Роль труда и коллектива в жизни, разбор сортов патриотизма.
Вступление
С рождением социализма общество привыкает (воспитывается) к новым взглядам. Появляются коммунистическое отношение к труду, коллективизм, гуманизм, верность общественному долгу, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм.
§ 40. ЧЕРТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Труд — источник всех жизненных ценностей, источник богатства общества и благосостояния его членов.
Как мы помним, произошло освобождение от эксплуатации. Что придёт на замену? Авторы утверждают, что героизм. На первых этапах становления СССР это действительно работало, самые активные становились Героями Социалистического Труда.
Польза для общества очевидна, а мне то что от усердного труда? В работе по душе мы чувствуем бодрость, становимся самостоятельными, инициативными, проявляем смекалку и свой характер.
Это всё хорошо, но никуда не деться от труда коллективного, который диктует свои условия. В первую очередь, наладка отношений между людьми. Последствия при социализме аховые: дружба, взаимопомощь, сотрудничество, оглядка не мнение коллектива.
Убеждение в том, что твой труд нужен людям, помогает человеку преодолевать трудности, умножает его силы.
Ярким проявлением социализма является добровольное наставничество, то есть передача новым членам коллектива производственного и жизненного опыта. Если про работу всё понятно, то на кой вам жизненный опыт? Родители же уже воспитали. Смысл кроется как раз в притирке с коллективом. Каким бы опытом ты не обладал до попадания на новое производство, всех нюансов знать нельзя, поэтому наставник и нужен.
Можно ли обойтись без наставника? Конечно. Но тем самым человек добровольно откажется от дополнительной мотивации — быть не просто полезным, а чувствовать это, быть уверенным, что твой труд ценят.
Но что делать, если по жизни встречаются противоречия между коллективным и личным? В качестве примеров достаточно частые ситуации: вам дали задание, которое вы не хотите выполнять или вам для блага компании нужно публично озвучить просчёты вашего друга-коллеги. Дилемма решается с использованием лишь одного правила: всегда и во всем исходить прежде всего из интересов коллектива. Цитата А. С. Макаренко:
Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ…
Уже сейчас опыт коллективизма в социалистических государствах опроверг утверждение буржуазной науки о вреде коллективизма, мол, коллективизм стандартизирует личность и ведет к обезличке человека. Здесь есть место лицемерию, поскольку при капитализме тоже присутствуют тусовки своих и чужих (культура отмены, кумовство и т. п. ), к тому же очевидно, что коллектив подталкивает личность к развитию — духовного мира и индивидуальности. С массовым использованием интернета эта дискуссия закрыта окончательно (блоги профессионалов своего дела).
Что ещё даёт обществу коллективистское сознание? Готовность щедро делиться своими знаниями, опытом, достижениями. Это свойство принято называть емким словом «самоотдача». Также не забудем и о тесной связи коллективизма и гуманизма. Согласитесь, мизантропу будет тяжелее в коллективе, следовательно, он пересмотрит своё отношение, или будет приспосабливаться. Но не стоит забывать и основное требование гуманизма — уважать достоинство человека.
При капитализме все добродетели почему-то постоянно вступают в конфликт с бытием. Хотите иметь много денег — идите в бизнес. Бизнес — это эксплуатация других людей. О каком гуманизме здесь может идти речь? Именно поэтому зачастую мы наблюдаем противоречия при нелёгком выборе: поступить человечно себе в ущерб или гнилостно, но выгодно. Слишком часто нынешняя общественно-экономическая формация ставит такой выбор перед нами.
«Человек человеку — друг, товарищ и брат».
А не: «человек человеку — чужак, конкурент и подчинённый».
Раскроем чуть подробнее человеколюбие. По утверждению учебника, любить — это ещё и требовать, помогать избавляться от недостатков, от всего, что принижает человека.
Как это часто бывает, разговоры про гуманизм, будь он капиталистическим или социалистическим, переходит к сравнению с религией. Если брать социализм, то непримиримым будет отношение ко злу. «Любовью во Христе» и «Непротивление злу» категорически отрицается. Только борьба с помощью силы.
Напоследок рассматривается понятие социалистического патриотизма. Давайте начнём со второй части, затем вернёмся к первой. Патриотизм — доставшееся нам по наследству социальное чувство: любовь к стране, её истории, к народу. Особенность социалистического патриотизма — любовь к прогрессивному общественному строю, делу коммунизма:
«Родина и социалистический строй в сознании советского человека слиты воедино».
Не путать с «Квасным патриотизмом», когда любят недостатки, а ко всему «иноплеменному» относятся с презрением. Социалистам чужд национальный эгоизм и шовинизм. В этом смысле абсолютно нормально перенимать опыт прогрессивных обществ и даже, о ужас, капиталистических.
В финале параграфа есть утверждение, которое и стало камнем преткновения для левых идеологов нашей страны. Как относиться к помощи угнетаемых народов в современных условиях? Стоит ли осуждать и поощрять вмешательства в дела другого государства, даже если льётся кровь и ущемляют права определённой народности/ нации?
На момент последней редакции учебника ответ был однозначным — конечно стоит, ведь помогали нуждающимся народам коммунисты (хотя бы на бумаге) в лице социалистического блока. Сейчас же социалистического «аргумента» не стало, лозунги коммунизма под негласным запретом, зато аргумент про защиту угнетаемых всё ещё на повестке. Неплохо одурачили, да? Вот и не могут договориться между собой левые идеологи.
Благодарю за внимание!
***
Обзоры предыдущих параграфов:
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.
§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.
§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.
§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.
§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.
§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.
§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.
§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.
§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.
§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.
§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.
§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.
§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.
§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.
§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.
§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.
§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
§ 29. СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
§ 30. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ.
§ 31. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.
§ 32. ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА.
§ 33. ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ К КОММУНИЗМУ.
§ 36. К КОММУНИСТИЧЕСКОМУ ТРУДУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ.
§ 37. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Изображения взяты с просторов сети.