Анамнез
Пациент 63-х лет поступил с диагнозом: синдром обструктивного апноэ сна тяжёлой степени, искривление перегородки носа, вазомоторный ринит.
Предъявлял жалобы на храп, остановки дыхания во сне, затруднение носового дыхания. Из анамнеза известно, что вышеуказанные жалобы беспокоят уже в течение многих лет. От применения СИПАП-терапии пациент отказывается из-за неудобств в использовании.
Среди факторов риска присутствует ожирение (индекс массы тела 34,5). Пациент не курит, алкоголь употребляет 1-2 раза в месяц.
По данным объективного осмотра: перегородка носа искривлена влево, нижние носовые раковины увеличены, отёчные, после анемизации сокращаются.
Мягкое нёбо симметрично, гипотонично. Нёбный язычок по средней линии, увеличен. Нёбные миндалины в пределах дужек. Задние дужки широкие и провисают. Положение языка по Фридману (FTP) — 2-3.
По данным компьютерной сомнографии известно, что у пациента индекс апноэ-гипопноэ — 33,5. В положении на спине индекс апноэ-гипопноэ — 49,1. Уровень храпа в децибелах 45. При этом структура сна не нарушена. Эффективность сна также в норме.
Пациенту было рекомендовано проведение слип-эндоскопии для того, чтобы оценить на каких уровнях происходит сужение верхних дыхательных путей, за счёт каких структур возникает храп.
Пациенту проведено эндоскопическое исследование верхних дыхательных путей под седацией с помощью видеориноларингоскопа 2.9 мм от KARL STORZ. Для контроля глубины седации проводилось Bis-мониторирование, Bis-индекс держался на уровне 55-65.
На уровне мягкого нёба отмечено концентрическое сужение.
На уровне ротоглотки обструкция за счёт латеральных стенок. На уровне корня языка и надгортанника обструкции не выявлено. Храп за счёт флотации мягкого нёба и язычка. Проба со стабилизацией мягкого нёба фиброскопом положительна. Проба с выдвижением нижней челюсти – jaw lift - слабоположительная.
При повороте головы в стороны просвет верхних дыхательных путей увеличивался, что соответствовало данным сомнографии о наличии позиционной зависимости.
По результатам исследований, компьютерной сомнографии и слип-эндоскопии, пациенту были показаны две тактики лечения: консервативная (с использованием СИПАП-аппарата) и хирургическая (многоуровневная и поэтапная). Пациент отказался от применения СИПАП-терапии в пользу операции.
Первым этапом, сразу после слип-эндоскопии, была выполнена коррекция внутриносовых структур в объёме септопластики и турбинопластики.
Вторым этапом планируется проведение репозиционной фарингопластики с использованием barb-нитей для расширения просвета глотки и укрепления мягкого нёба.
Продолжение следует...
Материал подготовила руководитель направления оториноларингологии GMS Hospital, к. м. н. Марьям Зауровна Джафарова специально для канала ENDOGURU