Найти в Дзене
Life.Akbars

Адаптация стажера за 5 шагов: успешный онбординг без отдела персонала

Оглавление

По данным HeadHunter, до 40% новичков в первые три месяца работы задумываются об увольнении. Согласно опросу, проведенному аналитиками TalentTech совместно с «Нетологией», больше всего людей демотивируют непонятные цели во время стажировки, страх не найти общий язык с коллективом и начальником и не получить зарплату.  

Часто подобные беспокойства и желание «сбежать» вызывает плохо выстроенный процесс адаптации новичков. Из-за этого бизнес вынужден тратить ресурсы на постоянный поиск новых кандидатов, а действующие сотрудники — перерабатывать из-за нехватки персонала. Я обучила персонал для 11 бизнес-проектов: в статье расскажу, как быстро и эффективно провести адаптацию новых сотрудников.

Составить инструкцию «Добро пожаловать»

Это своего рода «шпаргалка» со списком основных бытовых и рабочих моментов, с которыми человек столкнется на новой работе. Она может включать информацию о:

  • расположении кухни, санузлов, раздевалки и других помещений;
  • графике работы и перерывах на отдых;
  • форме одежды;
  • регламенте общения, рабочем сленге;
  • рабочих контактах: имена сотрудников, почта и телефон для связи;
  • правилах использования техники, мебели и пр.
Оформлять памятку лучше в простой и доступной форме, без пугающих вставок про штрафы и наказания. Пример инструкции «Добро пожаловать» для продавца ювелирной точке в торговом центре. (Источник: фото автора)
Оформлять памятку лучше в простой и доступной форме, без пугающих вставок про штрафы и наказания. Пример инструкции «Добро пожаловать» для продавца ювелирной точке в торговом центре. (Источник: фото автора)

Важно!

С составлением инструкции могут помочь уже действующие работники: они подскажут, что можно добавить в материал, так как видят все процессы изнутри. Их мотивация — возможность проявить инициативу и лояльное отношение руководства.
Эту карту начертили рядовые консультанты, когда отвечали на вопрос «Что помогло бы чувствовать себя увереннее на новой работе?» (Источник: фото автора)
Эту карту начертили рядовые консультанты, когда отвечали на вопрос «Что помогло бы чувствовать себя увереннее на новой работе?» (Источник: фото автора)

Сделать план адаптации для новичка

Согласно данным TalentTech, «Нетологии» и FL.ru, 20% новых сотрудников вообще не поняли, зачем их наняли, а 18% отметили, что руководитель не смог найти время, чтобы обсудить цели и особенности рабочего процесса.

Решить эти проблемы поможет план адаптации: он отражает все этапы, с которыми столкнется новый член команды в первые недели работы. Я составляла их в виде расписания из блоков обучения, оценки и практики. Цель каждого раздела — конкретные цифры, например, определенный балл за тест.

С планом адаптации у новенького появляются понятные ориентиры, все ли он делает правильно. (Источник: фото автора)
С планом адаптации у новенького появляются понятные ориентиры, все ли он делает правильно. (Источник: фото автора)

Основная часть плана адаптации — обучение. Для изучения теоретической части я готовила рабочую тетрадь, где стажер сможет выполнять задания и делать записи. Примеры разделов рабочей тетради:

  1. о компании — сфера деятельности, ценности;
  2. распорядок рабочего дня;
  3. информация о товарах или услугах;
  4. техника продаж;
  5. дополнительные регламенты — безопасность, инвентаризация, аттестация.

Совет:

Для лучшего запоминания теорию можно дополнить удачными речевыми формулами и типовыми сценариями диалогов с клиентами, яркими фактами о товаре и пр.
Пример из рабочей тетради: усвоение знаний усиливает мультиканалость, когда информация проходит по разным каналам восприятия (зрение, слух, осязание). (Источник: фото автора)
Пример из рабочей тетради: усвоение знаний усиливает мультиканалость, когда информация проходит по разным каналам восприятия (зрение, слух, осязание). (Источник: фото автора)

Вторая часть обучения — создание навыка: работа с кассой, активное слушание, предложение докупить сопутствующий товар. Его можно построить по формуле: «смотри — повторяй вместе — делай сам».

Пример:

1. Новичок наблюдает за общением клиента с опытным консультантом.
2. Новичок и наставник повторяют диалоги в инсценировке, где наставник играет роль клиента.
3. После 5-10 репетиций типовых консультаций новый сотрудник переходит к самостоятельной работе под контролем куратора.

Помочь стажеру влиться в коллектив

Интересная информация о бизнесе и персонале превратит абстрактные должности в живых людей и даст повод к диалогу с коллегами. Можно рассказать новичку истории действующих сотрудников, поговорить о ценностях и ярких достижениях компании.

Общение с наставником, которому можно задать любой вопрос, попросить совета и помощи. Можно попросить выступить в этой роли опытного сотрудника, а в качестве бонуса предложить ему премию, дополнительные выходные, отпуск в удобное время и пр. Подробнее о том, как внедрить в компании наставничество, мы рассказывали в этой статье.

Позитивная обратная связь. Ее нужно давать по завершению каждого блока обучения в комфортной обстановке: можно организовать чаепитие, неформальную беседу, пообщаться в отдельном чате. Наградами за успех может быть комплимент, позитивный отзыв наставника, фиксация суммы продаж.

Схема формирования обратной связи по принципу «пилюли». (Источник: фото автора)
Схема формирования обратной связи по принципу «пилюли». (Источник: фото автора)

Нужно регулярно общаться с новичком, чтобы понимать его текущий настрой и оценивать промежуточные результаты стажировки. Можно прямо спросить: «Что ты думаешь о своей работе?». Ответ поможет вовремя заметить и отработать сложности и недопонимание с новым работником.

Как часто выстраивать такой диалог, зависит от длины стажировки. Я проводила оценку раз в 3-5 дней: это средний срок для прохождения одного блока плана адаптации.

Сформировать денежную мотивацию

Желательно в первый же день рассказать, в какие даты и каком объеме выплачивают аванс, зарплату, премию, чтобы у новичка была полная информация об условиях сотрудничества. Также полезно научить нового работника рассчитывать зарплату за день, за месяц.Если она привязана к продажам, то действенной будет формула «От желания к цели».

Расчет мотивирует к работе и снимает страх неудачи конкретными, достижимыми цифрами. (Источник: фото автора)
Расчет мотивирует к работе и снимает страх неудачи конкретными, достижимыми цифрами. (Источник: фото автора)

На заметку:

Примерно через полгода новичок «привыкает» к деньгам, и материальная мотивация теряет эффективность. Поэтому лучше сразу акцентировать и нематериальные бонусы: удобный график, обучение за счет компании, карьерный рост и другие преимущества.

Зафиксировать окончание стажировки

Помимо формальностей трудоустройства, я всегда старалась эмоционально оценить большую работу, проделанную человеком: через полгода бизнес-показатели забываются, а вот своим опытом люди гордятся.

В качестве поздравления новому работнику компании можно подарить блокнот: на первой странице я просила куратора оставить пожелание своему подопечному. А после поздравительной части работник получал план дальнейшего развития в компании: цели по продажам на месяц, возможные этапы в карьере. Новый ориентир зависел от ценностей и планов, которые человек озвучил на собеседовании.

Наставнику я дарила фигурку цыпленка с именем его ученика. (Источник: фото автора)
Наставнику я дарила фигурку цыпленка с именем его ученика. (Источник: фото автора)

Если стажер все-таки решил уволиться, нужно узнать о причинах такого решения. Для выявления слабых мест можно предложить заполнить короткий опрос о том, что конкретно ему не понравилось на новом месте.

Опрос можно сделать в анонимной гугл-форме. (Источник: фото автора)
Опрос можно сделать в анонимной гугл-форме. (Источник: фото автора)

Если кажется, что подобный процесс адаптации новичков слишком сложный, стоит вспомнить, что для бизнеса цена досрочного увольнения сотрудника может доходить до 300% от его месячной зарплаты.

Узнать о том, как правильно принять нового сотрудника в штат, а также задать вопрос из любой отрасли права можно в юридической службе от Ак Барс Банка: это быстро, круглосуточно и выгодно.

Вам могут быть интересны эти статьи: