33,4K подписчиков

Внеочередная буква для Pz.Kpfw.III

1,3K прочитали

История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.J

Путь немецкой танковой промышленности к наиболее массовому немецкому среднему танку первой половины ВМВ оказался непростым. Работы по машине, получившей обозначение Z.W., начались еще в 1934 году, победителем в конкурсе оказалась Daimler-Benz. Шасси Z.W. создавалось в тесном сотрудничестве с 6-м отделом Депарамента Вооружений, которое во многом навязывало основные компоновочные решения. Итог таких решений оказался крайне неоднозначным. Мало того, что танк получился тяжелее положенного на 3 тонны, его ходовая часть оказалась неудачной. В результате за пару лет шасси Z.W. переделывалось 5 раз. На пятый раз была использована совершенно новая ходовая часть с торсионной подвеской и 6 опорными катками на борт. Данная версия получила обозначение Z.W.38, а заодно танк, известный как Pz.Kpfw.III Asf.E, оказался первым из Z.W., выпущенный в более-менее больших объемах. Впрочем, и его не обошли проблемы. Скорость 70 км/ч если и набиралась, то очень недолго, имелись проблемы с опорными катками и 10-скоростной полуавтоматической коробкой передач.

Один из первых Pz.Kpfw.III Ausf.L. Эта машина еще не оснащена разнесенной броней.
Один из первых Pz.Kpfw.III Ausf.L. Эта машина еще не оснащена разнесенной броней.

Ситуация вокруг Z.W, он же Pz.Kpfw.III, сложилась поистине кошмарной. За весь 1939 год сдали всего 206 линейных танков и 44 командирских. И это при том, что к концу 1940 года ожидалось получить 2595 Pz.Kpfw.III всех версий. Машину пришлось латать на ходу. Рекомендованная скорость передвижения не превышала 40 км/ч, а позже она стала таковой по причине смены коробки передач. Пришлось возвращать 6-скоростную коробку передач Z.F. S.S.G.76, в виду перекомпоновки ее переименовали в S.S.G.77. Первым такую коробку переда получил Pz.Kpfw.III Ausf.H, пошедший в серию с осени 1940 года. На нем же провели модернизацию ходовой части, с лета 1940 года стали ставить более мощную 50-мм пушку. Окончательно же танк сформировался весной 1941 года, когда в серию запустили Pz.Kpfw.III Ausf.J. К тому моменту ситуация вокруг Pz.Kpfw.III вошла в норму. Если за 1940 год сдали 862 линейных танка и 34 командирских, то в 1941 году их оказалось 1713 и 132 соответственно.

На некоторых заводах эти танки еще несли индекс Pz.Kpfw.III Ausf.J. Впрочем, отсутствие боковых смотровых лючков на башне - это уже верный знак.
На некоторых заводах эти танки еще несли индекс Pz.Kpfw.III Ausf.J. Впрочем, отсутствие боковых смотровых лючков на башне - это уже верный знак.

По состоянию на лето 1941 года Pz.Kpfw.III стал безоговорочным лидером в немецкой армии. Он оказался самым массовым танком первой линии, оставаясь таковым аж до весны 1943 года. Танк продолжали совершенствовать, касалось это и вооружения, и броневой защиты. В декабре 1941 года начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм пушкой KwK 39, имевшей длину ствола 60 калибров. Это позволило поднять дистанцию поражения наиболее массовых танков противника. Также в декабре 1941 года начались работы по установке на танк 75-мм пушки KwK L/43. Ставилась она вместе с башней Pz.Kpfw.IV. Данный вариант должен был обозначаться как Pz.Kpw.III Ausf.K, но его даже не стали строить в металле. Оказалось, что боевая масса превысила 23 тонны, а это означало замену ходовой части. Посему работы по Pz.Kpfw.III Ausf.K отменили, а Pz.Kpfw.III Ausd.J вскоре стали именовать как Pz.Kpfw.III Ausf.L.

К лету 1942 года разнесенная броня стала типовым решением для Pz.Kpfw.III.
К лету 1942 года разнесенная броня стала типовым решением для Pz.Kpfw.III.

Ситуация в переименованием Pz.Kpfw.III Ausf.J чем-то напоминала то, что случилось с Pz.Kpfw.IV Aus.F2. Это был тот самый танк, на который встала башня с 7,5 cm KwK 40 L/43, не подошедшая для шасси Pz.Kpfw.III Ausf.K. Официально в серию танк пошел с марта 1942 года, полноценный выпуск начался с апреля, а уже в июне машину переименовали в Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Вот только это совсем не означало, что индекс Ausf.F2 пропал. По инерции таблички со старым обозначением ставили и в июне, и даже в июле 1942 года. Самое же главное, что их никто не менял на старых танках. Вот и Pz.Kpfw.III Ausd.J с 5 cm KwK 39 L/60 не превратились в Ausf.L по мановению волшебной палочки. Мало того, что как минимум до мая 1942 года на Henschel именовали машину по-старинке, так и таблички никто не менял. Одним словом, Ausf.J с 5 cm KwK 39 L/60 и Ausf.L всё равно надо разделять. Ну да, в виду того, что последние танки предыдущей версии и первые танки новой версии по сути одинаковые, работа усложняется. Но кому сейчас легко?

У этой машины исчез смотровой лючок заряжающего на маске орудия.
У этой машины исчез смотровой лючок заряжающего на маске орудия.

Если исключить танки выпуска Heschel, то Pz.Kpfw.III Ausf.L можно именовать машины, выпускавшиеся с апреля 1942 года. Одним из верных признаков, что перед вами уже не Ausf.J, является конфигурация башни. Дело в том, что еще в начале 1942 года появилась идея убрать с бортов башни смотровые лючки. Смысла в них оказалось немного, поскольку смотровых щелей в люках не имелось. Есть чтобы из них чего-то увидеть, требовалось открыть, а это было чревато. Кроме того, по лючкам стали бить из противотанковых ружей. Одним словом, образовалась ослабленная зона. Конечно, еще некоторое время лючки ставили, но их отсутствие явный признак выпуска как минимум апреля 1942 года. С июня 1942 года исчез один из лючков на орудийной маске (с правой стороны). Логичным решением была бы установка перископических смотровых приборов по типу MK-IV, или тех, которые ставили на Pz.Sp.Wg.II. Но... то ли с ними имелись проблемы, то ли никто не стал задумываться, но перископов Pz.Kpfw.III не получил.

Задел, впрочем, никто не отменял. Тут уже нет габаритных фонарей, но есть лючок заряжающего, а также нет разнесенной брони. Орднунг - он такой...
Задел, впрочем, никто не отменял. Тут уже нет габаритных фонарей, но есть лючок заряжающего, а также нет разнесенной брони. Орднунг - он такой...

Менее явным, но вполне характерным признаком стало появление разнесенной брони на лбу подбашенной коробки и башни. Массово ставить разнесенную броню стали с апреля 1942 года, но ее же потихоньку ставили и на более ранние машины. Появление разнесенной брони стало явным плюсом, поскольку танк стал выдерживать 2-4 попадания теми снарядами, которые ранее гарантировано его поражали. Сильно переоценивать разнесенную броню не стоит, поскольку после нескольких попаданий ее всё равно сносило, но отрицать необходимость установки точно не стоит. В любом случае, стоит смотреть не только на разнесенную броню, но и борта башни. То есть 100% признаком Ausf.L она не является.

В течение лета 1942 года такой "мигающий задел" был вполне в порядке вещей.
В течение лета 1942 года такой "мигающий задел" был вполне в порядке вещей.

Постепенно растущие объемы выпуска постепенно приводили к мысли об упрощении конструкции танка. Начинали немцы с малого, хотя эти признаки вполне повлияли на внешний вид танка. В июне 1942 года начали отменять передние габаритные фонари и звуковые сигналы, которые ставились на передних крыльях. С этого же момента на бортах ванны корпуса перестали ставить эвакуационные люки. Толку от них оказалось не особо много, а борта они ослабляли. Дополнительные изменения светотехники случились в сентябре 1942 года. Вместо трех фар (двух головных и одной конвойной) стали ставить 2 универсальные фары Bosch. Впервые их можно было видеть на "ныряющих" танках Tauchpanzer, поскольку фары имели водонепроницаемую конструкцию. Во второй половине 1942 года было решено их сделать стандартными, поскольку фары имели еще и светомаскировочные крышки. В это же время ввели и новые кормовые фонари, вместо задних фонарей Notek. Они также имели водонепроницаемую конструкцию.

Самые поздние Ausf.L получили дымовые мортирки на башне.
Самые поздние Ausf.L получили дымовые мортирки на башне.

В ходе производства менялась и башня. В сентябре 1942 года началась установка блоков дымовых мортирок на бортах башни. В каждом блоке Nebelwurfgerät находилось по 3 мортирки под дымовые гранаты Schnellnebelkerze 39. Крепились блоки в районе передних рымов башни, что создало определенные проблемы с демонтажом башни. Как и другие элементы, вводились Nebelwurfgerät постепенно. Также летом 1942 года испытывалась установка похожих мортирок, но под противопехотные мины. Ставились эти мортирки на небольшом числе танков, крепились они к корпусу. В дальнейшем эти мортирки ставились на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

К вопросу о разнесенной броне. Она помогала, но не всегда.
К вопросу о разнесенной броне. Она помогала, но не всегда.

Появился Pz.Kpfw.III Ausf.L во момент, когда выпуск танков данного типа достиг пика. В апреле-мае 1942 года выпускалось по 246 машин, это рекорд для Pz.Kpfw.III. В дальнейшем производство стало неуклонно снижаться. Главной причиной стало, как не странно, прекращение выпуска Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушками KwK L/24. Орудие было крайне востребовано, поскольку могло закинуть снаряд по навесной траектории. Это к вопросу, что танки воюют только с танками. Выяснилось, что такую 75-мм пушку вполне можно ставить в башню Pz.Kpfw.III, посему срочно запустили производство Pz.Kpfw.III Ausf.N. Первые такие танки сдали в июле, но еще в июне они стали влиять на выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.L. А в августе-сентябре 1942 года Pz.Kpfw.III Ausf.N. оказался самой массовой версией машины. Только в октябре 1942 года выпуск Pz.Kpfw.III с "окурком" прекратился. Своё дело Pz.Kpfw.III Ausf.N сделал: с июня по сентябрь 1942 года сдали 532 Pz.Kpfw.III Ausf.L, что ненамного больше общего выпуска апреля-мая 1942 года. Уже с октября 1942 года начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.M. Тем не менее, Pz.Kpfw.III Ausf.L стал второй по массовости версией танка. Общий выпуск таких машин оставил около 1000 штук.

На заднем плане тот самый танк, что ныне сохранился в США.
На заднем плане тот самый танк, что ныне сохранился в США.

Совместно с "длинноствольной" версией Ausf.J вариант Ausf.L стал самым массовым немецким танком 1942 года. Но - уже не самым лучшим. Протекция со стороны 6-го отдела Департамента Вооружений сыграла для немецкой армии плохую службу. Вместо того, чтобы разуть глаза и увидеть неоспоримые преимущества Pz.Kpfw.IV Ausf.F2/Ausf.G, немецкие военные продолжали выпускать танк с меньшей по толщине брони (уже летом 1942 года Pz.Kpfw.IV стали массово получать лобовые листа корпуса общей толщиной 80 мм) и с менее мощной пушкой. Итог - явно превосходящих по вооружению и броневой защите Pz.Kpfw.IV выпустили за 1942 год чуть больше 900 штук.

Весной 1943 года танки стали получать бортовые экраны.
Весной 1943 года танки стали получать бортовые экраны.

Нельзя сказать, что Pz.Kpfw.III Ausf.L был плохим танком. Другой вопрос, что он уступал Pz.Kpfw.IV. Причем дело не только в вооружении и броне. В конце концов, главной задачей танка является обеспечение поддержки пехоты. А вот тут 50-мм фугасный снаряд явно уступал 75-мм снаряду. "Трёшка" получалась менее универсальной. В ряде случаев это имело ключевое значение. Прозревали немецкие военные довольно медленно. сравниться с ними могли только англичане, но и те в 1942 году начали догадываться, что даже 6-фунтовка (57 мм) не является подходящим орудием. Посему там стали создавать собственное орудие калибра 75 мм, на которое позже перевооружили ряд танков.

Pz.Kpfw.III Ausf.L, подбитый в Италии.
Pz.Kpfw.III Ausf.L, подбитый в Италии.

Значительная часть Pz.Kpfw.III Ausf.L погибла в боях второй половины 1942 года, тем не менее, и летом 1943 года они были массовым явлением. С мая 1943 года на танки стали монтировать бортовые экраны, которые устанавливались на корпуса и башни. В таком виде они применялись во время Курской Дуги, к тому моменту самым массовым немецким танком стал Pz.Kpfw.IV. К началу 1944 года имелось 920 Pz.Kpfw.III всех типов, но по факту объемы их применения оказались скромными. Об этом говорят и потери - 135 штук за январь-май 1944 года, для сравнения, Pz.Kpfw.IV за то же время потеряли 907 штук.

Танк из Бовинтона.
Танк из Бовинтона.

До наших дней сохранилось 2 Pz.Kpfw.III Ausf.L - один в США и один в Англии. Самым известным из них является образец, находящийся в коллекции танкового музея Бовингтон. Машина воевала в составе 15-й танковой дивизии, она и сейчас находится в ходовом состоянии. Танк является одной из "звезд" музея, постоянно участвуя в различных мероприятиях. Из Африки прибыл и второй сохранившийся экземпляр, ныне находящийся в Форт-Беннинг.

Список источников

ЦАМО РФ

US NARA

Panzer Tracts No.3-3 Panzerkampfwagen III Ausf.J, L, M, und N, development and production from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2009

Архив автора

eBay

Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось

Статья по экспортному среднему танку m.K.A.

История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A

История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать

История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка

Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску

История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске

История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров

История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков

История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

История Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов

История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60

История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя

Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N