.
.
И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр.16:13-14)
.
После свидетельства о шестой чаше последнего гнева, открывающей «путь царям от восхода солнечного», тайнозритель отдельно упоминает дракона, отдельно «зверя из моря» и отдельно лжепророка (т.е. «зверя, выходящего из земли», Откр.13:11), — но представляет их соучастниками единого нечестивого действия, в результате которого в мир выходят три нечистых духа, «подобных жабам». При этом уста трех вышеупомянутых персонажей, порождающие «духовных жаб» (т.е. нечистые смыслы), выглядят как одни-единственные уста, принадлежащие змию-дракону (сравн. со свидетельствами об устах «зверя из моря» и об устах лжепророка: «и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть… И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно», Откр.13:2-5; «…он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон», Откр.13:11).
А это означает, что дракон, зверь и лжепророк, представленные в предыдущих главах в «собственных» образах, к последнему дню ветхого мира выходят на брань с «царями от востока» как единое целое.
Более того, в результате воздействия трех нечистых духов в «мире сем» происходит объединение всех возможных богоборческих устремлений, а беззаконники собираются в единую армию, которая, не находя врагов в видимом мире, ставит своей целью ниспровергнуть духовную власть Спасителя и Его Церкви (сравн. – «…и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской», Откр.20:7).
Кроме того, можно заметить, что нечистые духи-жабы появляются из уст дракона, зверя и лжепророка в полном соответствии с тем, как выходила в мир река, которую в начале новозаветных времен испустил из своей пасти низверженный с неба змий-дракон (Откр.12:15-16).
А поскольку это подобие продолжает до полноты образ «второй казни египетской» (сравн. – «То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую», Исх.8:7), — с учетом событий под шестью трубами из десяти «египетских казней» не упомянутыми в книге Откровение остаются только моровая язва скота (пятая «казнь египетская», Исх.9:1-7, которая воплощается в каждой из последних язв Божественного гнева), и смерть всех египетских первенцев (последняя, десятая «казнь египетская», Исх.12:12-15, которая воплотится в Армагеддоне).
Что касается форм и способов воздействия со стороны трех духов, «подобных жабам» — они, как и «зверь из земли», использую для достижения свои целей не «грубую силу», а обольстительные знамения.
Но если «зверь из земли» обольщал «живущих на земле» для того, чтобы каждый из них поклонился «зверю из моря» и сделал себе его образ, то есть сам разрушил для себя первую и вторую заповеди (Откр.13:13-14), — то бесовские духи-жабы собирают из «царей земли» и из их подданных единое вселенское воинство, которому надлежит вступить в открытую брань не только со святыми, но и с Самим Спасителем (очевидно, что все предыдущие обольщения со стороны «зверя из земли», то есть от лжепророка, имели тот же смысл, что и обольщение последних дней, — однако ранее «зверь из земли» не призывал и не принуждал обольщенных им людей выходить на брань подлинно вселенского уровня и масштаба).
Также следует отметить, что в свидетельствах Откр.16:13-14 обозначен целый ряд знаменательных противопоставлений, которые свойственны всей книге Откровение и выступают «дополнительным» связующим звеном между различными образами и сюжетами:
- три духа нечистых, подобные жабам, ползающим по земле, косвенно противопоставляются трем Ангелам, летящим «по средине неба» (Откр.14:6-12). Причем в рамках этого противопоставления «вечное Евангелие» от первого Ангела противостоит «жабе» из уст дракона, весть о падении Вавилона противостоит «жабе» зверя из моря, а весть о вечных мучениях, уготованных поклоняющимся зверю, противостоит устам лжепророка, который к такому поклонению призывает
- цари «земли всей вселенной», обольщенные тремя нечистыми духами и выходящие из тьмы, в которую после пятой чаши погрузилось все без исключения царство зверя, прямо противопоставляются царям воинства Господнего, которые выходят на последнюю брань в сиянии Божественного света, (то есть «...от восхода солнечного», Откр.16:12)
(Конечно, при рассмотрении событий, прорисованных в последних чашах Божественного гнева, возникает соблазн «подключить воображение» и попытаться представить, как все это будет выглядеть для обычных человеческих глаз.
Однако к этому моменту весь привычный нам мир будет настолько потрясен, что никакой накопленный ранее человеческий опыт распространить на дальнейшие события будет невозможно.
И по этой же причине невозможно утверждать с полной определенностью, будет ли нечестивое воинство последних дней осознавать, что выходит на брань против Самого Бога (диавол-дракон здесь не в счет, он все понимает), — или агрессия земного нечестия ограничится Церковью Христовой и основополагающими законами человеческого бытия, а все, что невидимо для человеческих глаз, это нечестивое воинство отметет как «поповские фантазии».
Более того, даже самые осторожные предположения могут оказаться далекими от реальности, потому что падение блудницы, которое произошло чуть ранее, и вселенские потрясения от уже излившихся чаш последнего гнева, включая погружение мира во тьму и те невообразимые страдания, которыми исполнится царство зверя после пятой чаши, могут настолько ослепить «царей земли» и их воинства, что никто из них просто не сможет отдавать себе отчет ни в своих мотивах, ни в своих целях, и единственной осознаваемой ими эмоцией останется «слепая ярость» в отношении тех, кого они посчитают виновными в своих мучениях)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Что означают слова Спасителя «сё, иду как тать: блажен бодрствующий...»? (Откр.16:15)
Предыдущая статья: Шестой Ангел вылил чашу в великую реку Евфрат... чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (Откр.16:12)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь Ангелов и семь чаш последнего гнева Божия, Откр.16:1 #И видел я выходящих из уст дракона и зверя и лжепророка трех духов нечистых, Откр.16:13 #это бесовские духи творящие знамения выходят к царям земли чтобы собрать их на брань, Откр.16:14 #семь последних язв Откровение Иоанна