Найти в Дзене
Дмитрий Карташев

§ 33. ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ К КОММУНИЗМУ. Обзор учебника «Обществоведение»

Оглавление

Знакомимся с типичными противоречиями при социализме и усваиваем триединую задачу.

Вступление

Данный параграф посвящён неминуемому перерастанию социализма в коммунизм при сохранении стремления к реализации идей марксизма-ленинизма. В очередной раз учебник будет повторять, что социализм — переходная фаза. Любое отрицание диалектики процесса неизбежно будет приводить к стагнации и даже к деградации общественно-экономической формации (ОЭФ).

§ 33. ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ К КОММУНИЗМУ

Итак, социализм — это всего лишь первая фаза коммунизма. Для перехода в следующую требуется развивать, совершенствовать и, где надо, преобразовывать производственную основу и общественные отношения социализма. Как мы с вами уже знаем, вслед за экономическими преобразованиями неизбежно придут изменения в общественных отношениях, в сознании, психологии людей.

Авторы предостерегают слишком торопиться, но и не отставать. Не забываем про реальность, про капиталистические стаи за окном. В качестве примера к 80-м годам ещё не было возможности отказаться от подсобных хозяйств советских людей, было очевидно, что оно нужно, пресловутые дачи и сады закрывали многие потребности общества. А теперь представьте, если бы государство начало с этим бороться… В 90-е по злой иронии миллионам людей в стране нечего было бы есть, буквально.

Как и в случае с исторической необходимостью, развитие социалистического общества — закономерный процесс. При этом, опять же, на самотёк это дело пускать нельзя, мы с вами живём как раз в стране, где всё пустили по одному месту в начале 90-х. И теперь каких усилий нам стоит хотя бы приблизиться к показателям 80-х годов.

Вспоминаем диалектику. Любое движение вперёд всегда связано с преодолением противоречий. Что имеем на старте при социализме? Производственные отношения в целом соответствуют уровню развития производственных сил, нет классов эксплуататоров, поэтому нет враждебных противостояний. А что тогда есть? Есть противоречия неантагонистические — порождаются, например, неравномерностью развития различных районов ещё до установления социализма. Также противоречия могут возникать сугубо при социализме: достигнутый уровень производства и уровень потребности общества, отставание сознания от бытия, сбережение природы при эксплуатации её богатств.

-2

Для определения правильного подхода нужно сначала обнаружить противоречие, потом его изучить, научно обосновать возможные практические меры, реализовать на практике. Зачастую это требует ломки привычной деятельности. Да, раньше по-старому значило — единственно верный путь, теперь же боремся с косностью и отсталостью, чтобы двигать прогресс вперёд.

Нельзя забывать и об объективных трудностях: природные катаклизмы, распределение трудовых ресурсов по всем отраслям, истощение запасов полезных ископаемых, научно технический прогресс ведет к отмиранию ряда профессий. Какие-то проблемы можно предвидеть, на какие-то остаётся лишь оперативно реагировать. Также играют роль субъективные трудности: недостатки планирования, неточные решения.

Один из принципов марксистско-ленинской теории состоит в категорическом отрицании какого бы то ни было прожектерства, попыток предсказывать детали будущего. Конкретное решение конкретных проблем способна подсказать только сама жизнь…
-3

Принцип выше распространяется только на науку, понятное дело. Никто не запрещает нам фантазировать, опираясь на научные идеи, главное не сводить мысль к домыслам, что, кстати, очень свойственно «капиталистической» фантастике.

Чему в конечном итоге должно привести диалектическое развитие, если речь заходит о движении к коммунизму? К созданию материально-технической базы, к формированию коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека.

Возьмём несложный пример. Построили и запустили завод, богатство страны увеличилось, тем самым готовятся условия для перехода к коммунистическому принципу труда и распределения, что приведёт к развитию общественных отношений. Далее происходит перестройка сознания людей, даже воспитание новых моральных качеств. Через воспитание будут развиваться производительные силы.

-4

Так мы выделили с вами три основных задачи построения коммунизма — триединую задачу:

  1. Построение материально-технической базы коммунизма.
  2. Формирование коммунистических общественных отношений.
  3. Перестройка сознания людей, воспитание новых моральных качеств.

Благодарю за внимание!

***

Обзоры предыдущих параграфов:

§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.

§ 2. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.

§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.

§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.

§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.

§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.

§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.

§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.

§ 13. ИМПЕРИАЛИЗМ.

§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.

§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.

§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.

§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.

§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.

§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.

§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.

§ 21. ПЛАНИРОВАНИЕ.

§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.

§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.

§ 24. ТРУД И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.

§ 25. ВОСПРОИЗВОДСТВО.

§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

§ 27. ОБЩЕСТВО ТРУДЯЩИХСЯ.

§ 28. СОЮЗ СВОБОДНЫХ НАРОДОВ.

§ 29. СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

§ 30. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ.

§ 31. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

§ 32. ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА.

Ссылка на текст учебника.

Изображения взяты с просторов сети.