Джованни Франческо Карото (как и его брат Джованни Баттиста Карото) был выдающимся художником Вероны в первой половине XVI века. Он наиболее известен своими религиозными работами, такими как «Мадонна во славе святых» (1528). Но его «Портрет ребёнка с рисунком», на котором изображён ребёнок, держащий детский рисунок, вполне возможно, является первой работой, на которой изображено детское произведение искусства, написанное взрослым художником. Как описывает историк Ивар Хагендорн, «[картина] представляет собой вариацию на тему «художник за работой» [...] рисунок состоит из фигуры, части лица и, казалось бы, случайных каракулей. Возможно, художник добавил эти элементы, чтобы сделать детский рисунок более реалистичным и более узнаваемым для целевой аудитории как детский рисунок». Но Хагендорн задаёт своим читателям следующие вопросы: «Сколько детей на самом деле могли рисовать в конце XV — начале XVI века? И на каком материале сделан рисунок? На бумаге? Насколько широко была распространена бумага в то время и что это говорит нам о предполагаемом социальном статусе ребёнка на картине? Чем дольше я смотрю на эту, казалось бы, невинную картину, тем больше вопросов возникает». Хагендорн также предполагает, что Каротто попросил семилетнюю дочь своих соседей нарисовать ему картину, которую он затем скопировал, чтобы придать своей картине больше достоверности. В своей статье о картине искусствовед Том Лаббок пишет: «Оживлённая, слегка зубастая улыбка мальчика делает эту картину значимой в истории портретной живописи. Но страница, которую он держит в руках, затмевает её. Это первое изображение детского рисунка в европейской живописи. Кем бы ни был этот мальчик, этот каракули, по-видимому, являются его собственной работой, которую он с гордостью демонстрирует. Но присмотритесь к листу повнимательнее. Внизу справа обратите внимание на глаз в профиль, нарисованный умелой рукой. Мы можем представить, как мальчик слоняется по студии, подбирая кусочки бумаги, которые художник или его ученики использовали для набросков, и добавляя свои собственные. Но что насчёт самого человечка-палочки? Это попытка опытного художника имитировать работу ребёнка. Она неровная. Корявые, дрожащие линии убедительны. Некоторые формы кажутся слишком сложными — посмотрите на его правый глаз, состоящий из изогнутой брови и века. Действительно, незавершенная голова в углу предполагает взрослый подход. Дети этого возраста идут напролом, у них нет второй попытки. И, конечно, этот рисунок - не рисунок. Это рисование рисунка, выполненное масляными красками с бесконечной корректировкой. Карото внимательно наблюдал за тем, как рисуют дети. Вероятно, он не пытался переучить свою руку. Он притворялся. И его тщательное копирование сохранило для нас свидетельства того, что, хотя художественные стили меняются, дети 500 лет назад терпели неудачу так же часто, как и сегодня».
Холст, масло - Музей Кастельвеккио, Верона, Италия