Часто наблюдаю в рассуждениях автомобилистов и идущих по их стопам проектировщиков некоторую зацикленность на бессветофорных дорогах и магистралях. Борьба с уличными светофорами и наземными переходами, мешающими машинкам хорошо гонять с ветерком, наверное, прошла свой пик развития лет 5-10 назад, однако и сейчас бытует мнение, что светофоры мешают движению, снижают "пропускную способность", а значит надо максимально возможно от них избавляться: строить развязки, эстакады, тоннели. Лишь бы меньше посторонних объектов мешало автолюбителю добираться со своей цели с комфортом.
Более того, истории ликвидации удобных наземных переходов и регулируемых перекрёстков во имя Бессветофорности продолжаются и до сих пор.
Не во всех городах есть возможности строить скоростные хорды и эстакады, но везде есть возможность хотя бы убирать зебры, загоняя пешеходов в жуткие внеуличные переходы.
Где-то доходит до того, что даже неширокую четырёхполосную улочку приходится переходить под землёй, затрачивая в 2-3 раза больше времени и сил на это.
Но так ли вообще осмыслена эта бессветофорность? Что тут сказать: практика показывает, что в пробках стоят примерно одинаково и светофорные дороги и бессветофорные. Никакого преимущества у вторых тут нет. Однако мне, например, когда я за рулём, ехать намного удобнее по дорогам со светофорами. Если уж и дёргаться в пробке, то по крайней мере лучше делать это в предсказуемые моменты: во время красной фазы можно и поправить ремень, и дорогу в телефоне посмотреть, и на сообщения ответить, и много чего ещё сделать. Когда же у тебя непредсказуемое дёргание каждые несколько секунд, это намного сильнее утомляет.
Но суть тут даже в другом. В городе смысла в бессветофорных дорогах нет в принципе! Смотрите сами: ускоряет ли движение такая магистраль? Да, конечно ускоряет, но при одном условии: если нет пробок. Если всё едет, то действительно вы сможете быстро домчаться от Садового кольца до МКАДа по проспекту Мира или Ленинградскому шоссе.
Но если дороги загружены, то загружаются они везде одинаково. И вот тут уже разницы по времени не будет вообще никакой: есть светофоры или нет. Если по каким-то причинам условная "хорда" будет ехать быстрее, то часть водителей это увидит и быстро переметнутся на неё, и тут скорости уравновесятся.
И что получается? Дорожное строительство, в целом, позиционируется, как борьба с пробками, равно как и обессветофоривание. Но только по факту выходит, что польза от этих мероприятий бывает только когда и так нет пробок. Но зато можно вместо 30 минут, как раньше было, доехать за 17.
При этом, все эти развязки и скоростные трассы создают целый ворох негативных внешних эффектов: повышенный уровень шума, разорванная городская среда, дополнительные проблемы для ОТ, сложности для пешеходов и велосипедистов.
Я уж молчу про разорванные внутрирайонные связи: те автомобилисты, которые раньше пересекали условную улицу Народного ополчения за 2 минуты, теперь должны кататься в объезд и наворачивать дополнительные километры.
То есть, выходит следующая ситуация: вроде все граждане в городе равны. Но ради того, чтобы одна их часть смогла добраться несколько быстрее, вторая вынуждена, наоборот, тратить теперь больше времени, да и сил. Получается, что если все факторы взвесить, то тогда бессветофорные дороги теряют вообще какой-либо смысл: общего уменьшения времени в поездках не происходит, или оно незначительно. Конечно, если мы просуммируем временные затраты всех граждан, а не только тех, которые по этим хордам на своих железных конях поехали.
И получается, что все эти страдания и мучения для горожан, живущих вдоль обессветофоренных дорог нужны даже не для того, чтобы было меньше пробок, а лишь для того, чтобы во внепиковое время кто-то мог на несколько минут прокатиться быстрее.
Скоростные бессветофорные трассы действительно нужны между городами, где важна скорость, но в условиях плотной застройки от них часто получается больше проблем, чем пользы. По крайней мере, если бы умели делать удобные проходы через такие трассы, может это бы как-то уменьшило проблему.