Если ваш ребенок «собирает все углы», постоянно спотыкается, ударяется обо все на свете, тогда это статься для вас. Неуклюжий ребенок - это не особенность, это нарушение работы головного мозга.
Если присмотреться, то на детской площадке всегда есть неуклюжий ребенок. Он сразу отличается от других, медленнее бегает, с трудом залезает на горки-качели-каручели, роняет или не может поймать мяч и прочее. Виной всему диспраксия.
Диспраксия - это неврологическое нарушение, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но нет проблем с мышечным тонусом и опорно-двигательным аппаратом.
Причины диспраксии разнообразны:
- генетика,
- тяжело протекающая беременность,
- родовые травмы,
- ЧМТ,
- патологии нервной системы,
- органическое поражение головного мозга,
- ребенок был стеснен в движениях во время определенного сенситивного периода и т.д.
Диспраксия - недоразвитие связей между нейронами (нервный импульс не доходит от коры головного мозга к двигательному аппарату).
Давайте сначала разберемся, что такое праксис? Праксис - это любые наши целенаправленные движения. Мы поднимаемся про лестнице, берем в руки карандаш и пишем им, крутим руль автомобиля, сидим прямо, наливаем чай - это все благодаря праксису. Ну и конечно, праксис - это и двигательная функция речевого аппарата. Когда мы говорим, мы управляем артикуляционным аппаратом.
Диспраксию можно назвать задержкой развития, из-за нее многие навыки ребенок усваивает позже сверстников. В младенческом возрасте диспраксия проявляется в виде нарушения сосательного рефлекса, проблемы с фиксацией взгляда и захватом предметов ладонью. У дошкольников диспраксия может выражаться в том, что ребенок очень неаккуратно ест, не может пройти по прямой линии, стоять и прыгать на одной ноге, с трудом учится кататься на самокате и велосипеде, не может удержать равновесие и т.д. Ребенок не ленится, а на самом деле не может самостоятельно одеться или налить воду в стакан, не пролив. Родители таких детей говорят: «Ну он у меня неуклюжий/слоненок/вечно все роняет/и пр.».
Казалось бы «ну не неуклюжий и неуклюжий», что в этом такого? Ну не научился кататься на велосипеде и ловить мяч, зато в школе с математикой проблем не будет. А нет, - будет. По мере взросления ребенка, любая деятельность усложняется, и на основе уже сформированных навыков развиваются новые. Следовательно, что ребенку с диспраксией и освоение новых умений, том числе письма и чтения, будет даваться труднее.
Как диспраксия связана с учебой?
Во время учебы развитие праксиса играет не меньшую роль, чем когнитивные функции. В школе нужно сидеть за столом прямо, писать в тетради, выводить прямые линии, переписывать текст с учебника или с доски, смотреть на учителя и т.д. Много целенаправленных движений? Да!
На обычные вещи школьник с диспраксией затрачивает больше энергии, чем его сверстники, следовательно, и его головной мозг будет быстрее утомляться. А «уставший мозг» много новой информации не усвоит. Отсюда и проблемы с памятью, усвоением материала, забывчивость, неорганизованность и другие школьные трудности.
Ребенку с диспраксией будет даваться с трудом вся деятельность, которая требует последовательности, планирования своих действий, работы по алгоритму.
Диспраксия не проходит сама по себе. У взрослых людей с диспраксией сохраняется неуклюжесть, неповоротливость и т.д. А в пожилом возрасте эти дисфункции будет только прогрессировать.
Родителям стоит обратить внимание, если ребенок…
- часто падает, спотыкается;
- неуклюжий;
- у него плохо развита крупная и мелкая моторика для своего возраста;
- не может освоить катание на велосипеде, самокате, игры с мячом или любым другим инвентарем и т.д.
- часто путает последовательность действий;
- плохо контролирует глазами свои руки и ноги (трудности со зрительно-моторной координацией);
- плохо ориентируется «право-лево-верх-низ»;
- трудности с письмом, рисованием.
Домашний тест для определении диспраксии - «Прыжковый тест». Подходит для детей 5-7 лет.
Ребенок должен прыгать на двух ногах под счёт «1-2-3-4», меняя движения ног в определённой последовательности:
- «1» – ноги в стороны,
- «2» – ноги перекрещены так, что левая нога впереди правой,
- «3» – ноги в стороны,
- «4» – ноги перекрещены, но теперь правая нога впереди левой.
Если ребёнок не может так прыгать, не соблюдает ритм под счёт, перекрещивает ноги, разворачивает таз, то обратитесь к специалисту по детскому развитию.
Как помочь?
Необходима комплексная коррекция диспраксии: массаж, ЛФК/АФК, нейродинамическая гимнастика, нейкоррекция, мозжечков стимуляция и другие нейропсихологические методики. При речевой диспраксии нужны логопедические занятия и логомассаж. Ребенок должен как можно больше двигаться.
В центре «Аист» коррекция диспраксии направлена на то, чтобы научить мозг контролировать свое тело.