Найти тему
Ваш дошкольник

Экологический проект в дошкольном учреждении «Ёлочка — зелёная иголочка»

Оглавление

Экологическое воспитание детей — очень многогранная проблема, некоторые положения которой требуют уточнения.

Появившаяся в настоящее время тенденция приобретения для встречи Нового года искусственных ёлочек с целью сохранения численности елей в наших лесах является неприемлемой. С экологической точки зрения старая традиция использования живых ёлочек является более целесообразной как для природы, так и для человека. Попытаемся её обосновать.

Проблема рационального использования ёлок может быть решена путём внедрения в практику проекта «Ёлочка — зелёная иголочка». В средней и младшей группах дети лишь готовятся к участию в данном проекте. Воспитатель знакомит малышей с ёлочкой, привлекает их к посеву семян овощей и цветов. А в средней группе в дополнение к этому дети выращивают дубок. Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в течение учебного года по таким направлениям как:

  • Расширение знаний детей о ели.
  • Ознакомление детей с мусором.
  • Выращивание ёлок.

Расширение знаний детей о ели как об одном из видов биоценоза: о строении этого дерева, отличительных особенностях его внешнего вида, его биологии. Дети узнают о значении и использовании человеком деревьев, о деятельности людей по охране лесных биоценозов. Вся работа протекает на конкретном наглядном материале, который находится в ближайшем окружении в процессе прогулок и экскурсий в парк, сквер. Если этого нет, то с успехом можно использовать деревья, растущие на улице, на участке детского сада, во дворах жилых домов.

Работа по формированию представлений о ели начинается с экскурсии в период золотой осени.

Тема: «Что такое лес»

Задачи: уточнить представления детей о лесных растениях; научить различать деревья, кустарники и травы по листьям, плодам и соцветиям; расширить представления о ели как основном представителе лесных биоценозов; подвести детей к формированию понятий «хвойные», «лиственные» деревья; воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту природы в период золотой осени.

Ход экскурсии

1. Вводная беседа, в которой воспитатель выясняет у детей, кто из них был в лесу летом, что они там видели, что больше всего понравилось. Предлагает сходить в лес, чтобы посмотреть, какие там растут растения и как живёт лес осенью.

2. В осеннем лесу воспитатель обращает внимание на его красоту. Для обострения восприятия читает отрывок из стихотворения о природе.

3. Поиск и рассматривание знакомых деревьев. Воспитатель предлагает сравнить деревья между собой. Сначала определяется, чем они похожи. Затем дети ищут признаки, по которым деревья отличаются друг от друга. Обращается внимание, что у липы, клёна — листья, плоды, а у ели и сосны — иголки и шишки. Воспитатель обобщает полученные представления: «Ель и сосна — хвойные деревья, а клён и липа — лиственные».

4. Рассматривание ели. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что ель — очень высокое дерево. Его крона плохо пропускает солнечный свет, поэтому под ним ничего не растёт. Затем рассматривается подлесок, который в основном состоит из ёлочек.

5. Сбор природного материала для изготовления поделок и игрушек.

На этой же экскурсии можно положить начало работы по второму направлению, если воспитатель привлечёт внимание детей к мусору, оставленному людьми в лесу, который портит природную красоту.

В дальнейшем для расширения представлений детей о ели проводятся повседневные наблюдения с различной целью. Например:

  • как определить возраст ели (по количеству колец и мутовок);
  • чем ель отличается от сосны (цвет коры, расположение и величина иголок, размер и форма шишек);
  • что делают из древесины (рассматривание иллюстраций);
  • чем живая ёлочка отличается от искусственной (живая ёлочка растёт, у неё есть смола, которая пахнет, есть корни, которые впитывают воду, она красивее искусственной).

Желательно посетить лесопилку, чтобы посмотреть, как из дерева делают доски, а также любую столярную мастерскую, чтобы посмотреть, как изготавливают рамы, двери. Проводится целевая прогулка в мебельный магазин. С помощью иллюстрированных пособий воспитатель знакомит с деятельностью людей по обустройству заповедников и заказников, охране лесов. В результате дети получают представления о том, что ель благодаря своей теневыносливости и высоте является представителем доминирующих пород наших лесных биоценозов. Узнают, какую пользу приносят деревья людям и что изготавливают из древесины.

Ознакомление детей с мусором

Эта работа проводится параллельно с работой первого направления. Воспитатель обращает внимание детей на мусор, который можно увидеть на участке, на улице, в парке; спрашивает их, откуда он берётся. На основе наблюдений дети выясняют, что мусор по происхождению бывает природным (листья, веточки, погибшие растения и др.), бытовым (бутылки, плёнка, пакеты, бумага, остатки еды, ненужные вещи и др.) и производственным (строительный мусор).

Природный мусор используется растениями и животными для питания, устройства жилья, защиты от врагов или сгнивает, поэтому он всегда быстро исчезает. А бытовой и производственный мусор не весь исчезает и не сгнивает быстро. Можно провести с детьми элементарный опыт: зарыть в землю листья, веточки, бумагу, плёнку и пластиковые бутылки и посмотреть, что быстрее сгниёт. Дети узнают, что мусор сгнивает не одинаково, а плёнка и пластиковые бутылки не сгнивают вообще. Поэтому в настоящее время засорение окружающей среды пластиковым мусором является большой бедой (экологической проблемой).

Знакомство детей с бытовым мусором включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у них представлений о том, откуда он берётся, из чего состоит, почему количество мусора с каждым годом увеличивается, куда отвозят мусор и что с ним делают.

Тема: «У нас в гостях лесник»

Задачи: уточнить и расширить представления детей об использовании и охране лесов человеком. Воспитывать ответственное отношение к использованию живых ёлочек.

Ход занятия

1. Воспитатель сообщает, что к ним в гости пришёл лесник, которому они писали письмо. Он хочет узнать, что мы знаем о лесе, и рассказать о работе лесников в лесу зимой.

2. Беседа лесника с детьми, в которой выясняется, знают ли дети, что такое лес, что они видели в лесу, что в нём растёт кроме деревьев, какие животные там обитают и какую пользу приносит лес людям.

3. Рассказ лесника о значении леса в жизни людей: очищает воздух от вредных примесей и насыщает его кислородом; даёт людям древесину, из которой изготавливают различные предметы, в том числе и бумагу; в лесу произрастают лекарственные растения, а не только ягоды и грибы; лес — любимое место отдыха для людей во все времена года.

4. Воспитатель просит лесника рассказать о работе лесничества в лесу зимой. Лесник сообщает, что они устраивают для животных кормушки, т.к. из-под снега животным трудно добывать пищу. Кроме этого лесники зимой заготавливают древесину, потому что в этот период она сухая и её удобно перевозить по снегу, прочищают лес от больных деревьев, чтобы они не заражали здоровые. Перед Новым годом лесники занимаются прореживанием еловых зарослей. Срубленные ёлочки поставляются в школы, детские сады и на ёлочные базары.

5. Лесник спрашивает у детей, с какой ёлочкой они решили встречать Новый год и почему. Затем обещает доставить в детский сад самую красивую ёлочку с условием, что после Нового года дети приступят к выращиванию ёлочек из семян.

На прощание лесник раздаёт детям подарки — еловые шишки, — из которых они будут делать ёлочные игрушки, а дети поют леснику песни и читают стихи.

После занятия ребята готовят украшения и наряжают ими ёлочку. Встреча Нового года протекает по заранее разработанному сценарию, в котором дети прославляют ёлку, любуются ею, поют посвящённые ей песни.

После празднования Нового года ёлки из групп размещаются на участках. Чтобы они не падали, их втыкают в сугроб и заливают снег вокруг водой. Для украшения используют цветные бумажки, оставшиеся от аппликации, тряпочки, игрушки, сделанные из шишек, и разноцветные льдинки. Льдинки сделать очень просто. Вода, подкрашенная гуашью, разливается по формочкам. Сбоку в формочке подкладывается петелька из толстых ниток. Во время прогулок возле них организуются игры, инсценировки, забавы, соревнования, народные праздники.

В конце зимы после проведения на участке досуга «Проводы зимы» у ёлки обрезают лапки и раскладывают их на цветнике и огороде для удержания снега и влаги, для защиты растений от весенних заморозков. А когда начнётся посевная кампания, их укладывают на дно траншей, в которые будут высаживать огурцы, кабачки, тыкву для поддержания воздухообмена и повышения плодородия почвы. Из стволов ёлок хорошо бы в присутствии детей сделать костёр, чтобы они увидели, из чего получается пепел. Устройство костра можно включить в содержание досуга.

Выращивание ёлок

Сразу после Нового года воспитатель напоминает детям, что пора приступать к выращиванию ёлочек, чтобы вернуть природе «долг».

Тема: «Из чего вырастают ёлки»

Задачи:

1. Закрепить представления о размножении растений, умение сеять семена. Познакомить детей со строением еловой шишки. Показать, где у неё находятся семена. Рассказать, как с помощью ветра они распространяются.

2. Совершенствовать умение сравнивать природные объекты между собой по различным признакам (по строению листьев, семян, по способу их распространения).

3. Вызвать у детей желание и интерес к выращиванию ёлочек из семян.

Предварительно до занятия дети сравнивают ель с любым лиственным деревом, устанавливают их различие и сходство. За день до занятия воспитатель приносит еловые шишки и предлагает детям провести опыт: три шишки разложить в группе на солнечном подоконнике, а еще три — оставить на холоде (за окном, на веранде). На следующий день выясняется, что шишки, находящиеся в группе, раскрылись, распушились, а шишки, которые были на улице, остались без изменения. На основании этого делается вывод, что шишки раскрываются тогда, когда становится тепло, начинает пригревать солнышко (шишки к занятию необходимо подготовить заранее, у каждого ребёнка должна быть своя шишка).

Ход занятия

1. Рассматривание распустившейся шишки: строение, форма чешуек, их функция.

2. Рассматривание семян. Семена выбиваются из чешуек постукиванием верхушки шишки о стол. Устанавливается их величина, строение, функция «крылышек», преимущество распространения. Показать, как они разлетаются по воздуху.

3. Беседа о способах распространения семян других деревьев (дуба, яблони, рябины), которые распространяются с помощью животных.

4. Посев семян в землю. Каждый ребёнок сеет в свой стаканчик по несколько семян, чтобы обеспечить всхожесть. Семена рассыпаются по поверхности и присыпаются немного землёй, поливаются и расставляются на подоконнике.

5. Обсуждение условий, при которых будет расти ёлочка. Для её роста больше всего нужны влага, питательная почва.

В дальнейшем организуется уход за посевами. Лучше, когда каждый ребёнок будет ухаживать за своими ёлочками. Если прорастёт несколько семян, то прореживать или пересаживать их не надо. Пусть растут, они не мешают друг другу. А если по какой-нибудь причине семена не взошли, то ребёнку предлагается посеять заново. При ухаживании дети должны знать, что молодые ёлочки особо требовательны к влажности почвы и воздуха, а также к питательной почве.

Выпускникам детского сада саженцы ёлочек раздаются на дом для того, чтобы они продолжали ухаживать за ними, а осенью высадили их там, где имеются благоприятные условия для их жизни.

Реализация представленного проекта поможет хотя бы частично сохранить и увеличить численность елей в лесных биоценозах и сократить количество пластикового мусора, который постоянно увеличивается.