Найти тему

Портрет: искусство увидеть душу на холсте

Привет!

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «портрет»? Возможно, образ человека, его лицо, переданное на холсте с поразительной точностью или даже легкой идеализацией? А ведь портрет — это не просто изображение, это попытка запечатлеть саму сущность человека, его характер, настроение и даже историю.

Что такое портрет?

Портрет — это изображение реального человека, выполненное в разных техниках и стилях, где главной целью является не только передача физического сходства, но и передача внутреннего мира.

Исторически, портреты создавались для того, чтобы запечатлеть значимые фигуры: королей, знатных персон, а позже и обычных людей. Сегодня же портрет — это, в первую очередь, отражение личности, её уникальных черт и характера.

Техники создания портрета.

Классическая живопись — краски, кисти, холсты. Звучит как стандарт, но у каждого художника есть свои фишки. Тончайшие мазки могут передавать мягкость кожи, а резкие — твердость характера. Вспомните, как на полотнах Рембрандта буквально светится кожа его моделей, благодаря сложной игре света и тени.

Рембрандт Ван Рейн. В 1645 году художник пытается посвящать себя маленькому сыну. Тогда и появилась эта картина. На полотне «Святое семейство» мы как бы видим простую крестьянскую семью, без всякой помпезности. Но ангелы говорят о том, что это изображение Богоматери и Иисуса.
Рембрандт Ван Рейн. В 1645 году художник пытается посвящать себя маленькому сыну. Тогда и появилась эта картина. На полотне «Святое семейство» мы как бы видим простую крестьянскую семью, без всякой помпезности. Но ангелы говорят о том, что это изображение Богоматери и Иисуса.

Графика — карандаш или уголь, черно-белые линии, игра света и тени. Эта техника проста, но одновременно удивительна по своему эффекту. Художник одной лишь линией может показать силуэт, эмоции и даже возраст!

Данциг Май. Женский портрет. 1959 г. Бумага, графитный карандаш.
Данциг Май. Женский портрет. 1959 г. Бумага, графитный карандаш.

Акварель — техника для тонких душ. Здесь важна текучесть и легкость. Прозрачные слои краски создают впечатление воздушности и света.

Акварельные портреты, выполненные П.Ф. Соколовым отличаются утонченностью письма, легкой, подвижной манерой исполнения. Художник невероятно умело подбирал нежные полутона, избегая яркого, броского колорита. Также в своих работах Петр Федорович не использовал белила и не наносил предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота манеры письма, утонченность и деликатность исполнения делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.
Акварельные портреты, выполненные П.Ф. Соколовым отличаются утонченностью письма, легкой, подвижной манерой исполнения. Художник невероятно умело подбирал нежные полутона, избегая яркого, броского колорита. Также в своих работах Петр Федорович не использовал белила и не наносил предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота манеры письма, утонченность и деликатность исполнения делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.

-4

Цифровой портрет — современный тренд. Это не просто портрет, нарисованный на компьютере, это мир возможностей. Гибкость инструментов, игра с цветом и текстурами позволяют экспериментировать и находить новые формы.

-5

-6

Правила создания удачного портрета.

  • Выбор правильного ракурса.

Классический портрет чаще всего выполняется в анфас или полуобороте. Это позволяет лучше передать черты лица, но не забывайте про эксперимент! Иногда взгляд из-под бровей или профиль могут придать картине загадочность.

-7
  • Работа со светом.

Свет — это не просто элемент освещения. Это инструмент для передачи настроения и объема. Тот же Рембрандт, например, мастерски создавал контрасты света и тени, чтобы придать портретам драматизм.

-8
  • Передача эмоций.

Самое сложное — это не техника, а уловить эмоциональное состояние. Тут важно обращать внимание на мелочи: напряженные губы, взгляд, наклон головы.

-9
  • Баланс деталей.

Конечно, передача мелких деталей важна, но не забывайте о единстве изображения. Иногда минимализм может сказать больше, чем фотографическая точность.

Интересные и красивые портреты.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Как же не вспомнить этот шедевр! Загадочная улыбка Джоконды уже много столетий мучает умы зрителей. Сдержанная цветовая гамма и мягкие линии создают атмосферу интриги и умиротворенности.

Мона Лиза» (также «Джоконда», полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»; итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных в мире произведений живописи.
Мона Лиза» (также «Джоконда», полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»; итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных в мире произведений живописи.

«Автопортрет» Ван Гога. Этот портрет не только о физическом лице художника, но и о его состоянии. Стильные мазки передают бурю эмоций и внутренний мир автора.

В течение трех лет, прожитых Ван Гогом в Париже, художник создал двадцать два автопортрета. Вероятно, его больше других импрессионистов волновало человеческое лицо, через которое он познавал себя и других людей. В этом более позднем автопортрете можно заметить ухудшающееся здоровье художника. Глубокие тени и жесткий рот характеризуют человека, страдающего от физической и эмоциональной нагрузки. Затравленный и пристальный взгляд синего и зеленого глаз автора взывает о помощи и в то же время отталкивает зрителя. Ван Гог одет в желтую соломенную шляпу и синее крестьянское пальто, соответствующие образу художника. Контраст между ярко-желтой шляпой и бирюзово-зеленым фоном акцентирует внимание на характере художника.
В течение трех лет, прожитых Ван Гогом в Париже, художник создал двадцать два автопортрета. Вероятно, его больше других импрессионистов волновало человеческое лицо, через которое он познавал себя и других людей. В этом более позднем автопортрете можно заметить ухудшающееся здоровье художника. Глубокие тени и жесткий рот характеризуют человека, страдающего от физической и эмоциональной нагрузки. Затравленный и пристальный взгляд синего и зеленого глаз автора взывает о помощи и в то же время отталкивает зрителя. Ван Гог одет в желтую соломенную шляпу и синее крестьянское пальто, соответствующие образу художника. Контраст между ярко-желтой шляпой и бирюзово-зеленым фоном акцентирует внимание на характере художника.

«Портрет Джованни Арнольфини с женой» Яна ван Эйка. Это не просто портрет, это целая история в деталях. И пусть мы не знаем, о чем думали эти двое на момент позирования, атмосфера картины завораживает.

«Портре́т четы́ Арнольфи́ни» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw) — картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.
«Портре́т четы́ Арнольфи́ни» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw) — картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.

«Портрет Доры Маар» Пабло Пикассо. Если кто-то считает, что портрет должен быть реалистичным, Пикассо готов с этим поспорить. Этот авангардный портрет передает сущность модели через искаженные формы и цвета, предлагая нам взглянуть на человека с другой стороны.

Портрет Доры Маар, или Бюст женщины — картина Пабло Пикассо, написанная в 1938 году. На ней изображена возлюбленная художника Дора Маар.
Портрет Доры Маар, или Бюст женщины — картина Пабло Пикассо, написанная в 1938 году. На ней изображена возлюбленная художника Дора Маар.

В итоге, портрет — это гораздо больше, чем просто изображение. Это целый мир, уловленный на одном холсте. Хотите создать свой шедевр? Начинайте с того, чтобы понять, что именно вы хотите сказать о человеке. Потому что в каждом лице скрыта целая вселенная!