Найти в Дзене
ЭраАвто

Передний привод: что это и в чем его отличие от заднего привода

Оглавление

Ни один тип привода не идеален, но каковы основные преимущества переднего привода?

Фото: Volkswagen
Фото: Volkswagen

Тип привода определяется тем, на какую ось двигатель передает усилие через трансмиссию. Это влияет на множество параметров. При выборе автомобиля важно понять, что для вас наиболее важно.

Ни один тип привода не идеален, но каковы основные преимущества переднего привода, который иногда обозначают как FWD?

Что такое передний привод

«Рентген» переднеприводного автомобиля (Фото: Audi)
«Рентген» переднеприводного автомобиля (Фото: Audi)

Передний привод — это тип трансмиссии, при котором мощность от двигателя передается исключительно на передние колеса, которые также являются управляемыми и поворачиваются с помощью рулевого механизма.

Хотя первые модели автомобилей с передним приводом появились еще в конце XIX века, массовое производство таких автомобилей началось только в 1920-1930-х годах, а передний привод стал преобладающим в сегменте легковых автомобилей в 1990-х. Это связано с несколькими факторами, среди которых можно выделить:

  • Высокий уровень разработки трансмиссий и компоновки для переднеприводных автомобилей.
  • Развитие сети качественных асфальтовых дорог во многих странах, что особенно важно для переднеприводных моделей.
  • Привлекательность для производителей. Трансмиссии переднеприводных автомобилей проще и дешевле в производстве, а также легче, что позволяет улучшить экономичность и снизить выбросы вредных веществ.

В настоящее время передний привод преимущественно используется на легковых автомобилях и кроссоверах малых и средних классов, мощность двигателей которых редко превышает 300 л.с., что обусловлено особенностями конструкции FWD-трансмиссии.

Отличия разных типов привода

Передний привод

В конструкции автомобилей с передним приводом все наиболее тяжелые элементы сосредоточены в моторном отсеке, что приводит к тому, что на переднюю ось приходится обычно 60-65% веса автомобиля. Это, в свою очередь, сказывается на управляемости.

Задний привод

В автомобилях с классической компоновкой усилие от двигателя передается на ведущую ось с помощью карданного вала, который соединяет двигатель с картером главной передачи и дифференциалом. Для таких моделей оптимально распределение веса по осям, близкое к 50:50. Достичь этого легче с помощью схемы transaxle, где коробка передач расположена на задней оси, что улучшает управляемость.

Еще более маневренными, но и сложными в управлении являются заднеприводные автомобили, у которых двигатель и коробка передач находятся за салоном или в задней части кузова. В этом случае карданный вал не требуется. Эти компоновки чаще всего встречаются у спортивных моделей.

Полный привод

У автомобилей с полным приводом обе оси могут быть ведущими постоянно или при определенных условиях, что обеспечивает им большую уверенность на скользких поверхностях по сравнению с моноприводными моделями. Однако это приводит к увеличению веса из-за наличия привода как передней, так и задней оси. У внедорожников дополнительно устанавливаются специальные устройства для преодоления сложных участков. В результате полноприводные автомобили, как правило, имеют больший расход топлива и более высокие затраты на обслуживание по сравнению с моноприводными.

Устройство переднего привода

Основные компоненты трансмиссии переднеприводного автомобиля (Фото: studiplom.ru)
Основные компоненты трансмиссии переднеприводного автомобиля (Фото: studiplom.ru)

Легковые автомобили и кроссоверы могут иметь передний привод (FWD) как с продольно, так и с поперечно установленными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Трансмиссия современных моделей с передним приводом обладает рядом особенностей:

  • В отличие от трансмиссий заднеприводных автомобилей классической компоновки и полноприводных моделей, в ней отсутствует карданный вал, который передает усилие на задние колеса, а также не требуется выносить назад картер главной передачи и дифференциала или использовать электронноуправляемые муфты полуосей.
  • Главная передача и дифференциал, позволяющий колесам ведущей оси вращаться с разными угловыми скоростями во время поворотов и при движении по неровной поверхности, размещены в корпусе механических и автоматических трансмиссий.
  • Обязательным элементом являются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), которые передают усилие от дифференциала к ведущим колесам через полуоси без рывков и позволяют им поворачиваться под более острыми углами, чем это было возможно на первых моделях переднеприводных автомобилей с карданными шарнирами.
  • При компоновке с поперечно установленным двигателем длина левостороннего и правостороннего приводных валов различна, поскольку дифференциал в коробке передач, соединенной с торцом ДВС, находится на разном расстоянии от боковых сторон автомобиля.
Полуоси неравной длины переднеприводного автомобиля с поперечным расположением двигателя (Фото: samara-faq.auto.ru)
Полуоси неравной длины переднеприводного автомобиля с поперечным расположением двигателя (Фото: samara-faq.auto.ru)

Занос на переднем приводе

Как погасить занос на передне- и заднеприводном автомобиле (Фото: соцсети)
Как погасить занос на передне- и заднеприводном автомобиле (Фото: соцсети)

Занос — это ситуация, когда задняя ось автомобиля теряет сцепление с дорогой и начинает обгонять переднюю, что может привести к развороту машины. Занос переднеприводных автомобилей чаще всего возникает из-за сочетания двух факторов:

  1. Резкого поворота руля, например, при объезде препятствия.
  2. Резкого отпуска педали газа во время маневра.

Эта проблема усугубляется:

  • Увеличением скорости.
  • Скользкой дорогой.
  • Неподходящими или изношенными шинами.

Методы выхода из заноса на современных автомобилях различаются в зависимости от того, включена ли система стабилизации. Если система активна, следует:

  1. Быстро повернуть руль в сторону заноса, не трогая педали.
  2. Затем быстро повернуть руль в ту сторону, куда вы хотите двигаться. Электроника поможет стабилизировать автомобиль.

Чтобы помочь системе стабилизации, можно выполнить следующие действия:

  • Парировать занос рулем.
  • Не дожидаясь, пока задняя ось начнет двигаться в другую сторону, выровнять колеса.
  • Увеличить газ. Система стабилизации не позволит это сделать, если колеса будут хоть немного повернуты при нажатии на акселератор.

Если система стабилизации отключена (или отсутствует), для устранения заноса нужно:

  1. Быстро повернуть руль в сторону заноса.
  2. Затем быстро повернуть в сторону желаемого направления движения.
  3. Сильно нажать на газ. Чтобы обеспечить максимальное увеличение тяги на передней оси и предотвратить занос, желательно заранее переключить коробку передач на одну ступень ниже (в случае автоматической трансмиссии — использовать ручной режим).

В обоих случаях водитель не должен использовать тормоза, за исключением одной ситуации: когда передняя часть автомобиля в заносе направлена к ближайшей (правой) обочине. В этом случае торможение поможет сохранить машину на своей полосе и избежать выезда на встречную полосу, что минимизирует возможные последствия.

Другой вариант потери управляемости — это снос передней оси, когда колеса направлены в сторону поворота, но автомобиль продолжает двигаться прямо. Основной причиной сноса является превышение скорости для данной ситуации. Чтобы справиться с ним, необходимо:

  • Снизить скорость.
  • На короткое время уменьшить угол поворота управляемых колес, чтобы вернуть контроль над автомобилем.

Дрифт на переднем приводе

Схема сноса и заноса (Фото: соцсети)
Схема сноса и заноса (Фото: соцсети)

Дрифт — это эффектное движение автомобиля в контролируемом заносе. Для дрифта лучше всего подходят мощные заднеприводные модели, однако, при отключенной системе стабилизации, дрифт возможен и на переднеприводных автомобилях, хотя есть некоторые нюансы. В этом случае мощность мотора не является ключевым фактором, так как занос происходит не из-за избытка мощности, а благодаря своевременному торможению в повороте.

Любая массовая модель с передним приводом может стать потенциальным дрифт-каром без необходимости в серьезных модификациях. Например, можно использовать дощечку, подложив ее под задние колеса и затянув ручник, что позволит дрифтовать на сухом асфальте даже при низких скоростях. Альтернативой дощечкам могут служить лысые шины на задних колесах (желательно, более узкие, чем спереди), но их установка потребует больше времени и дополнительных затрат. Возможно, также потребуется установить более удобный и цепкий руль.

Без использования дощечек дрифт на переднем приводе возможен на скользких поверхностях, однако здесь важна повышенная скорость.

Важно отметить, что технику дрифта следует отрабатывать на безопасных закрытых площадках и лучше под руководством опытного инструктора.

Передний привод: «плюсы» и «минусы»

Сравним передне- и заднеприводные автомобили по ключевым характеристикам:

  • Цена: Новые переднеприводные автомобили, как правило, более доступны, так как относятся к массовому сегменту, в то время как заднеприводные чаще принадлежат к премиум-классу. Более низкие расходы на обслуживание переднеприводных моделей объясняются их более простой трансмиссией.
  • Размеры салона: У переднеприводных автомобилей отсутствие развитого трансмиссионного тоннеля на полу создает больше места для задних пассажиров. При схожих внешних размерах салон моделей с поперечно установленным двигателем оказывается более просторным благодаря короткому капоту по сравнению с заднеприводными.
  • Размеры багажника: Перемещение главной передачи и дифференциала в моторный отсек позволяет снизить уровень пола в багажнике, что делает его более вместительным у переднеприводных моделей при аналогичных внешних размерах.
  • Мощность двигателя: Максимальная мощность переднеприводных автомобилей обычно ниже. В моделях с поперечно установленным двигателем сложно разместить мощные агрегаты, а тяжелые многоцилиндровые двигатели могут негативно сказаться на управляемости из-за перегрузки передней оси. Кроме того, ШРУСы переднеприводных автомобилей имеют ограничения по передаваемому усилию.
  • Эффективность разгона: При резком разгоне вес автомобиля смещается на заднюю ось, что снижает эффективность ускорения переднеприводных моделей, так как их ведущие колеса могут пробуксовывать. Также у FWD-моделей с мощными поперечными двигателями из-за неравной длины полуосей может возникать эффект силового подруливания.
  • Преодоление крутых подъемов: Ситуация с разгрузкой передней оси повторяется и на крутых подъемах. Переднеприводным автомобилям сложнее справляться с ними, особенно если они нагружены.
  • Эффективность торможения: Тормозные характеристики переднеприводных моделей ниже, поскольку их задняя ось часто недостаточно загружена и дополнительно разгружается при торможении, что снижает эффективность замедления.
  • Маневренность: В силу своей компоновки переднеприводные автомобили имеют смещение веса вперед, что делает их менее охотными к поворотам по сравнению с заднеприводными. Блокирующийся дифференциал может улучшить ситуацию, но его установка обычно ограничена моделями с мощными двигателями. Кроме того, ограничения по углу поворота ШРУСов снижают информативность рулевого управления.
  • Стабильность на прямой: Переднеприводные автомобили обеспечивают лучшую стабильность на прямой, так как усилие от двигателя передается на управляемые колеса. В условиях скользкой дороги резкое нажатие на газ может привести к заносу у заднеприводных моделей, тогда как переднеприводные наоборот стабилизируют движение.
  • Безопасность: Передняя развесовка делает переднеприводные автомобили более склонными к сносу, который считается менее опасным, чем занос. Для устранения заноса на FWD-моделях достаточно добавить газ и работать рулем. Заднеприводные автомобили требуют большей точности и скорости управления в таких ситуациях. Тем не менее, современные системы стабилизации могут уменьшить эту разницу.
  • Проходимость: Оба типа приводов не предназначены для серьезного бездорожья. На скользкой дороге или рыхлом грунте передне- и заднеприводным автомобилям могут помочь качественные шины и блокирующийся межколесный дифференциал или имитация его работы с помощью тормозов.
  • Экономичность: При равных условиях отсутствие тяжелого карданного вала и вынесенного к задней оси картера главной передачи с дифференциалом делает переднеприводные автомобили легче классических заднеприводных моделей, что, в свою очередь, повышает их экономичность.

Таким образом, переднеприводные модели обладают рядом преимуществ, которые наиболее важны для большинства покупателей: доступная цена автомобиля и его обслуживания, просторный салон и багажник, стабильность на прямой дороге, экономичность и безопасность. Это впечатляющий набор характеристик.

Сопоставление компоновок задне- и переднеприводного автомобиля (Фото: соцсети)
Сопоставление компоновок задне- и переднеприводного автомобиля (Фото: соцсети)

Самые популярные переднеприводные модели в России

По итогам 2021 года в десятке самых продаваемых легковых автомобилей в России, которая составила более трети общего объема продаж, оказалось 7 моделей с передним приводом:

  • Lada Vesta
  • Lada Granta
  • Kia Rio
  • Hyundai Solaris
  • Lada Largus
  • Volkswagen Polo
  • Skoda Rapid

Также в число популярных кроссоверов с передним приводом вошли:

  • Hyundai Creta
  • Renault Duster
  • Toyota RAV4

Таким образом, несмотря на особенности дорожных условий и климата в нашей стране, модели с передним приводом остаются очень популярными. И можно ли считать это несправедливым?