехоты стали переходить на "Корсары".
По статистике, через каждые 30 вылетов пилоты «Корсаров» сбивали самолет противника. Среди летчиков, воевавших на «Корсарах», были и свои асы. Например, майор Бойнгтон (Gregory "Pappy" Boyington) одержал 28 воздушных побед. 26 сбитых самолетов было на счету капитана Фосса.
Во время боев за японские острова «Корсары» получили у американских морских пехотинцев прозвище «Ангелы Окинавы.
Самым результативным подразделением вооружённым F4U Corsair стала VF84 имею 154 победы над Тихим океаном.
Нравился он пилотам и своей живучестью. 22 июня 1945г. Корсары из VFM-113, участвовавшие в налете на военно-морскую базу Куре столкнулись в воздухе с группой японских истребителей N1K2-J "Шиден-Кай" из элитного 343 кокутая, укомплектованного морскими летчиками-ветеранами. "Корсар" Элсона Фрейзера настиг залп четырех 20мм пушек , американский летчик увидел, как снесло часть лего крыла... Тем не менее, он сумел заложить левый вираж, перевернуться и уйти в пике. После энергичных маневров остатки висевшей "на соплях" консоли окончательно ушли в свободный полет, а японский истребитель уверенно висел слева на хвосте, однако скорость его была чуть выше скорости" Корсара". Это спасло американца - японец проскочил немного вперед. После чего они разошлись в облаках. Положение Фрейзера осложнялось также тем, что замки подвесных баков заклинило, не позволяя избавиться от балласта. Тем не менее, летчику удалось дотянуть до Окинавы и совершить посадку.
Подводя итоги.
Всего было произведено 12 571 "Corsair F4U". Он служил в ВМС США и корпусе морской пехоты во время Второй мировой войны и Корейской войны. ’Корсары" также служили в вооруженных силах других стран. Последнее известное боевое применение было в Центральной Америке в 1969 году
Хочется подчеркнуть, что успешность "Корсара" во многом связана с тем, что самолет изначально проектировался под задачи, которые ему пришлось решать. Кроме того, разработку заканчивали уже имея опыт боев, который диктовал конкретные требования для истребителя. Конечно, умалять эффективность "Корсара" не стоит, на мой взгляд, его роль в морской авиации сопоставим с ролью "Мустанга" в сухопутной - великолепный самолет, с большим потенциалом для модернизации, который завершил разгром противника и сильно выделялся на фоне современников.
P.s. Спасибо за внимание и помните, что Ваши лайки, подписки и комментарии помогают в развитии канала.
Если понравилась статья, переходите по ссылкам на другие наши материалы про истребители Второй Мировой Войны: