Найти тему

«Начертание зверя 666»: что это такое и как с ним бороться? (Откр.13:16-18)

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр.13:16-18)

Одно из самых важных свидетельств, прорисованных в последних стихах главы 13, заключается в том, что «начертание зверя», «имя зверя» и «число имени его» представляются равнозначными и взаимозаменяемыми, а наложение любого из них «на правую руку... или на чело» приводит к совершенно одинаковым последствиям.

А это означает, что суть всех возможных нечестивых имен и «чисел» сосредоточена не в самих этих понятиях, — но в том едином «начертательном» действии, которое связывает эти понятия в единое целое.

(Ранее уже отмечалось, что печать зверя прямо противопоставляется Божественной печати, которой отмечаются люди, вставшие на путь спасения. И там же обсуждался вопрос, какая именно «купля» и «продажа» невозможна для тех, кто не принимает «начертание зверя», или «имя зверя», или «число имени его», — и почему «принятие» навязанных человеку нечестивых начертаний равнозначно поклону дракону и зверю.

А поскольку повторять то, что уже опубликовано, не имеет смысла, — настоятельная просьба пройти по предложенным ссылкам и познакомиться с рассуждениями, которые прямо связаны с темой, вынесенной в заглавие настоящей публикации)

С другой стороны, всем интересующимся книгой Откровение хорошо известно, что слово ап. Иоанна об «имеющих ум» и предложение «счесть число зверя» чаще всего толкуется как призыв решить определенную математическую задачу, которая сводится к «вычислению» некоего буквального имени через буквенно-цифровые соответствия, свойственные всем древним алфавитам.

(Здесь можно пояснить, что до появления отдельных цифровых символов во всех древних языках для записи чисел использовались буквы алфавита, причем согласно иудейской традиции сокрытые смыслы слов или выражений, имеющих одну и ту же «сумму букв», считались единосущными.

Одним из самых известных примеров подобных «числовых» соответствий является словосочетание «медный змей», так как при написании этих двух слов на иврите сложение числовых значений составляющих их букв равно числу 358, — и точно такую же сумму букв имеет написанное на иврите слово «мессия», сравн.: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», Ин.3:14-15)

И, тем не менее, весьма сомнительно, что ап. Иоанн, посвятивший всю свою жизнь свидетельству об Иисусе Христе и такому учению, которое призывает уверовавших и душу свою положить «за други своя» (Ин.15:13), неожиданно полагает перед жаждущими и ищущими спасения некое интеллектуальное препятствие, не разрешив которое «земным» умом и «земной» эрудицией адресаты книги Откровения не узнают «зверя» и не смогут защититься от обозначенных апостолом нечестивых начертаний.

(К слову, человеческий интеллект, как и сила физическая, есть сила «житейская», которая имеет земную природу и никак не зависит от духовного положения человека в вере)

При этом «ум Христов» и мудрость, «нисходящая свыше» (1 Кор.2:16, Иак.3:15-17), доступны всем людям, пребывающим во Христе, не исключая и тех, кто мыслит очень простыми категориями, — но абсолютно недостижимы даже для самых блестящих умов ветхой природы.

Более того, христианский образ мысли предполагает отказ человека от имеющегося у него «земного» ума и от созидающейся таким умом мирской мудрости (сравн. – «…кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым», 1 Кор.3:18; «И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны», 1 Кор.3:20, и т.д.).

А поскольку нет сомнений, что ап. Иоанн ни при каких условиях не отступает от возвышенных новозаветных истин и обращается не к плотскому уму и к «житейской» сообразительности, но к уму и мудрости, которые имеют духовную природу и даруются человеку как плод благочестивой жизни в вере, — та интрига, которая читается в призыве апостола «счесть число зверя», в рамках мирских понятий в принципе неразрешима.

Другими словами, ни самые тщательные исследования, ни самые смелые предположения, ни «перебор списков» всех возможных имен, фамилий и титулов исторических, современных и еще не проявившихся на мировой арене властителей, политиков и общественных деятелей не позволят увлеченным такими вычислениями исследователям «счесть число зверя» по той простой причине, что смысл этого исчисления заключен не в математических операциях с наборами букв и цифр. И даже само понятие «счесть» означает в данном случае нечто большее, чем общедоступные понятия «рассчитать» или «вычислить» (так, среди значений греч. слова ψηφίζω присутствуют такие смыслы как «решать или определять голосованием», «постановлять», «присуждать», что подразумевает не «правильность расчетов», а верность решения и/или волеизъявления).

Кроме того, вполне очевидно, что если никаких спасительных трудов человек над собой не совершает, — даже «исчислив число имени зверя» самостоятельно или с посторонней помощью, такой человек не сможет воспользоваться подобным знанием и защититься от погибельного «числового» воздействия, так как единственной защитой от любых проявлений зверя является не знание его буквального имени, и не укрытие собственной головы и рук от неких посторонних начертаний, но терпение и вера (Откр.13:10), то есть внутренние качества, утверждающие человека в христианских добродетелях.

Но даже если допустить, что некоторая «загадка для разума» в Откр.13:16-18 все-таки присутствует, — она предложена не для того, чтобы вовлечь адресатов Откровения в некую интеллектуальную игру со смыслом «а ну-ка угадай» (именно в таких словах представляет этот аспект в «Комментарии к Апокалипсису» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)).

Та интрига, которую предлагает разрешить ап. Иоанн, противопоставляет «плотским» интеллектуальным усилиям простоту и очевидность верного ответа, — ведь сам апостол является первым из «имеющих ум», кто уже «счел число зверя» и возвестил во всеуслышание результат исчисления, представляя таинственное число «числом человеческим». А поскольку альтернативного понятия (т.е. неких «нечеловеческих чисел») в природе не существует, — число зверя «человеческое» по той причине, что им обозначен не один конкретный человек, а всякий «человек греха» и «сын погибели» (2 Фес.2:3), которых в истории человечества было великое множество.

Соответственно, и призыв апостола «обрести ум», который позволит «счесть» число зверя, адресован не только тем членам Церкви Христовой, кто с ходом времен окажется в исторической и географической близости от «последнего антихриста», — но всем без исключения христианам, представлявшим и представляющим Церковь во все новозаветные времена (т.к. согласно тексту Откровения ум и мудрость требуются «каждому» и «здесь», а не «кому-то» и «когда-то»).

(Другими словами, нечестивое начертание нужно узнавать по сути, а не по буквальному имени, — а тем, кто предполагает «обрести ум» путем «перебора» всевозможных имен, есть смысл напомнить, что различные варианты бессмысленных наборов букв, суммы которых дают число 666, исчисляются сотнями тысяч. Причем имена и титулы конкретных людей можно писать на разных языках и в разных транскрипциях, используя для подобных написаний буквы разных алфавитов, — так что количество всевозможных имен и титулов с суммой шестьсот шестьдесят шесть исчисляется десятками тысяч.

А это означает, что определять одно-единственное имя или понятие из этого неограниченного множества придется не столько вычислением, сколько «присуждением», то есть своим собственным «волевым решением», которое не является объективным свидетельством и которого явно недостаточно для того, чтобы переубедить тех, кто придерживается иного мнения.

При этом точно такое же субъективное решение каждый христианин в состоянии принять и без буквенно-числовых вычислений, просто оценив слова и дела того человека, которому в одном из многочисленных вариантов написания его имени и/или титула соответствует слово или сочетание слов с суммой 666.

Но самое главное, — христиане обязаны принимать соответствующее решение даже в том случае, если они «видят» в словах и делах человека «начертание зверя», но не могут подобрать для него ни одного буквенного именования, складывающегося в «число зверя 666»)

Что касается возможности «покупать» и «продавать», — именно неправедная «купля» и «продажа» позволяет человеку стяжать различные тленные ценности и оставаться естественной частью «нормальных», то есть безбожных и беззаконных обществ или сообществ. Так что «наложение печати зверя», которое предоставляет человеку такую возможность, происходило и происходит во всем мире во все времена не обманным путем, а «по взаимному согласию», — и полностью соответствует личному желанию «отмеченных числом зверя» использовать такое начертание в своих собственных интересах (сравн. – «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою», Откр.14:9).

И, тем не менее, ограничивать «число» и/или «имя зверя» исключительно образными смыслами, отрицая возможность более узкого, практически буквального воплощения подобных начертаний в какой-то масштабной богоборческой личности и в конкретных исторических событиях, было бы в корне неверно. Полнота пророческих смыслов книги Откровение не просто не исключает, но даже предполагает различные «видимые» проявления этого нечестивого образа на протяжении всей новозаветной истории, — а вместе с этим и некое «последнее воплощение», с учетом которого все вышеперечисленные смыслы (т.е. наложение на людей «начертания зверя», или «имени зверя», или «числа имени его») соберутся воедино, достигнут кульминации и исполнятся «до черты и до йоты».

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи... искупленных от земли» (Откр.14:1-3)

Предыдущая статья: «И дано ему было вложить дух в образ зверя...» (Откр.13:15)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #положено будет начертание зверя на правую руку или на чело, Откр.13:16 #никому нельзя будет покупать и продавать кроме имеющих начертание зверя, имя зверя или число имени зверя, Откр.13:17 #сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть, Откр.13:18

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц