Найти тему
3,6K подписчиков

Фрида Кало: версии себя + 7 картин

398 прочитали
"Автопортрет с терновым ожерельем и колибри", 1940 г., Центр Гарри Рэнсома при Техасском университете, Остин
"Автопортрет с терновым ожерельем и колибри", 1940 г., Центр Гарри Рэнсома при Техасском университете, Остин

Таинственная мексиканская художница Фрида Кало (1907-1954) оставила неизгладимый след в истории искусства своими выразительными автопортретами. Её яркие и поразительные полотна иногда кажутся зрителям не просто произведениями живописи, а скорее хроникой физической и эмоциональной боли.

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон появилась на свет 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико. Её отец был немцем, а мать — мексиканкой. В шесть лет Фрида перенесла полиомиелит, который оставил её с деформированной правой ногой. В подростковом возрасте она решила изменить год своего рождения на 1910, чтобы тот совпадал с началом мексиканской революции (1910-1920 гг.), так как всю жизнь она была страстным сторонником левых идей.

"Автопортрет в бархатном платье", 1926 г., частная коллекция
"Автопортрет в бархатном платье", 1926 г., частная коллекция

В восемнадцать лет Фрида попала в серьёзную аварию, получив тяжёлые травмы позвоночника, ног и таза. Автобус, в котором она ехала столкнулся с трамваем. Эта авария лишила её возможности иметь детей и сделала инвалидом. Весь остаток жизни Фрида страдала от постоянной боли и перенесла множество операций, включая частичную ампутацию правой ноги.

"Фрида и Диего Ривера", 1931 г., Музей современного искусства Сан-Франциско
"Фрида и Диего Ривера", 1931 г., Музей современного искусства Сан-Франциско

В 1929 году Фрида Кало вышла замуж за известного мексиканского художника-монументалиста и коммуниста Диего Риверу, который был вдвое старше её. Их бурные отношения она называла "вторым несчастным случаем" в своей жизни. У обоих художников были романы на стороне, что привело к их разводу в 1939 году. Однако уже в следующем году они снова поженились.

Несмотря на постоянные семейные разногласия, Фрида Кало и Диего Ривера разделяли общие политические убеждения. Как революционно настроенные социалисты, они с радостью приняли бежавшего советского коммунистического лидера Льва Троцкого и его жену в конце 1937 года. Между Кало и Троцким завязался короткий роман, и позже они даже проживали в соседних домах. В 1940-м году Лев Троцкий был убит, а Кало в связи с этим оказалась под подозрением. Её задержали, но спустя два дня после допросов отпустили.

"Автопортрет, посвящённый Льву Троцкому", 1937 г., Национальный музей женского искусства, Вашингтон
"Автопортрет, посвящённый Льву Троцкому", 1937 г., Национальный музей женского искусства, Вашингтон

Кало начала учиться рисовать во время своего восстановления после автомобильной аварии 1925 года. Среди её 143 работ целых 55 — автопортреты, которые принесли ей наибольшую известность. Эти внимательно проработанные полотна характеризуются неизменно загадочным взглядом модели, часто представленной в традиционном мексиканском наряде, с ярко-выраженными сросшимися бровями, усиками и чёрными волосами.

Постоянное визуальное исследование себя имело как личное, так и политическое значение: оно осуществлялось на фоне постреволюционной Мексики и бурной жизни самой художницы, затрагивая вопросы её отношения к собственному телу, сексуальности и национальной идентичности.

"Две Фриды", 1939 г., Музей современного искусства, Мехико
"Две Фриды", 1939 г., Музей современного искусства, Мехико

Искусство Фриды Кало часто отражало её ужасные физические и эмоциональные муки, как в её работах "Сломанная колонна" (1944) и "Раненый олень" (1946), где она изобразила себя как гибрид человека и животного, пронзённого стрелами охотников. На других картинах Кало предстаёт в разных образах: экзотическая, чувственная, живая, уязвимая и борющаяся женщина.

Французский писатель и основатель сюрреализма Андре Бретон описывал её работы как яркие, страстные и бескомпромиссно откровенные, иногда устрашающие, иногда кажущиеся наивными, как "абсолютно чистые и абсолютно губительные... это лента, обёрнутая вокруг бомбы".

"Сломанная колонна", 1944 г., Музей Долорес Ольмедо, Мехико
"Сломанная колонна", 1944 г., Музей Долорес Ольмедо, Мехико

Её работы вдохновлены мексиканским народным искусством, культурой коренных американцев и ацтеков, восточной философией и медицинскими исследованиями; они переплетают факты и фантазии, поэтому творчество Кало часто относят к различным категориям; например, Андре Бретон первым отнёс её работы к сюрреализму. Сама Кало постоянно отвергала ярлыки: "Я никогда не рисовала сны," — говорила она, — "я изображала свою собственную реальность".

"Раненый олень", 1946 г., коллекция Каролины Фарб, Хьюстон
"Раненый олень", 1946 г., коллекция Каролины Фарб, Хьюстон

Фрида Кало ушла из жизни в своём доме в Койоакане в 1954 году в возрасте сорока семи лет, но культовый статус ей предстояло приобрести лишь после смерти. Её работы стали появляться на крупных выставках; многочисленные документальные фильмы, художественные картины и книги сделали её имя стало широко известным во многих странах мира. В 2016 году её картина "Две обнажённые в лесу" (1939 год) была продана более чем за восемь миллионов долларов США, установив рекорд для латиноамериканского художника.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#искусство #фрида #художники #картины #музеи