Изучение немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.G в СССР и его влияние на советское танкостроение
С самого зарождения человечества использование чужих наработок не считалось чем-то зазорным. Особенно когда речь заходит об оружии. Тут вопрос этики и морали вообще никогда не стоял, а вот вопрос выживания вылезал в полной мере. Нисколько не считалось (и не считается сейчас) зазорным заимствование в области танкостроения. Началось это практически с самого появления танков, а любой зарубежный образец бронетанковой техники оказывался крайне полезным с точки зрения носителей технологий. Особенно когда он был получен в целом виде.
О существовании советско-немецкого сотрудничества в оборонной сфере известно давно. Правда, обычно всё это связывают с нацистами, хотя реально с их приходом сотрудничество прекратилось. Причем получала дивиденды с этого советская сторона, поскольку для немцев их "тракторы" оказались тупиковым развитием, а мы получили много полезного. Впрочем, сотрудничество с нацистами всё же было, если так называть закупки военной техники в 1940 году. В том числе купили и средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который имел определенное влияние на отечественное танкостроение.
Безо всякого захвата
Надо сказать, что история вокруг темы изучения немецкого среднего танка в Советском Союзе оказалась сильно подпорчена фантазиями некоторых деятелей. И чем дальше идет документальное изучение, тем более становится понятно, что в широкие массы была выброшена откровенная ложь. Что именно двигало данным человеком, ответа он дать не сможет. Но поскольку он оказался плодовит, а люди падки на жареные факты, ложь стала каноничной. Так что придется касаться данной темы, делая отдельные комментарии. Увы, без этого никак. В своё время данная тема уже поднималась, но, суда по тому, что данная ложь продолжает являться источником информации, стоит повторить.
Итак, для начала, следует уточнить первый момент, связанный с якобы захватом Pz.Kpfw.III в Польше. Извините, наглая ложь от начала и до конца. Действительно, 24-я легкотанковая бригада 6 октября 1939 года устроила набег на СПАМ в районе Томашув-Любельского. Целью являлась польская бронетехника, но также на сборном пункте аварийных машин оказалось два немецких танка. Вот только речь идет не о Pz.Kpfw.III, а Pz.Kpfw. II Ausf.B и Ausf.C. Один из этих танков оказался на НИБТ Полигоне, а второй испытывали обстрелом в филиале НИИ-48, Мариуполь.
Следует отметить, что осенью 1939 года советские военные уже знали о существовании Pz.Kpfw.III. Согласно разведывательной информации, у немцев имелось на вооружение два типа танки танков - средний танк тип IIIа и средний танк Тип IIIb. Под первым подразумевался Pz.Kpfw.III Ausf.A, а под вторым Pz.Kpfw.III Ausf.B, а точнее все танки данного типа с блокированной подвеской и листовыми рессорами как упругие элементы. Как правильно у нас подметили, разница между этими танками была только в ходовой части. В целом танк оценивали правильно, но были и ошибки. Например, считалось, что Pz.Kpfw.III вооружен 47-мм пушкой.
Если бы немецкий средний танк был захвачен в Польше, это однозначно отразилось в документах. Но по ним тихо, как на кладбище. Что слегка намекает - "мальчика не было". Зато, на основе имевшихся данный, появился плакат по "среднему танку Тип IIIb". Тем не менее, танк появился, причем совсем не тот, про который знала советская разведка. Ближе к лету 1940 года СССР и Германия, подписавшие между собой договор о ненападении, договорились о взаимовыгодном сотрудничестве. Немцев интересовали ресурсы, а СССР интересовали станки, а также военная техника. В том числе и образцы немецкой бронетехники для изучения.
В результате летом 1940 года в СССР образовались по три экземпляра немецких полугусеничных тягачей Sd.Kfz.7, Sd.Kfz.8 и Sd.Kfz.9. А также средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G. Это была последняя "гоночная" версия Pz.Kpfw.III. Использование этих танков в Польше показало низкую надежность 10-скоростной полуавтоматичекской коробки передач Maybach Variorex 328 145. В результате было принято решение ставить 6-скоростную коробку передач ZF S.S.G.76 (точнее, ее вариант S.S.G.77, поскольку в шасси S.S.G.76 не лезла.). Но поскольку уже работы по выпуску находились в самом разгаре, то S.S.G.77 стали ставить начиная с Pz.Kpfw.III Ausf.H.
Pz.Kpfw.III Ausf.G стала самой массовой ранней версией танка, а также самой изменчивой. Это в полной мере можно заметить по тому танку, который закупила советская сторона. Если не смотреть на корму (а у Pz.Kpfw.III Ausf.G она другая), может создаться впечатление, что перед вами Pz.Kpfw.III Ausf.F. Если бы покупка состоялась где-то в середине лета 1940 года, то машина оказалась сильно другой. Например, вооружение было уже другим - 50-мм пушка Kwk 38 L/42, а вместо сдвоенных пулеметов MG 34 остался один. Но тут уже что получилось, то получилось.
Отдельная песня - это ходовые испытания. Откуда черпал свои знания источник мифов при них, отдельный вопрос, но пока можно констатировать сам их факт. Проходили они летом 1940 года, в общей сложности танк прошел 800 километров. Более никаких подробностей пока обнаружить не удалось. В РГВА нашелся фотоальбом, подготовленный в сентябре 1940 года НИБТ Полигоном, но он посвящен отдельным деталям. Никакой иной информации по танку он не содержит.
В полной мере это касается и скоростных данных. В документах за 1941 год указана максимальная скорость 70 км/ч и скорость 67 км/ч на 10-й передаче. И на этом всё. Подробностей никаких, за исключением того, что нашим испытателям однозначно не понравился воздушный фильтр, который они заменили на отечественный. Надо сказать, что летом 1941 года немецкие воздушные фильтры не особо справлялись с пылью. Да и на СУ-76И, которые в 1943 году строились на базе трофейных немецких танков, также ставили отечественные фильтры.
Единственное, что можно сказать определенно, так это о незнании нашими военными проблем, связанных с ходовой частью танка. Дело в том, что опорные катки Pz.Kpfw.III оказались не особо приспособленными для скорости выше 40 км/ч. На более высокой скорости катки начинали нагреваться, а далее начиналось осмоление бандажей и их разрушение. С этим, кстати, отчасти связан переход на коробку передач ZF S.S.G.77. В результате скорость танка, начиная с Pz.Kpfw.III Ausf.H, снизилась до 42 км/ч. По крайней мере, так указывалось в официальных данных.
Вопреки слухам о супер-броне и бракованных снарядах
Одним из наиболее цитируемых слухов, которые окружают испытания Pz.Kpfw.III в Советском Союзе, является история обстрела этого танка. Для начала, речь идет якобы о весне 1940 года, в то время как реально танк прибыл летом, и до сентября 1940 года его обстреливать никто не мог. Ну а далее в народ пошла история о том, что якобы бракованные бронебойные снаряды 45-мм танковой пушки 1938 года выпуска не смогли пробить броню немецкого танка. На основе данного литературного вброса базируется немало публикаций, включая и научные.
Насчет трофейного танка и так понятно, что при его отсутствии вести обстрел просто не почему. А вот дальше начинается интересное. Источник мифа приводит снимок со снарядным обстрелом, что означает одно - танк более ездить не смог бы. Ибо обстреляли его от души. Но вот ведь беда: тот самый Pz.Kpfw.III Ausf.G, который купили у немцев, находился в добром здравии не то, что осенью 1940 года, а в сентябре 1941-го. Внимание вопрос - как так может быть? Варианта два - либо танков было два, чего быть не может. Либо кто-то дал фотографию, которая не имеет к делу никакого отношения.
В отличие от ходовых испытаний, испытания обстрелом немецкого танка нашлись, вот только они не имеют ничего общего с тем, что придумал бронетанковый фантазер. В сентябре 1940 года Pz.Kpfw.III прибыл на Ижорский завод, при котором находился НИИ-48 (Броневой Институт). Разумеется, им никто обстреливать танк не разрешил. На самом деле были произведены замеры листов, снята стружка, по которой примерно определили химический состав стали. Несмотря на загрязненность образца, в целом работа оказалась проведена успешно. А вот дальше был тот самый обстрел.
Вот только обстрел этот проводился совсем иначе, чем показано на снимке автора популярной теории о бракованных снарядах. Получив разрешение от ГАБТУ КА, на Ижорском заводе сделали копию створки эвакуационного люка, оригинал сняли, а копию поставили на танк. Створку разрезали пополам, Ижорский завод получил половинку, а вторую получил Кировский завод. Попутно выяснилось, что створка отличается по составу брони от корпуса. И там, и там высокоуглеродистая сталь, но состав разный.
Так вот, первое же попадание, по методике, когда дается предел пробития 30-мм брони (начальная скорость 533,8 м/с), "бракованный" снаряд расколол половинку люка на куски. Также провели обстрел из крупнокалиберного пулемета ДШК, который показал, что на дистанции менее 150 метров пробитие брони возможно. Есть снимки того же люка, но с двумя вмятинами. Так вот, это изготовленный из советской броневой стали ФД 5634 люк, который обстреляли по той же методике. То есть немецкая броня повела себя хуже, и дело оказалось не в разрезанном пополам люке.
Самое же главное, что никаких свидетельств какой-либо паники насчет "бракованных" снарядов не было и в помине. Уже в 1942 году немецкие танки неоднократно обстреливали из 45-мм пушек, в том числе теми самыми снарядами 1938 года. 30-мм броневые листы пробивались на дистанции до 900 метров. Реально у 45-ки начинались проблемы только с 40-мм листами, они поражались на дистанции порядка 300 метров. Про это знали еще в 1940 году, что привело к созданию 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Но всё это никак не влияет на тот факт, что история про бракованные снаряды - еще одна ложь.
Мотиватор для отечественной танковой промышленности
Напоследок следует поговорить о том, насколько Pz.Kpfw.III повлиял на отечественное танкостроение. В этой истории есть немало преувеличений, вплоть до того, что якобы Т-50 делался почти как идеологическая калька "трёшки". Звучит это слегка смешно, поскольку Т-50 - это прямое развитие СП-126, который сформировался еще весной 1940 года. Тем не менее, определенное влияние, разумеется, было.
Первым делом, в сентябре 1940 года, немецкий танк отправился в Ленинград, где его изучали на Ижорском заводе, далее на Кировском заводе, а зкатем на заводе №174. Особенно полезным стало его изучение специалистами завода №174, где как раз в это время шли работы по доводке танка СП-126. Изучив немецкую машину, с нее взяли компоновку боевого отделения, с размещением командира за пушкой, как третьего номера расчета. Также взяли идею с двумя спаренными пулеметами, но без возможности их отдельной наводки.
Позаимствовали световую сигнализацию, прибор, указывающий вылет орудия за пределы корпуса танка. Вместе с тем, поскольку Т-50 уже находился в финальной стадии разработки, большого объема заимствований не было. Да и комбашенка получилась своя, причем не самой лучшей формы. Командир мог из нее только наблюдать за местностью, за высунуть флажок. Между тем, очень часто требовалось высовывать голову, что делали немецкие командиры.
В случае с Кировским заводом ситуация выглядела не столь прямолинейной, как на заводе №174. Там напрямую не говорили, на каких танках что внедряли. Но это можно заметить и без упоминания. В случае с Т-50 разработки Кировского завода башню ровно так же переделали по образцу Pz.Kpfw.III, причем командирская башенка получилась более похожей. По крайней мере, она была не смотровой, а полноценной. Также реализовали концепцию двух спаренных пулеметов, которые могли отдельно наводиться в вертикальной плоскости. На Т-150 эти изменения реализовать не успели, но командирская башенка новой конструкции, размещающаяся в корме башни, была проработана.
Впрочем, наибольшее влияние произвел немецкий танк на заводе №183, куда он попал в конце 1940 года и находился дольше всего. В общей сложности его изучало более сотни специалистов, что и немудрено - это первый зарубежный средний танк, попавший в СССР на таких условиях. Самое главное, что он оказался очень кстати. С конца 1940 года на заводе №183 шла работа по созданию сменщика Т-34, позже получившего обозначение Т-34М. Неудивительно, что завод не просто изучал машину, а просил либо снять, либо дать на пробу отдельные детали - трак, торсион итд.
В итоге часть агрегатов (мотор, КПП) неоднократно разбирались и собирались, торсион и трак подверглись лабораторным исследованиям. И, надо сказать, на Т-34М немецкий танк повлиял наиболее сильно. Особенно это заметно по первому макету танка, который рассматривали весной 1941 года. Помимо башни с кормовым размещением места командира в смотровой башенке, следует обратить внимание на измененную ходовую часть. От опорных катков большого диаметра перешли к каткам диаметром 600 мм. Имелись и другие идеи, которые явно подсмотрели на немецком танке. Правда, финальный Т-34М выглядел иначе, чем всем известный макет.
Также следует отметить, что появление немецкого танка заметно "ускорило" советские легкие и средние танки. Тот же Т-50 имел в ТТТ максимальную скорость 50 км/ч, в то время как СП-126 разгонялся до 35 км/ч. На Кировском заводе и вовсе превзошли 60 км/ч, правда, скорее по заявленной скорости (ибо полноценных испытаний их Т-50 не проводилось). В случае с Т-34М ожидаемая скорость также выросла - до 65-70 км/ч. Кто являлся ориентиром, очевидно.
Как можно заметить, определенный след немецкий средний танк оставил, с этим никто не спорит. Другой вопрос, что каноничная история имеет мало общего с тем, что было в реальности. Увы, в случае с литературным творчеством Михаила Свирина такое сплошь и рядом. Как уже говорилось выше, спросить его уже не получится. Но ссылаться на его публикации не рекомендую, как минимум не поленитесь сходить в архив и проверить. Скорее всего, ждет вас еще та страна чудес.
Автор выражает признательность Вадиму Антонову и Алексею Макарову (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Список источников:
ЦАМО РФ
РГВА
РГАЭ
ЦГА СПб
Другие статьи по танкам семейства Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
Статья по экспортному среднему танку m.K.A.
История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A
История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка
Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III
История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске
История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка
Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H
История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H
Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений
Испытания трофейного немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.H в Советском Союзе
История Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.III
Немецкий средний танк в качестве эталона для эргономики советских танков
Скоростные данные Pz.Kpfw.III Ausf.J по итогам испытаний в СССР
История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60
История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя
История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.J
История Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.III
История Pz.Kpfw.III Ausf.M, последней крупносерийной версии Pz.Kpfw.III
Рассказ о немецком среднем танке Pz.Kpfw.III Ausf.M, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах
История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III
История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N
История Pz.Kpfw.III (Fl), огнеметной версии Pz.Kpfw.III Ausf.M
История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны