Найти в Дзене

И схвачен был зверь и с ним лжепророк... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр.19:19-21)

Оглавление

.

.

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами (Откр.19:19-21)

.

Совокупность образов и свидетельств, представленных в главах 17–19 книги Откровение, позволяет утверждать, что «цари земные и воинства их» есть те самые «цари земли всей вселенной» из главы 16, которые были обольщены «тремя духами нечистыми», вышедшими из уст дракона, зверя и лжепророка, и собраны в Армагеддоне на вселенскую брань «в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:13-16), сравн.:

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Фес.2:8-11)

.

Более того, нет сомнений, что «земные цари» из Откр.19:19 есть те самые цари и «рога», которые в главе 17 «передали» и «отдали» свое царство зверю, уничтожили «сидящую на водах» жену-блудницу и вышли на брань с Божественным Агнцем (Откр.17:12-13, Откр.17:16-17), — а их нечестивое воинство собрано из тех «рассвирепевших язычников», которые в главе 11 представлялись радующимися и веселящимися по поводу того, что «зверь, выходящий из бездны» умертвил двух свидетелей-пророков, предстоящих «пред Богом земли» (Откр.11:4-18).

И, как будет видно далее, они же являются теми «обольщенными народами» из главы 20, которые будут собраны драконом с четырех углов земли, «Гога и Магога», — и которые в преддверии Последнего дня выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:7-8).

Однако что бы ни воображало о себе неоднократно упоминаемое в книге Откровение вселенское полчище нечестивых и беззаконников, исход последней брани предопределен и предрешен от самых первых дней сотворения мира, ведь в конечном счете противники Христа и Церкви восстают не на некое земное воинство, — но на «Сидящего на коне» и на «воинство Его» (Откр.19:19), то есть на Самого Сына Божьего и на сходящих с неба победителей смерти.

При этом можно отметить, что поскольку последняя брань совершается «мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (сравн. – Откр.1:16, Откр.2:12, Откр.2:16), а на одеждах Святого Небесного воинства не появляется крови, то есть эти одежды остаются белыми и чистыми, — на первый взгляд все выглядит так, как будто воинство Спасителя в буквальном смысле не «прилагает руку» к последнему и окончательному поражению беззакония. Однако в духовном смысле небесное воинство Спасителя само является тем «острым мечом», которым в Последний день ветхого мира будет поражено и уничтожено все мировое зло, и который как оружие правды останется чистым от пролитой этим мечом крови нечестивых и беззаконников (сравн. – «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их», Пс.32:6).

Более того, согласно последним стихам главы 19 и «зверь», и «лжепророк» представляются не «убитыми», а «схваченными», что в точности соответствует пророческим образам одного из Псалмов, воспевающих «человеческую» часть Святого Небесного воинства и прямо свидетельствующих о том, что честь победы в последней брани разделяют с Господом все «званые и избранные и верные» (Откр.17:14, Откр.2:26-27), сравн.:

Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия - всем святым Его. Аллилуия (Пс.149:5-9)

.

Кроме того, в последних стихах главы 19 раскрывается вселенский новозаветный смысл одного из самых загадочных ветхозаветных пророчеств, предвозвещавших совершенно особенный «день поражения», когда Господь низложит и уничтожит «двух левиафанов» и «морское чудовище»:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне [в нем] волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем (Ис.27:1-4)

(Здесь можно отметить, что образ «змея прямо бегущего» из пророчества Исаии соответствует понятию «лжепророк», «змей изгибающийся» есть один из образов «зверя, выходящего из моря», а образ «морского чудовища» принадлежит «зверю, выходящему из бездны», то есть самому диаволу, Иез.32:2.

Причем то обстоятельство, что оба «змея» из этого пророчества уподобляются «левиафанам», а согласно свидетельствам книги Откровение отправляются в геенну огненную не после суда у великого белого престола, но в результате предваряющей этот суд последней брани, представляет их не личностями, а собирательными образными понятиями, время которых истечет до всеобщего воскресения мертвых, Откр.20:11-12)

В целом же вся открывающаяся тайнозрителю панорама есть единый пророческий образ вселенской битвы Последнего дня, которая облекалась у пророков в различные слова и образы, но неизменно представлялась последним событием в судьбе ветхого мира, сравн.:

Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли (Соф.1:14-19)

Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно возгремит на селение Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью, нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь. Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу, и большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли. Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада; ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд (Иер.25:30-34)

.

При этом еще одно (и последнее) упоминание «напитавшихся птиц» (сравн. – Откр.19:17) в очередной раз свидетельствует о том, что воинство зверя и лжепророка представляет собой ту часть «дома царя Ахава», которой после уничтожения «вселенской блудницы» суждено умереть не «в городе», а «в долине Армагеддона», сравн.:

Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные (3 Цар.21:23-24)

(Здесь можно еще раз отметить, что поскольку в Откр.19:17 и в Откр.19:21 упоминаются только «птицы», но не «псы», — это означает, что к моменту последней брани все «города-убежища нечестия» уже пали, Откр.11:13, Откр.16:18-19, Откр.19:1-3, а плоть укрывавшихся в этих городах уже «съедена псами», Откр.17:16, так что брань последнего дня не буквальная, а место этой брани не определяется по географическим картам, не способным вместить «всю широту земли», Откр.20:8.

А поскольку в Небесный Иерусалим никто из восставшего на Спасителя нечестивого воинства вступить не может, Откр.21:27, — вполне очевидно, что заполонившие землю беззаконники падут под стенами Небесного града, где согласно свидетельствам главы 14 их ожидает «великое точило последнего гнева», Откр.14:19-20)

Более того, образ «великого пира-заклания» представляет вселенское нечестие выходящим из бездны и мрака воинством «вселенского фараона» (ведь прообраз этого воинства при выходе из Египта был утоплен именно в море-бездне), и предваряет пророческие панорамы главы 20, где в свидетельствах о тех же событиях сатана-диавол упоминается под своими собственными именами, сравн.:

сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сеть Мою в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею. И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы, и насыщаться тобою звери всей земли. И раскидаю мясо твое по горам, и долины наполню твоими трупами. И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою. И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог (Иез.32:2-8)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр.20:7-10)

.

В целом же можно утверждать, что в главах 17–19 ветхому человечеству соответствует образ «великой вавилонской блудницы», а рожденным в Таинствах Церкви и «вышедшим из блудницы» — образ чистой и непорочной Невесты. И если плоть «вселенской блудницы» съедят ее собственные «псы - любовники» (Откр.17:16), а всех блудодействовавших с ней нечестивцев «расклюют птицы небесные» (Откр.19:21, сравн. – 3 Цар.21:23-24), — то Невеста Христова сойдет с неба в торжественных брачных одеждах (Откр.19:7-9, Откр.19:14 и т.д.), а затем переоблачится в нетленную Божественную славу будущего века (Откр.21:2, Откр.21:9-11 и т.д.).

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Новозаветная реальность в образах заключения диавола в бездне (глава 20 книги Откровение)

Предыдущая статья: Ангел, стоящий на солнце, собирает небесных птиц «на великую вечерю Божию» (Откр.19:17-18)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)