33,3K подписчиков

Немецкие трешки как погонщики радиоуправляемых Боргвардов

673 прочитали

История Pz.Kpfw.III (funk), машин управления радиоуправляемых саперных танкеток Sd.Kfz.301 (Borgward B IV)

Радиоуправляемые (или, как тогда писали, телемеханические) боевые машины весьма активно прорабатывались в межвоенный период. Наибольший прогресс в этой области наблюдался у Советского Союза. К осени 1939 года в Красной Армии имелось два батальона телетанков, которые наиболее активно применялись в ходе советско-финляндской войны. Ее итогом стало то, что в СССР решили далее развивать телеуправляемые инженерные машины (например, телетанк Т-50 со сбрасываемым подрывным зарядом). В этом смысле советская программа телетанков пошла по той же колее, что и у немцев.

Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.J.
Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.J.

В октябре 1939 года начались работы по Minenräumwagen, радиоуправляемой саперной машине, которую разработали на Bowgward. Результатом стало создание Borgward B I и B II, они же Sd.Kfz.300. Если Borgward B I использовалась с катковым тралом, то B II представляла собой самоходную мину. Использовались они в составе 1-го батальона разминирования, который сформировали 1 декабря 1940 года. Как машина управления применялся командирский танк Kleiner Panzerbefehlswagen. По итогам боевого применения машин разминирования на советско-германском фронте изменилась концепция как саперных машин, так и машин управления. Так на свет появились Pz.Kpfw.III (funk), самые массовые немецкие танки управления.

Аналогичный танк на НИБТ Полигоне в Кубинке.
Аналогичный танк на НИБТ Полигоне в Кубинке.

Замена Kleiner Panzerbefehlswagen на Pz.Kpfw.III было вполне логичным решением. Опыт боевого применения показывал, что одной только боевой машины с радиостанцией для управления саперными машинами оказалось недостаточно. В боевой обстановке требовалось еще и защищать машину, которой управляли. В результате немцы пришли ровно к той же концепции, что и советские военные. То есть к "полноценному" танку, который получал необходимое для управления оборудование. Он сохранял все функции обычного Pz.Kpfw.III.

Pz.Kpfw.III (funk) легко отличить по забашенному ящику.
Pz.Kpfw.III (funk) легко отличить по забашенному ящику.

Концепция полноценного танка управления радиоуправляемыми саперными машинами созрела к осени 1941 года. 8 сентября было решено реорганизовать 1-й батальон разминирования, 15 сентября его переименовали в 300-й танковый батальон. Формировали его по штатам K.St.n. 1157 и 1159, которые являлись временным решением. Первоначально временным решением являлась и матчасть батальона. То есть использовались всё те же Kleiner Panzerbefehlswagen и Sd.Kfz.300. Новая матчасть (как саперные машины, так и танки управления) попала в его состав весной 1942 года.

В нем разместили основную часть аппаратуры управления саперными танкетками.
В нем разместили основную часть аппаратуры управления саперными танкетками.

С нуля Pz.Kpfw.III (funk) не строили, в этом не было необходимости. Главной проблемой стало размещение передатчика Fu KS 8, преобразователя WR 81 и пульта управления Kommandogeber KoG 2. Решили ее довольно просто: поскольку кормовой ниши у башни Pz.Kpfw.III не имелось, вместо забашенного ящика сделали новый, из противопульной брони. Внутри разместилось основное оборудование, которое запитывали от штатной сети танка. Новый ящик имел большой двухстворчатый люк сзади, а также небольшой лючок сверху. Сверху же крепилась и штырьевая антенна. Непосредственно в боевом отделении находился пульт управления. Функций у KoG 2 было примерно столько же, сколько у пульта управления ТТ-26. То есть управление машиной, а вместо пуска огнесмеси сброс заряда. Его несла управляемая машина - Sd.Kfz.301 (Borgward B IV).

Оборудование, которое ставилось в Pz.Kpfw.III (funk) и другие машины управления.
Оборудование, которое ставилось в Pz.Kpfw.III (funk) и другие машины управления.

В дело поначалу пошли Pz.Kpfw. III Ausf.J, самые массовые танки на тот момент. Брали, что называется, кого попало, то есть танки любых заводов (как минимум выпуска MIAG и Henschel). Всего подобным образом переделали 30 танков. Из них 27 ушло состав 300-го танкового батальона, еще 3 вошли в состав Versuchs-Kommando (F.L.) Tropen. Это подразделение, сформированное для Африканского корпуса, имело на вооружении не только Sd.Kfz.301, но и самоходные мины Sd.kfz.301 (Goliath). Их же применяли и 300-й батальоне, который 3 февраля 1942 года переименовали в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)).

В ходе боёв зак Крым.
В ходе боёв зак Крым.

Первым в бой пошел 300-й батальон, в составе которого, как уже говорилось выше, находилось 27 танков. Батальон принял самое активное участие в штурме Севастополя, применяя как Sd.Kfz.301, так и "Голиафы". Последние управлялись по проводам. К концу июля 1942 года в батальоне осталось 5 танков. Немцы признают безвозвратную потерю всего одного Pz.Kpfw.III (funk), но есть определенные сомнения. Дело в том, что после окончания боёв за Крым Pz.Abt.300(F.L.) переформировали. В его составе находилось теперь 22 танка, причем 22 августа 1942 года на пополнение пришло 6 новых Pz.Kpfw.III (funk). Изготовили их из Pz.Kpfw.III Ausf.L. После этого в батальоне стало 25 танков (19 старых и 6 новых). Вопрос - куда делись еще 8 танков.

Танки управления из состава Versuchs-Kommando (F.L.) Tropen имели разнесенную броню на лбу корпуса и башни.
Танки управления из состава Versuchs-Kommando (F.L.) Tropen имели разнесенную броню на лбу корпуса и башни.

Очередные изменения случились осенью 1942 года. 8 сентября батальон переименовали в 301-й батальон. Воевал он совместно с 12-й танковой дивизией, как раз в это время шла Синявинская операция. Далее появился 302-й батальон, который имел сложные взаимоотношения с 301-м батальоном. В январе 1943 года 301-й батальон его поглотил, тем самым увеличив свой состав до 4 рот. Затем, в начале 1943 года, сформировали 311-ю, 312-ю, 313-ю и 314-ю танковые роты радиоуправляемых машин. На их вооружение шли Pz.Kpfw.III (funk), которые переделывали из Pz.Kpfw.III Ausf.L и Ausf.N. По штату в такой роте было 10 танков управления и 36 управляемых по радио танкеток. Роты создали на основе 301-го батальона, который порвали на кучу маленьких медвежат.

Осенью в дело пошли Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.L.
Осенью в дело пошли Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.L.

Судя по всему, конверсию Pz.Kpfw.III в танк управления немцы посчитали не лучшей идеей. Иначе не объяснить тот факт, что в дальнейшем танковые роты радиоуправляемых машин перевооружили на StuG 40 Ausf.G. Определенная логика в этом была, поскольку для размещения оборудования StuG годилась больше. Основная их масса была перевооружена к началу Курской Дуги.

Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N.
Pz.Kpfw.III (funk) на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N.

Тем не менее, 313-я рота сохранила Pz.Kpfw.III (funk). Она же стала и последней, кто применял танки управления на базе Pz.Kpfw.III. К началу операции "Цитадель" в ее составе имелось 10 Pz.Kpfw.III (funk), из них 3 переделали из Pz.Kpfw.III Ausf.N, остальные из Pz.Kpfw.III Ausf.L. Действовала она на северном фасе Курской дуги, вместе с Ferdinand из состава 654-го дивизиона истребителей танков. К концу июля 1943 года в строю остался всего 1 танк.

Удача танков управления переменчива. 5 июля 1943 года, первый день операции "Цитадель". Меткое попадание снаряда не только уничтожило саперную танкетку Sd.Kfz.301, но и вывело из строя сразу три Pz.Kpfw.III (funk) из состава 313-й роты.
Удача танков управления переменчива. 5 июля 1943 года, первый день операции "Цитадель". Меткое попадание снаряда не только уничтожило саперную танкетку Sd.Kfz.301, но и вывело из строя сразу три Pz.Kpfw.III (funk) из состава 313-й роты.

Напоследок стоит сказать, что минимум 1 Pz.Kpfw.III (funk) оказался советским трофеем. Танк из состава 301-го батальона попал на НИБТ Полигон, но, судя по всему, интереса не вызывал. У нас уже "переболели" телетанками, поэтому к данной идее относились скептически. Потому и "Голиафы" с "Боргвардами", которые достались после Курской дуги, интереса не вызывали.

Список источников:

ЦАМО РФ

Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III Umbau, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011

Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998

Другие статьи по танкам семейства Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:

Статья по экспортному среднему танку m.K.A.

История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A

История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать

История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка

Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску

История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске

Рассказ о немецком командирском танке Pz.Bef.Wg. Ausf.E, находящемся в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного

История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров

История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков

История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

История Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов

История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60

История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя

История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.J

История Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.M, последней крупносерийной версии Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N

История Pz.Beob.Wg.III (Panzerbeobachtungswagen III) машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III (Fl), огнеметной версии Pz.Kpfw.III Ausf.M

История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны