33,3K подписчиков

Возрожденная командирская "трёшка"

1,3K прочитали

Рассказ о немецком командирском танке Pz.Bef.Wg. Ausf.E, находящемся в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного

Немецкая армия во время Второй мировой войны находилась в лидерах по числу танков и самоходных артиллерийских установок. Касалось это не только количества, но и числа типов, а также различных модификаций. На базе танков часто строились специальные машины, включая и командирские танки. Первые подобные опыты немцы стали проводить еще в первой половине 30-х годов. К началу Второй мировой войны они располагали наиболее многочисленным парком командирских машин. Они как переделывались из обычных танков, так и строились с нуля.

Pz.Bef.Wg. Ausf.E, нынешнее состояние.
Pz.Bef.Wg. Ausf.E, нынешнее состояние.

В коллекции Музея Техники Вадима Задорожного находится большое количество бронетанковой техники. Значительную часть представленных образцов восстановили в музейной мастерской. Касается это и танков немецкого производства. Среди них есть и редкие образцы, некоторые из которых почти не сохранились. Одним из них является командирский танк Pz.Bef.Wg. Ausf.E, на сегодняший день их известно всего 2 штуки. Недавно танк сняли с поезда, где он стоял несколько лет, есть смысл о нем поговорить.

А таким танк был вскоре после окончания реставрации. Уличное хранение, даже под навесом, новее его не делает.
А таким танк был вскоре после окончания реставрации. Уличное хранение, даже под навесом, новее его не делает.

Впервые о том, чтобы использовать средний танк Z.W. (будущий Pz.Kpfw.III) как командирский, заговорили в октябре 1935 года. По опыту создания аналогичных танков с использованием шасси Leichttraktor и La.S. (Pz.Kpfw.I), предполагалось, что командирская машина сохранит боевые функции, то есть останется башня с вооружением. Внешне он также должен был максимально сохранить сходство с линейным Z.W.. Вместо заряжающего добавлялся второй радист, соответствующим образом менялось внутреннее оборудования.

Ранее танк стоял с "распушенными" антеннами.
Ранее танк стоял с "распушенными" антеннами.

Концепция Befehls-Panzerkampfwagen, в октябре 1936 года переименованного в Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen), подразумевала три варианта исполнения. Внешне они ничем не отличались, разница была в радиооборудовании. Первый вариант, Sd.Kfz.266, предназначался как танк управления уровнем батальона. Он получал два 20-ваттных передатчиков и столько же приемников, дистанция действия составляла 6 километров. Второй вариант, Sd.Kfz.267, использовался на уровне полка, дистанция связи возрастала до 6-12 километров. Наконец, третий вариант, Sd.Kfz.268, использовался для управления танковой бригадой.

В сравнении с конфигурацией танка на лето 1940 года.
В сравнении с конфигурацией танка на лето 1940 года.

Как часто это бывает, планы и реализация несколько отличались по результатам. Башню и подбашенную коробку Panzerbefehlswagen прорабатывал Krupp, который к началу 1938 года пришел к неутешительным выводам. Выяснилось, что сделать одновременно и вращающуюся башню с вооружением, и нормальные условия для работы радистов, не представляется возможным. Поэтому башня стала неподвижной, а из вооружения сохранили только пулемет в шаровой установке. Немцы, к слову, тут были совсем не одиноки. У них, по крайней мере, командирский танк был похож на линейный. У других в то время командирская машина сразу узнавалась. Не говоря о том, что к началу Второй мировой войны в серии был только Pz.Bef.Wg.

В 1941 году машины стали активно заваливать скарбом.
В 1941 году машины стали активно заваливать скарбом.

Командирская версия Pz.Kpfw.III в полной мере зависела от базового танка. А с ним у немцев поначалу дела обстояли очень плохо. Первым в серию пошел Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, всего их сдали 30 штук. Производился он в вариантах Sd.Kfz.267 (радиостанции Fu 8 и Fu 6) и Sd.Kfz.268 (радиостанции Fu 6 и Fu 7). Сдать их должны были в промежутке с октября 1937 по апрель 1938 года, по факту сдавали с лета 1938 по март 1939 года. Следующая версия, Pz.Bef.Wg. Ausf.E, пошла в серию с июля 1939 года. До начала войны сдали всего 8 танков, при этом потребность танковых дивизий составляла 151 Panzerbefehlswagen.

Может показаться, что реставраторы ошиблись с блоком дымовых мортирок.
Может показаться, что реставраторы ошиблись с блоком дымовых мортирок.

О том, как выпускался Pz.Bef.Wg. Ausf.E, красноречиво говорит внешний вид танка. С самого начала выпуска он должен был получать смотровые приборы механика-водителя Fahrersehklappe 30, но выпускать их начали в сентябре 1939 года. Поэтому первые Pz.Bef.Wg. Ausf.E получали эрзац-лючки. Кроме того, объемы выпуска Pz.Bef.Wg. Ausf.E не поражали воображение. Выпускали их во всех трех версиях, но за 1939 год Daimler-Benz werk 40 (Мариенфельде, на юге Берлина) сдал 40 танков, еще 5 в январе-феврале 1940 года. Итого 45 танков с номерами шасси 60501-60545. Следующие командирские танки, уже версии Ausf.H, стали сдавать в ноябре 1940 года. Остро не хватало базовых Pz.Kpfw.III, тут не до командирских "коробочек".

Но фотографии серийных машин говорят немного о другом.
Но фотографии серийных машин говорят немного о другом.

Первые три Pz.Bef.Wg. Ausf.E успели повоевать в ходе Польской кампании сентября 1939 года. Уже тогда впервые прозвучала мысль, что командирские танки противник вычисляет и концентрирует по ним огонь. Пик боевого применения данного варианта пришелся на бои во Франции, май-июнь 1940 года. Там ситуация повторилась, уже в ухудшенном виде. Тем не менее, концепцию Panzerbefehlswagen изменили только в 1942 году. Для немцев такая медлительность норма, достаточно вспомнить, что даже усиление лобовой брони корпуса у них заняло почти год.

Порт MP-Klappe вместо шаровой установки Kugelblende 30 - верный признак командирского танка.
Порт MP-Klappe вместо шаровой установки Kugelblende 30 - верный признак командирского танка.

Воевали Pz.Bef.Wg. Ausf.E долго, поскольку командирских танков постоянно не хватало. В 4-й танковой дивизии, по состоянию на апрель 1944 года, числился танк с номером шасси 60533. Ныне таких танков известно два. Первый, наиболее известный, Pz.Bef.Wg. Ausf.E стоит на Буйничском поле. Второй танк, о котором и пойдет речь, был уничтожен в Тверской области. Собран из кусов, процент настоящих деталей высокий. Потенциально его можно восстановить до ходового состояния, на современных агрегатах. Так делают как у нас, так и за рубежом.

Есть такие порты и с левого борта подбашенной коробки...
Есть такие порты и с левого борта подбашенной коробки...

С точки зрения ванны танк полностью соответствует Pz.Kpfw.III Ausf.E. Как раз шасси было главной проблемой танка. Идея с 10-скоростной полуавтоматической коробкой передач Maybach Variorex 328 145 оказалась ошибкой. Во-первых, шасси Z.W.38 могло двигаться со скоростью более 40 км/ч недолго, во-вторых, надежность работы КПП оказалась не на высоте. Поэтому реализовать потенциал двигателя танк мог в ограниченных объемах.

...и с правого борта.
...и с правого борта.

Сама по себе концепция шасси выглядела вроде бы неплохо. Торсионная подвеска и телескопические амортизаторы спереди и сзади, которые гасили продольные колебания, обеспечивали плавный ход. Но опорные катки диаметром 520 мм начинали перегреваться на скорости более 40 км/ч, поэтому далее появилось ограничение. По факту те же 40 км/ч, что и у Pz.Kpfw.IV. Кроме того, ширина трака составляла всего 380 мм (360 мм, плюс выступающие пальцы). Даже замена на трак шириной 400 мм (реально 380 мм, плюс выступающие пальцы) не спасали ситуацию. Удельное давление на грунт составляло 0,9 км/см2, это много. Неслучайно немецкие танки ездили, в основном, по дорогам.

Штырьевая антенна, как можно заметить, от советской антенны она сильно отличается.
Штырьевая антенна, как можно заметить, от советской антенны она сильно отличается.

Командирский танк отличить от линейного несложно со всех ракурсов. Достаточно просто посмотреть на установку курсового пулемета. На самом деле она фальшивая: впереди находился порт пистолета-пулемета (MP-Klappe), через который можно было вести огонь из личного оружия. Чтобы подмена не сильно бросалась в глаза, спереди прикручивалась имитация шаровой установки Kugelblende 30. Имитация бронировки делалась из алюминия, чтобы снизить массу.

Поручневая антенна.
Поручневая антенна.

Аналогичные порты для стрельбы из личного оружия размещались по бортам подбашенной коробки. Конструктивно они повторяли кормовые башенные пистолетные порты. Впрочем, больше в глаза бросаются не они, а наличие двух штырьевых антенн. Они тут, кстати, вполне настоящие. Слово "штырьевая" тут полностью соответствует тому, что устанавливалась. Это именно штырь, причем ни разу не гибкий. Такого более нигде не увидишь.

Такие крепления использовались на Pz.Bef.Wg.Ausf.E-H.
Такие крепления использовались на Pz.Bef.Wg.Ausf.E-H.

Вычисляли, впрочем, командирский танк не по наличию двух штырьевых антенн. Куда сильнее в глаза бросается поручневая антенна, которая устанавливалась на надмоторной плите. Впервые именно такой вариант поручневой антенны применили на Leichttraktor Krupp, переделанном в командирский танк. Аналогичные по конструкции поручневые антенны использовались на Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t), которые переделывались в командирские танки.

В правом заднем углу башни находится порт, куда заводился провод от поручневой антенны.
В правом заднем углу башни находится порт, куда заводился провод от поручневой антенны.

На танке в Музее Техники Вадима Задорожного сделана неплохо выглядящая имитация поручневой антенны. Разница исключительно в материалах, тем более что делался скорее "уличный" танк. Стойки антенны сделаны деревянными, на самом деле они были из круглого текстолита, который, в отличие от дерева, не проводит ток. Тело антенны было из медной трубки. Сами крепления вполне похожи на то, что стояло изначально. К слову, у более ранних Pz.Bef.Wg. крепления внешне немного отличаются.

Пушка, как и почти вся носовая часть башни -имитация.
Пушка, как и почти вся носовая часть башни -имитация.

Наличие поручневой антенны исключало возможность вращения башни. Для начала, в правом заднем углу башни имелся порт, куда заводилась проводка, ведущая к антенне. Также антенна размещалась так, что даже без подсоединения она бы билась в передние основания антенны. Наконец, никакого смысла в поворотной башне не было, поскольку теперь она выполняла роль рубки, в которой находился командир, радист и пулеметчик.

Вместо телескопического прицела слева был смотровой прибор радиста.
Вместо телескопического прицела слева был смотровой прибор радиста.

Собственно говоря, из всего вооружения остался только пулемет MG 34. Разместили его в шаровой установке Kugelblende 30, находившейся с правой стороны. Вместо второго пулемета теперь была имитация. Точно такой же имитацией, изготовленной из алюминия, оказалась и пушка 3,7 KwK. Внешняя часть неподвижной орудийной маски также делалась алюминиевой, крепилась она к стальному основанию. Слева от имитации пушки появился смотровой прибор башенного радиста.

Рядом с лючком для телескопической антенны находился еще один лючок - для перископического прибора наблюдения.
Рядом с лючком для телескопической антенны находился еще один лючок - для перископического прибора наблюдения.

Требования экипажей поставить нормальную башню с вооружением понятны, но не всё так просто. Чтобы это сделать, требовалось полностью перекомпоновать радийное оборудование. По сути осталась внешняя скорлупа, внутри вместо пушки находился столик. Это уже потом, на Pz.Bef.Wg. Ausf.K, появилась башня с орудием. При этом пришлось перетрясти радийное оборудование. Причем, именно как командирский танк, он скорее проиграл.

Башня, конечно похожа на "линейную", но внутри всё совсем иначе.
Башня, конечно похожа на "линейную", но внутри всё совсем иначе.

Среди внесенных изменений оказалась переделка антенн. Дело в том, что на Pz.Bef.Wg. Ausf.D1-H имелась не только поручневая, но и телескопическая антенна (Kurbelmast "P"), с характерным "зонтиком" наверху. Сейчас на музейном танке она убрана, а ранее торчала наружу. Находилась эта антенна внутри башни, выдвигаясь через лючок на крыше. Естественно, после изменения конструкции башни от телескопической антенны пришлось отказаться.

Телескопическая антенна в поднятом положении.
Телескопическая антенна в поднятом положении.

Конечно, при реставрации пришлось идти на некоторые условности, но выглядит танк очень достойно. Особенно с учетом того, что восстанавливать его пришлось из кусков. В заключение стоит отметить, что идею Pz.Bef.Wg. позже взяли на вооружение англичане и канадцы. По иронии судьбы, случилось это после того, как от концепции танка с фальшивым орудием отказались сами немцы. По опыту боевых действий выяснилось, что лучше иметь некоторый дискомфорт с точки зрения работы радистов, чем не иметь пушки. Командирский, не командирский, всё равно пушка и вращающаяся башня была нужна.

Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось

Статья по экспортному среднему танку m.K.A.

История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A

История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать

История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка

Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску

История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске

История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров

История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков

История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

История Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов

История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60

История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя

История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.J

История Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.M, последней крупносерийной версии Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N

История Pz.Beob.Wg.III (Panzerbeobachtungswagen III) машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III (Fl), огнеметной версии Pz.Kpfw.III Ausf.M

История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны