Найти в Дзене
О Москве нескучно

Метро в чистом поле: в советской Москве тоже так делали. История одной из таких станций

Оглавление

Что это за станция и где она находится? Когда и зачем её построили? Неужели тут и правда на тот момент ничего не было? Есть ли на платформе хоть какие-то украшения? Правда ли, что после открытия станцию даже в путеводителях по Москве называли "самой малолюдной"? А также - как ситуация изменилась буквально за одно десятилетие? Как станция стала выглядеть после реконструкции второй половины 2010-х годов? И неужели сейчас она является одной из самых загруженных в столичном метро? Об этом и не только расскажу сегодня.

Посреди поля

В последние годы многие москвичи возмущаются: зачем так далеко строить новые станции метро? Это касается в первую очередь тех, которые находятся за пределами МКАД. Нередко на момент открытия там толком ничего нет: ни жилых массивов, ни каких-либо других объектов. Получается, что станции возводят буквально посреди поля. Однако и в советское время такие случаи были. Самым ярким примером стало строительство станции "Юго-западная" современной Сокольнической линии. О ней-то мы сегодня и поговорим.

Станция "Юго-Западная" во второй половине 2010-х годов. Фото из карт Яндекса.
Станция "Юго-Западная" во второй половине 2010-х годов. Фото из карт Яндекса.

На рубеже 1960-х линию решили продолжить на юго-запад. Тогда она заканчивалась станцией "Университет". Однако фактически за ней города в привычном понимании уже не было. В том числе и в районе будущей "Юго-Западной". Там буквально находилось "чистое поле". А жителями местности являлись обитатели окрестных деревень: Тропарёва и Никулина, которое располагалось чуть подальше. Столичные чиновники решили соорудить здесь метро на будущее. В скором времени тут и правда планировали строить новые жилые массивы.

Работы по сооружению тоннелей и станции вели открытым способом. То есть выкапывали часть грунта. Потом там прокладывали тоннели и возводили саму станцию. А затем всё уже снова засыпали землёй. Хотя в специальной литературе того времени писали, что на участке всё-таки работал специальный горнопроходческий щит. Тоннели сооружали индустриальным способом. То есть с завода поступали сразу готовые секции, которые потом собирали на месте. Именно здесь впервые сделали пути без шпал в качестве эксперимента. Опыт вышел удачным, поэтому его решили потом использовать для всех новых станций Московского метро.

Типовая индивидуальность

Проект "Юго-Западной" разрабатывала архитектор Янина Татаржинская. Поскольку с украшениями тогда уже давно велась борьба, конструкция станции была типовой. Но к тому времени Татаржинская имела опыт создания таких платформ. Например, в 1961 году она выступила соавтором Михаила Марковского во время проектирования первой так называемой "хрущёвской сороконожки" - "Первомайской" на Арбатско-Покровской линии. "Юго-Западная" с конструктивной точки зрения была такой же станцией.

Украшать станции метро в тот период не разрешали в целях экономии. В качестве элементов декора зодчим предлагали только дешёвый мрамор и кафельную плитку для стен в нескольких цветах. Собственно оттенками этих материалов первые типовые станции между собой хоть как-то и отличались. Для отделки колонн на "Юго-Западной" использовали белый мрамор. На путевых стенах появилась светло-зелёная плитка. Нижнюю часть выложили таким же материалом, но чёрного цвета. Пол станции первоначально имел гранитную отделку только в центральной части платформы. По бокам покрытие было асфальтовым.

Отделка путевой стены станции "Юго-Западная" в 2011 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Отделка путевой стены станции "Юго-Западная" в 2011 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

Освещение здесь было стандартным: длинные люминесцентные лампы в нишах между конструктивными балками на потолке. Эскалаторов на станции не сделали, потому что глубина заложения платформы составила всего 8 метров. Зато выходы на поверхность вышли оригинальными. Здесь появились настоящие наземные вестибюли в стиле модернизма. В отличие от других станций, попадать на которые предлагалось через подземные переходы. Для "Юго-Западной" сделали симпатичные стеклянные конструкции.

Предвидение

"Юго-Западная" открылась 30 декабря 1963 года вместе с ещё одной станцией на этом участке - "Проспектом Вернадского". И если около последней уже располагались кварталы пятиэтажек, то вокруг новой конечной ничего не было. В путеводителях по Москве того времени её даже называли "самой малолюдной" в столичном метро. Первые здания массовой жилой застройки здесь начали появляться только в 1967 году.

Уже вскоре застройка местности пошла очень быстрыми темпами. Буквально за несколько лет здесь появились многочисленные жилые кварталы. Потом тут построили корпуса многих ныне известных ВУЗов (например, РТУ МИРЭА, МПГУ, РАНХиГС). Поэтому "Юго-Западная" из малолюдной превратилась в очень востребованную. Кроме того, станцией пользовались жители участка Ленинского проспекта, который проходит недалеко. Но тут уже до метро приходилось добираться на автобусах.

Станция "Юго-Западная" в 2011 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Станция "Юго-Западная" в 2011 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

В 2016 году на "Юго-Западной" провели реконструкцию. Плитку на путевых стенах убрали. Вместо неё сверху появились бирюзовые алюминиевые композитные панели. А снизу - чёрный мрамор. Название станции теперь располагается на специальной табличке такого же цвета, как и панели. С точки зрения опрятности, станция стала выглядеть лучше. Однако само художественное решение понравилось не всем пассажирам.

Несмотря на то, что "Юго-Западная" уже 10 лет не является конечной (за ней построили ещё 8 станций), она до сих пор сильно загружена. По данным на конец 2023 года, ей пользовались 120 тысяч человек в сутки. Это чуть меньше, чем у станций "Выхино" или "Новогиреево", например. Таким образом, это тот случай, когда метро построили в чистом поле, но не прогадали. Оно в будущем действительно стало здесь очень важным и нужным видом общественного транспорта.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!