Найти тему

Как обучать аутичных детей

Оглавление

Я намеренно не использую политкорректное "РАС". Да, аутизм аутизму рознь. В данной статье речь пойдёт не только об аутистах с диагнозом, но и просто о замкнутых детях, симптомы которых не настолько выражены, чтобы поставить диагноз “аутизм” (или, как сейчас принято говорить в целях политкорректности, ”РАС”).

Аутизм выражается в наличии дефекта в эмоционально-волевой сфере. В нежелании контактировать с людьми, в недостатке эмпатии. Аутисты редко смотрят в глаза, почти не улыбаются, почти всегда внешне серьёзны и напряжены. Чаще всего он проявляется в узости кругозора, в малом количестве интересов, часто повторяющиеся разговоры на одну и ту же тему, нежелание любых изменений в жизни. Поэтому они воспринимаются окружающими как странные и навязчивые люди.

Мифы об аутизме

У аутистов высокий интеллект

Нет, чаще всего, наоборот, низкий. Некоторым людям они кажутся умными, поскольку в чём-то одном, (или в нескольких областях), они могут действительно хорошо разбираться. А ещё люди с серьёзным напряжённым лицом часто кажутся умными. Таков уж стереотип. Также - они часто неплохо разбираются в технических предметах. Математика им даётся лучше, чем гуманитарные предметы (литература, история, обществознание).

При этом есть люди, которым кажется, что раз кто-то более-менее знает математику, значит он умный. Да вот не обязательно. Они могут знать математику за счёт того, что у них узкий круг интересов, значит они могут больше времени уделить этому предмету.

Аутисты не хотят идти на контакт

Часто проблема даже не в том, что они совсем уж не хотят общаться, а в том, что они не могут нормально наладить контакт с окружающими людьми. Не понимают, какое у человека настроение, интересно ли ему то, о чём он говорит, и так далее. Они отстают в социальном развитии.

Многие из них так и не взрослеют

Поскольку это не научная статья, с теорией я пока остановлюсь. Такие ученики у меня были. Я расскажу вам и о том, как я учил таких, и про то, каково таким в обычном классе.

Если аутичный ребёнок оказался в обычном классе

Во-первых, велика вероятность, что одноклассники над ним будут постоянно издеваться. Это стоит учитывать. Поэтому, если ребёнок аутичный, то к выбору школы и учителей стоит отнестись особо тщательно.

Про интеллект: Если у такого ребёнка и с математикой не ладится, то интеллект с большой долей вероятности тоже снижен. Вполне возможно, что коррекционная школа в этом случае будет для него оптимальным выбором. И меньшим из зол.

С такими детьми нужно постоянно заниматься, поскольку, если предмет не входит в круг их немногочисленных интересов, то самостоятельно он заниматься им не будет.

В большинстве случаев если такие дети чего-то обещают, то верить им на слово нельзя. У них хромает воля. Они легко могут пообещать, но не сделать. И не потому, что они лживы. Даже наоборот, врать они не умеют. По ним всегда видно, когда они врут.

А ещё они легко раскалываются при малейшем давлении. Доверять чего-то важное и существенное, например, свои тайны, им категорически нельзя. Предадут. И не потому, что они вас не уважают, а потому, что у них нет воли.

Эти люди склонны к зависимостям

Им категорически нельзя пить. Безусловно, алкоголь нежелателен в принципе, но таким людям особенно. Спиваются такие люди моментально. И алкоголь становится для них чуть ли не единственным способом хоть как-то расслабиться. А ещё, такие люди не умеют говорить “нет”. А это ещё более усугубляет риск пристраститься к выпивке. Поэтому за такими людьми глаз да глаз нужен.

Они легко могут попасть под влияние дурной компании. Стать “шестёркой” в руках преступников. Если что-то пойдёт не так, они ведь первые окажутся виноваты.

Компьютерные игры им противопоказаны по той же причине, что и алкоголь. Они легко уходят в виртуальный мир, где им всё просто и понятно. Часто они становятся зависимыми от гаджетов.

С точки зрения обучения

Аутичным детям тяжело учиться, поскольку школьная программа подразумевает всестороннее обучение. При этом не так много чего из этого всего будет хоть как-то связано с интересами ребёнка. А ещё - им бывает тяжело переключаться.

С ними необходимо заниматься индивидуально, по двум причинам.

Во-первых, они, как правило, думают медленнее, чем остальные. У них свой темп.

А во-вторых, очень важно попадать в сферу их интересов.

Нужен особый подход

С одной стороны, с ними в каком-то смысле даже удобно. Они не ноют, не жалуются, не хулиганят, они достаточно послушны.

С другой стороны, их нужно постоянно заставлять “шевелиться”. Иначе они могут целыми днями бездельничать.

И профессиональная ориентация

У них часто есть один существенный плюс по сравнению с остальными - высокая усидчивость. Только вот проявляется эта высокая усидчивость в тех делах, которые они сами для себя выбрали. А вот по отношению к навязанным взрослыми делами у них наоборот усидчивость снижена. Поэтому у аутичных детей нередко проявляются и симптомы СДВГ. Но вот если их чем-то заинтересовать, то он может в этом разобраться превосходно.

Была у меня такая ученица. Как-то, когда я предложил ей позаниматься. Её ответ с одной стороны меня порадовал, с другой - заставил за неё волноваться. Она согласилась, мотивировав это тем, что ей больше нечем заняться. И было понятно, что она так ответила не потому, что так любила математику, и не потому, что хорошо ко мне относилась. Было ясно, что она говорила как есть. Мой предмет она сдала достаточно неплохо. Но всё равно, слышать такое - грустно.

Я знаю случаи, когда аутичные дети сначала начали глубоко изучать что-то конкретное, затем приходили и к тому, что для того чтобы глубже изучить одну тему, требуется информация и из других областей. Так они постепенно и расширяли свой кругозор.

Что я хочу сказать в итоге?

Первое, что важно - не игнорировать наличие проблемы. Сама собой она не решится. Тут как в одной восточной поговорке: сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет.

За такими детьми стоит тщательнее наблюдать, более серьёзно отнестись к выбору школы и класса. Внимательнее следить за их окружением.

Следует искать то, к чему ребёнок проявляет интерес и цепляться за это.

И в заключение, я бы рекомендовал держать их подальше от компьютера. В некоторых случаях даже телефон предпочтительнее будет выбрать кнопочный. Или с ограничениями по выходу в интернет.

В общем, дети эти, к несчастью, необычные. И, ещё раз повторю, подход к ним нужен особый.

А что думаете вы, мои дорогие читатели? Каков ваш опыт взаимодействия с аутичными людьми - в школе, и после неё? Давайте делиться историями. Только вежливо и аккуратно - тема сложная. А любителей хамить тем, с кем не согласны, я перебаню - всех, кого замечу (кого не замечу - считайте повезло:-)), в моём блоге есть цензура.