Найти тему
Infinita Book

Сальвадор Дали: бесконечный сон + 12 картин

"Мягкий автопортрет", 1941 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас
"Мягкий автопортрет", 1941 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас

Сальвадор Дали (1904-1989), прославившийся своими причудливыми образами на тщательно прорисованных полотнах, был не только выдающимся художником, но и экстраординарным шоуменом. Он значительно способствовал как популяризации сюрреализма, так и созданию своего имиджа на международной арене.

Родился Дали в Фигерасе, Каталония, Испания. Его отец, юрист, с ранних лет поддерживал интерес сына к искусству. В 1916 году Дали начал посещать художественную школу, а уже в 1917 году его отец организовал первую выставку его работ в семейном доме. Однако, несмотря на поддержку, отношения между ними были напряжёнными. Основной причиной разногласий была неспособность отца принять богемные наклонности сына, которые не сочетались с ценностями католической семьи среднего класса. В отличие от отца, у Дали были более близкие и тёплые отношения с матерью, и её смерть в 1921 году стала для него сильным ударом.

"Автопортрет с рафаэлевской шеей", 1921 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас
"Автопортрет с рафаэлевской шеей", 1921 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас

В 1922 году Дали отправился в Мадрид для обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Там он быстро развил исключительное мастерство в масляной живописи, вдохновляясь творчеством Рафаэля, Вермеера и Веласкеса. Одновременно он экспериментировал с авангардными формами, особенно с кубизмом, и завёл дружбу с сокурсниками, среди которых были Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка. Однако Дали не закончил обучение в академии — его исключили за подстрекательство к беспорядкам.

"Присобление и рука", 1927 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
"Присобление и рука", 1927 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

После исключения он направился в Париж, европейский центр искусства. Там он встретился со своим кумиром Пабло Пикассо и был введён в круги сюрреалистов своим соотечественником Жоаном Миро. Под влиянием кубизма, принципов футуризма и психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда, его творческие цели становились всё ближе к сюрреализму, и в 1929 году Дали официально присоединился к движению сюрреалистов.

Сюрреализм как художественное движение возник за пять лет до этого, в 1924 году, с публикацией манифеста, написанного поэтом и бывшим дадаистом Андре Бретоном.

"Загадка желания: мою мать, мою мать, мою мать", 1929 г., частная коллекция
"Загадка желания: мою мать, мою мать, мою мать", 1929 г., частная коллекция

Сюрреалисты стремились освободить свое воображение от контроля сознания, чтобы "объединить ранее противоречивые состояния сна и реальности". Некоторые из них, такие как Макс Эрнст и Андре Массон, пытались достичь этого с помощью техники автоматизма, позволяя руке делать случайные отметки на бумаге. Другие, включая Рене Магритта, Ива Танги и Сальвадора Дали, вызывали галлюцинаторные состояния в своих работах, сочетая причудливые объекты в фантастических композициях.

Сальвадор Дали и другие сюрреалисты были глубоко очарованы трудами великого венского психоаналитика Зигмунда Фрейда, особенно его исследованиями снов и бессознательного. Встречи с Фрейдом вдохновили Дали на запись своих снов и включение их образов в свои картины.

В своих работах он также изображал ключевые идеи Фрейда. Например, картину "Загадка желания: мою мать, мою мать, мою мать" интерпретируют как отображение эдипова комплекса, а "Осенний каннибализм" опирается на фрейдовскую теорию психосексуального развития. Эти произведения ясно демонстрируют стремление Дали воплотить мечты и видения в конкретную реальность.

"Постоянство памяти", 1931 г., MoMa, Нью-Йорк
"Постоянство памяти", 1931 г., MoMa, Нью-Йорк

Дали использовал свою великолепную технику масляной живописи для создания изображений гиперреальных снов. Применяя то, что он называл "параноидально-критическим" методом, Дали стремился высвободить образы из подсознания, сознательно вызывая галлюцинации, которые соединяли фантазию с реальностью.

Его прорывная картина "Постоянство памяти" стала одним из самых узнаваемых произведений сюрреализма, а её символическое содержание подвергалось бесконечному анализу. Как и во многих других работах Дали того периода, в ней исследуются темы смерти, разложения и эротики. Также используются образы, регулярно возникавшие в его полотнах, такие как спящее существо в центре изображения, которое появлялось на двух его картинах, начиная с 1929 года.

"Археологический отголосок "Анжелюса" Милле", 1935 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
"Археологический отголосок "Анжелюса" Милле", 1935 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

Сюрреалистами были не только художники, но и писатели и режиссёры. Именно в этих кругах Дали познакомился с поэтом Полем Элюаром и его женой Галой. Дали также участвовал в совместных проектах с другими членами группы, таких как фильмы Луиса Бунюэля "Андалузский пес" (1929 г.) и "Золотой век" (1930 г.).

Елена Ивановна Дьяконова, известная как Гала, родилась в Казани, Российская империя; в 1917 году она вышла замуж за Поля Элюара. Он был одним из основателей сюрреалистического движения, и через него Гала познакомилась с другими художниками, разделявшими его идеи. Роман с Дали начался у Галы в 1929 году, а в 1934 году они вступили в брак. Гала стала его музой и моделью для многих его произведений. Дали считал её настолько важной для своего творчества, что подписывал многие свои работы не только своим именем, но и её. Они оставались вместе до её смерти в 1982 году. Гала была похоронена в замке Пуболь в Жироне, который Дали купил для неё.

"Сон", 1937 г., частная коллекция
"Сон", 1937 г., частная коллекция

Узнаваемые усы Дали и его эксцентричное поведение стали отличной саморекламой. В 1936 году, на открытии Международной сюрреалистической выставки в Лондоне, он произвел фурор, появившись в гидрокостюме, держа в одной руке двух собак на поводках, а в другой — бильярдный кий. В день открытия выставку посетило столько людей, что движение в городе было парализовано. После этого события имя Дали стало нарицательным.

В конце 1930-х годов Дали начал отходить от сюрреализма, обратившись к более реалистичному стилю под влиянием художников эпохи Возрождения, которыми он восхищался.

Споры с Андре Бретоном и политические взгляды Дали, поддерживавшего Франко в гражданской войне в Испании, привели к его исключению из сюрреалистического движения и эмиграции в США в 1940 году.

"Лицо войны", 1941 г., Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
"Лицо войны", 1941 г., Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Переезд через Атлантику ознаменовал новый этап в творчестве Дали: он вернулся к католицизму и начал внедрять религиозные образы в свои работы. В США Дали не ограничивался только живописью. Он также занимался созданием интерьеров для элитных магазинов, театральными декорациями, дизайном украшений. Кроме того, он написал автобиографическую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали", в которой шокировал читателей своими откровениями, включая признания о жестоком обращении с женщинами.

"Галарина", 1945 г., Театр-музей Дали, Фигерас
"Галарина", 1945 г., Театр-музей Дали, Фигерас

К концу 1940-х годов, вернувшись в Испанию, Дали сосредоточился на создании религиозных сцен, работах, исследующих его детские воспоминания, и портретах Галы. Хотя эти произведения были выполнены на высоком уровне и сохраняли характерный стиль Дали, они не произвели впечатления на критиков и публику. В этот период Дали больше известен своей работой в сфере рекламы, дизайна и литературным творчеством.

"Вселенский собор", 1960 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
"Вселенский собор", 1960 г., Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

В 1960-х и 1970-х годах Дали сосредоточился на восстановлении театра в Фигерасе, который пострадал во время гражданской войны. Совместно с мэром города он превратил это здание в музей, посвящённый своему творчеству. В музее находятся многочисленные работы Дали, а также его коллекция произведений других художников. Процесс реконструкции и создания экспозиции длился с 1968 по 1974 год, и музей стал значимым культурным объектом, демонстрирующим уникальное наследие художника.

"Апофеоз доллара", 1965 г., Театр-музей Дали, Фигерас
"Апофеоз доллара", 1965 г., Театр-музей Дали, Фигерас

В последние годы жизни Дали страдал от множества болезней, его правая рука часто дрожала, что, возможно, было связано с бесконтрольным приёмом медицинских препаратов. В 1982 году умерла Гала, что привело художника в глубокую депрессию. Несмотря на это, он завершил свою последнюю картину, "Ласточкин хвост", в 1983 году. Это была абстрактная композиция, состоящая из изогнутых и прямых линий, и последняя работа из серии полотен, созданных на основе теории катастроф.

"Ласточкин хвост", 1983 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас
"Ласточкин хвост", 1983 г., Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас

После пожара в его доме, который некоторые считали попыткой самоубийства, друзья помогли Дали переехать в его театр-музей. Там он провел последние годы жизни. Сальвадор Дали скончался в 1989 году от сердечной недостаточности и был похоронен в склепе музея.

Здание музея, посвящённое его творчеству, остаётся храмом его гения. На протяжении всей жизни Дали работал в различных жанрах, но никогда не терял веру в сюрреализм. Он внёс огромный вклад в популяризацию этого направления искусства по всему миру.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: