Знакомимся с типичными противоречиями при социализме и усваиваем триединую задачу.
Вступление
Данный параграф посвящён неминуемому перерастанию социализма в коммунизм при сохранении стремления к реализации идей марксизма-ленинизма. В очередной раз учебник будет повторять, что социализм — переходная фаза. Любое отрицание диалектики процесса неизбежно будет приводить к стагнации и даже к деградации общественно-экономической формации (ОЭФ).
§ 33. ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ К КОММУНИЗМУ
Итак, социализм — это всего лишь первая фаза коммунизма. Для перехода в следующую требуется развивать, совершенствовать и, где надо, преобразовывать производственную основу и общественные отношения социализма. Как мы с вами уже знаем, вслед за экономическими преобразованиями неизбежно придут изменения в общественных отношениях, в сознании, психологии людей.
Авторы предостерегают слишком торопиться, но и не отставать. Не забываем про реальность, про капиталистические стаи за окном. В качестве примера к 80-м годам ещё не было возможности отказаться от подсобных хозяйств советских людей, было очевидно, что оно нужно, пресловутые дачи и сады закрывали многие потребности общества. А теперь представьте, если бы государство начало с этим бороться… В 90-е по злой иронии миллионам людей в стране нечего было бы есть, буквально.
Как и в случае с исторической необходимостью, развитие социалистического общества — закономерный процесс. При этом, опять же, на самотёк это дело пускать нельзя, мы с вами живём как раз в стране, где всё пустили по одному месту в начале 90-х. И теперь каких усилий нам стоит хотя бы приблизиться к показателям 80-х годов.
Вспоминаем диалектику. Любое движение вперёд всегда связано с преодолением противоречий. Что имеем на старте при социализме? Производственные отношения в целом соответствуют уровню развития производственных сил, нет классов эксплуататоров, поэтому нет враждебных противостояний. А что тогда есть? Есть противоречия неантагонистические — порождаются, например, неравномерностью развития различных районов ещё до установления социализма. Также противоречия могут возникать сугубо при социализме: достигнутый уровень производства и уровень потребности общества, отставание сознания от бытия, сбережение природы при эксплуатации её богатств.
Для определения правильного подхода нужно сначала обнаружить противоречие, потом его изучить, научно обосновать возможные практические меры, реализовать на практике. Зачастую это требует ломки привычной деятельности. Да, раньше по-старому значило — единственно верный путь, теперь же боремся с косностью и отсталостью, чтобы двигать прогресс вперёд.
Нельзя забывать и об объективных трудностях: природные катаклизмы, распределение трудовых ресурсов по всем отраслям, истощение запасов полезных ископаемых, научно технический прогресс ведет к отмиранию ряда профессий. Какие-то проблемы можно предвидеть, на какие-то остаётся лишь оперативно реагировать. Также играют роль субъективные трудности: недостатки планирования, неточные решения.
Один из принципов марксистско-ленинской теории состоит в категорическом отрицании какого бы то ни было прожектерства, попыток предсказывать детали будущего. Конкретное решение конкретных проблем способна подсказать только сама жизнь…
Принцип выше распространяется только на науку, понятное дело. Никто не запрещает нам фантазировать, опираясь на научные идеи, главное не сводить мысль к домыслам, что, кстати, очень свойственно «капиталистической» фантастике.
Чему в конечном итоге должно привести диалектическое развитие, если речь заходит о движении к коммунизму? К созданию материально-технической базы, к формированию коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека.
Возьмём несложный пример. Построили и запустили завод, богатство страны увеличилось, тем самым готовятся условия для перехода к коммунистическому принципу труда и распределения, что приведёт к развитию общественных отношений. Далее происходит перестройка сознания людей, даже воспитание новых моральных качеств. Через воспитание будут развиваться производительные силы.
Так мы выделили с вами три основных задачи построения коммунизма — триединую задачу:
- Построение материально-технической базы коммунизма.
- Формирование коммунистических общественных отношений.
- Перестройка сознания людей, воспитание новых моральных качеств.
Благодарю за внимание!
***
Обзоры предыдущих параграфов:
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.
§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.
§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.
§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.
§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.
§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.
§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.
§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.
§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.
§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.
§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.
§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.
§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.
§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.
§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.
§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.
§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
§ 29. СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
§ 30. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ.
§ 31. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.
§ 32. ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА.
Изображения взяты с просторов сети.