Найти в Дзене

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4-6)

Оглавление

.

.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр.20:4–6)

.

Как и во всех предыдущих сюжетах книги Откровение, в самом начале главы 20 очередному нечестивому персонажу, а именно диаволу-дракону (Откр.20:1-3), тут же противопоставляется видение Торжествующего Небесного Собора, причем этот образ выглядит «итоговым» и «обобщающим», так как в нем соединяются в единое целое и «сидящие на престолах» из главы 4 (Откр.4:4), и «души убиенных за слово Божие» из главы 6 (Откр.6:9), и все те, кто не поклонился зверю и образу его, и не принял «на чело свое, и на руку свою» его нечестивые начертания (главы 13 и 15, сравн. – «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя», Откр.13:15; «и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии», Откр.15:2), и т.д.

Кроме того, очевидно, что «души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» из Откр.20:4–6 есть те самые «сотрудники» и «братья» ветхозаветных мучеников (Мф.27:51-53), которые «взяли свой крест» (Мф.10:38-39 и т.д.), прошли через умерщвление плоти и на протяжении всех новозаветных времен «дополняют число» служителей Небесного храма до ведомой только Господу совершенной полноты (Откр.6:11), — а свидетельство о том, что они были «обезглавлены», уподобляет их подвиг подвигу Иоанна Предтечи, который первым из людей не поклонился «зверю и образу его» и был обезглавлен не только «за слово Божье», но и за свидетельство о Христе-Спасителе.

А поскольку каждый из святых мучеников самым очевидным образом соединился со Христом в смерти Его, — нет сомнений, что это единство соделало мучеников причастниками Его Воскресения, как об этом и свидетельствует глава 20 книги Откровение (сравн. – «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения… ибо умерший освободился от греха», Рим.6:5-7; Флп.3:10-11, Откр.2:10 и т.д.).

При этом все ожившие «первым воскресением» уже в третий раз представляются «небесными священниками» (Откр.1:6, Откр.5:10, Откр.20:6), что свидетельствует о них как о соучастниках и совершителях вселенского новозаветного священнодействия Небесного храма, — а соответствующая такому служению честь, сила и власть соответствует Царскому достоинству Господа и соделывает мучеников «небесными царями» (Откр.20:6), собранными под Главою Небесного Царя в нерукотворном и непоколебимом Иерусалиме в ожидании совершения «до черты и до иоты» всех предвозвещенных Спасителем времен и событий (сравн. – «…чтобы готов был путь царям от восхода солнечного», Откр.16:12).

Так что в результате видение «небесных царей и священников» прямо свидетельствует об исполнении в Новом Завете одного из самых возвышенных обетований, которые были даны в свое время народу Израиля (Исх.19:6 и т.д.), и которое после Победы Спасителя воплощается в реальность в отношении всего «рода христианского» (1 Пет.2:9, Откр.1:6, Откр.5:10 и т.д.).

Что касается подобия образов из главы 20 и пророческих видений из глав 12 и 13 (т.е. «жены, облеченной в солнце» с одной стороны, — и дракона и «зверя из моря» с другой), — совокупность этих сюжетов свидетельствует о том, что хотя «скованный цепью» и «отправленный в бездну» диавол пребывает в заключении, он остается способным преследовать жену опосредованно, используя для этого и «зверя из моря», и «воду» из своей пасти (Откр.12:15), и буквально каждого из своих земных служителей (сравн. – «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя», Откр.13:15).

При этом в главе 20 прямо и недвусмысленно говорится о том, что не поклонившиеся зверю и победившие мир не только своей жизнью, но и своей мученической смертью, царствуют со Христом в Небесном храме (сравн. – «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон», Откр.3:12; «И даны были жене два крыла большого орла», Откр.12:14), — а в конце времен, когда диавол будет освобожден «на малое время» (Откр.20:3) и выведет богоборцев и богохульников «на широту земли» (Откр.20:8), они останутся неуязвимыми для «жала смерти» (сравн. Откр.7:15-17 и Откр.20:6) и не испытают искушений великой скорби последних дней (сравн. – «как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле», Откр.3:10; Ис.26:20-21 и т.д.).

Кроме того, через связь образов из двенадцатой и двадцатой главы в книге Откровение открывается еще одно знаменательное и «собирательное» пророческое противопоставление, которое с разной степенью очевидности присутствовало и во всех предыдущих видениях Небесного Собора, но достигло полноты смысла только тогда, когда все свидетельства Откровения обрели смысловую завершенность.

Речь идет о том, что несмотря на «скованность» диавола и «заключенность» его в бездне, что не позволяет ему присутствовать в мире «собственной персоной», он, действуя через «двух зверей» (Откр.13), сохраняет способность проецировать в мир свою злую волю, — а той «духовной границей», до которой способна распространяться нечестивая воля диавола в среде человечества, является начертание зверя, которое в этом смысле подобно «рабскому клейму», утверждающему власть диавола над тем, что является его «собственностью».

При этом печать Божия, которой отмечаются призванные ко спасению, в проекции на образ Церкви как Невесты Христовой имеет смысл «духовного обручения» (сравн. – «…я покажу тебе жену, невесту Агнца», Откр.21:9), в соответствии с которым верные Христу и Церкви ожидают Пришествия Спасителя подобно «обрученным девам», то есть не блудят, и не принимают от мира «печать греховного рабства», — но, сохраняя верность и чистоту невесты, терпеливо ожидают встречи со своим Единственным Возлюбленным:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор.11:2)

.

А поскольку заключенный в бездне диавол направляет все свои ограниченные возможности на то, чтобы «обручение» человека не состоялось, и при этом стремится «заклеймить» каждую живую душу «себе в собственность», — разделение на «невесту» и «блудницу» совершается еще до того, как люди произносят какое-то слово или совершают какое-то действие.

Такое разделение происходит на самом глубоком внутреннем уровне, и пролегает по невидимым для мира границам двух различных печатей, соответствующих тому выбору, который человек уже совершил «в сердце своем» (то есть на уровне мотивов, мыслей и побуждений, сравн. – «Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!», Откр.18:7).

И на те же смыслы опирается ап. Павел, когда связывает свидетельство о христианском духовном обручении и о ревности Божьей с событиями первых дней от сотворения мира, сравн.:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2 Кор.11:2-3)

.

А это означает, что во времена Нового Завета каждая человеческая душа так или иначе совершает свой собственный «эдемский» выбор, и либо принимает обручение Небесному Царю, стремясь сохранить чистоту невесты «даже до смерти» (чтобы в смерти по плоти одержать над обольстителем-диаволом окончательную победу и воскреснуть по образу Христа во славе Жены, сравн. – Рим.6), — или же, услышав призыв от Господа, вопреки этому призванию избирает «запечатление зверя» и через это «нечестивое обручение» становится частью вселенской блудницы, которая до времени предается любодеяниям с «земными царями», но в итоге будет разоблачена, «разорвана», сожжена и забыта (Откр.17:16, Откр.18:18-21, Откр.19:1-3 и т.д.).

(Если оценивать подобный выбор «со стороны», — он не выглядит сложным, и при этом не требует от человека никаких существенных трудов. Однако в реальности в мире нет и не может быть ничего более трудного, — ведь для тех, кто принимает «печать зверя» и «клеймо блудницы», становятся доступны все богатства тленного мира, до которых они смогут дотянуться, сравн. – «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне», Мф.4:8-10.

При этом «вежливо воздержаться» от принятия «звериной» печати в мире нечестия невозможно: такое начертание навязывается с усилием, причем с усилием кровавым, сравн. – «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха», Евр.12:4.

Так что человеку намного проще или «не поверить» в необходимость подобного выбора, или отложить размышления о своей посмертной участи «на потом», — а пока по этому вопросу нет ясности, не противопоставлять себя зверю и «жить спокойно», то есть не испытывать на себе его власть и силу и выставить свою душу на вселенский нечестивый торг.

При этом «эсхатологические последствия» поклона диаволу, зверю и образу зверя, а также принятие на чело или на руку их нечестивых начертаний, не имеют никаких существенных различий, так как любое из подобных действий лишает человека предложенной ему Господом блаженной участи. Однако поскольку в свидетельствах Откровения различные нечестивые персонажи до определенного момента не смешиваются между собой, — и в христианской духовной брани невозможно преуспеть в чем-то одном, то есть победить только «в некоторых аспектах».

Другими словами, христианская победа совершается в каждом из самых различных противостояний, то есть так, как это описано в видении Небесного Собора из главы 20, где верные Христу не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание его ни на чело свое, ни на руку свою, причем не отступили от своего выбора даже перед лицом смерти, сравн. с Откр.15:2)

Что касается «прочих из умерших», которые согласно Откр.20:5 не оживут до Последнего дня и всеобщего воскресения, — под такими умершими следует понимать в первую очередь тех, кто не совершил в вере значимых подвигов, но при этом проходил свой земной путь, пребывая в Господе:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... Итак утешайте друг друга сими словами (1 Фес.4:13-18)

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр.14:13)

.

А поскольку воскресение Второго Пришествия не «частичное», а всеобщее, — на Последний Суд восстанут не только праведные, но и неправедные (Деян.24:14-15), так что среди «прочих умерших», представших перед великим белым престолом, будут не только христиане, но и те, о которых свт. Андрей Кесарийский говорит:

Явно мертвы и достойны сожаления те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной смерти. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, продолжающееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа…

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Когда же окончится тысяча лет, сатана... выйдет обольщать народы... Гога и Магога, и собирать их на брань (Откр.20:7-8)

Предыдущая статья: Он взял дракона, змия древнего... и сковал его на тысячу лет... (Откр.20:1-3)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)