Камский автозавод — крупнейший в России производитель грузовиков. И на протяжении всей новейшей истории страны, его можно назвать ещё и самым стабильным предприятием в сфере автомобильной промышленности.
Если не считать сильного пожара в 1993-ем году, когда одна искра полностью уничтожала завод по производству двигателей и лишила на 5 лет работы 54 тысячи рабочих, то все последние 30 с лишним лет КамАЗ чувствовал себя неплохо.
Однако, конкретно в этом году дела у предприятия из Набережных Челнов как-то не задались.
Если верить финансовым показателям компании, которые сейчас активно расходятся по СМИ, то получается следующее.
Во-первых, ещё по итогам первого полугодия (в июле) стало известно, что чистая прибыль завода сократилась в 20 раз. В годовом выражении. И это был первый звоночек о проблемах предприятия.
Если переводить в цифры, то за полгода завод заработал всего 641 миллион, что для такого огромного предприятия весьма и весьма маловато.
Сейчас же появились более полные данные с января по сентябрь. Из них получается, что за эти 9 месяцев чистый убыток предприятия составил 3,8 миллиарда рублей. Если сравнивать с прошлым годом, то за аналогичный период с января по сентябрь 2023-го КамАЗ получил прибыль в размере 15,8 миллиардов.
Впечатляет разница всего лишь за один год, не правда ли?
К слову, сама выручка за этот год съёжилась до 228,8 миллиардов, валовая прибыль упала на 50%, Убыток от продаж за 9 месяцев вытянул на 1 миллиард с лишним. А ведь в прошлом году никакого убытка не было.
Напротив, тогда от реализации техники была прибыль чуть ли не на 17 миллиардов.
Откуда взялись такие потери у самого крупного производителя грузовиков в РФ?
Да и не только грузовиков. Если брать весь модельный ряд, то на КамАЗе ещё выпускают тракторы, комбайны, автобусы, электробусы и даже автобусы на водороде. Правда, под дочерней маркой НЕФАЗ.
Эксперты выделяют несколько причин таких неважных финансовых показателей в этом году.
Причина №1: в прошлом году был всплеск продаж после печального 2022-го, когда всё замерло
Если рассуждать с такой точки зрения, то ничего плохого на заводе не происходит. Просто в прошлом году рынок ожил после затишья в позапрошлом году.
Все ринулись покупать новую технику и КамАЗ получил даже больше, чем рассчитывал. А в этом году попросту взял и откатился до своих нормальных результатов. То есть, всему виной аномалия 2023-го, поэтому никаких проблем нет.
Вроде бы логично, но мне думается, что не всё так просто. Разница уж слишком большая. Безусловно, та самая аномалия сыграла, но дело не только в ней.
Причина №2: Повышение ключевой ставки
Как у «физиков» с легковушками, так и у компаний с грузовиками, мало кто может позволить себе машины за наличный расчёт.
Как правило, большинство предприятий и фирм покупают те же КамАЗы в лизинг. Тем более, если речь идёт о партиях в десятки машин. Такое прийти и сходу купить не могут себе позволить даже целые корпорации.
Да и зачем? Лизинг же ещё удобен тем, что когда техника исчерпает свой ресурс, её можно сдать обратно в лизинговую компанию и взять себе новую. И не тратить своё время на пристраивание старых грузовиков.
С повышением ключевой ставки должны предсказуемо вырасти и ставки по лизингу. Ведь по сути своей, это тот же кредит, но с некоторыми особенностями.
И если ставка действительно выросла, то многие компании (особенно небольшие из среднего бизнеса) могли отказаться от обновления автопарка до лучших времен.
Вот такие дела.
Причина №3: Падение рынка грузовиков в целом
По итогам тех же 9 месяцев этого года продажи грузовой техники упали на 12% до 91 с небольшим тысяч штук.
Собственно и сам КамАЗ сумел за полгода продать лишь 18,5 тысяч машин, что на 20% меньше, чем в хлебном 2023-ем году.
Причина №4: Рост расходов на импортозамещение
К чести КамАЗа, они пытаются не просто делать грузовики, а делать реально современные грузовики. Даже в чём-то передовые. И с автобусами такая же история.
Но сложные технологии требуют и сложных комплектующих. Каких-то в РФ нет, поэтому их надо окольными путями тянуть из-за рубежа. Если разрабатывать что-то с нуля самим, то на это тоже надо тратить деньги.
И большие деньги. Особенно сильно всё это касается самых передовых машин серии К5. Понятное дело, что если они и в дальнейшем будут доставлять столько трудностей, то в конечном счёте КамАЗу грозит откат в техническом плане.
Будут выпускать что-то проще. Например, старый добрый КамАЗ-65117 в простенькой комплектации и откажутся от сложных машин. Или ещё проще.
Помимо всего прочего не надо забывать, что КамАЗ «словил» все возможные санкции. Не только от Евросоюза, но даже от Канады и Австралии. Поэтому наверняка жизнь его сильно усложнилась.
Грозит ли заводу закрытие?
Сильно сомневаюсь. С чего бы? Во-первых, это лишь первый год с такими убытками. 2023-й был так хорош, что можно ещё пару лет не вылезать из минуса.
Во-вторых, если дела будут совсем плохи, то я уверен, что КамАЗ получит государственную поддержку. Чем он хуже АвтоВАЗа?
А что скажете вы, товарищи? Что ждёт КамАЗ в ближайшей и не очень ближайшем будущем? Не боязно за предприятие?
Жду ваших мнений в комментариях. Не стесняемся, здесь все свои.
Советую посмотреть:
Сразу 6 грузовиков хотят подвинуть «Газель» или занять её место. Как импортные, так и уже российские
Поддержать канал можно оформлением доступа к закрытым материалам. Он стоит меньше бургера в закусочной, но открывает доступ к эксклюзивным статьям.