Найти тему
Внук Эзопа

От социальной маски к подлинной личности: как создать образ, который соответствует вам

Шекспир утверждал, что «весь мир — это сцена, а все мужчины и женщины — просто актёры». Это театральное качество жизни особенно ярко проявляется в социальном мире. Социальный мир не является и никогда не будет миром, в котором мы раскрываем своё истинное «Я».

Наш целостный характер — это продукт наших генов, нашего окружения и взаимодействия того и другого. Но то, кем мы являемся на публике, — лишь частица этой целостности.

С самого раннего возраста мы учимся преувеличивать те черты своего характера, которые с наибольшей вероятностью вызовут общественное признание, в то же время преуменьшая и скрывая те черты, которые вызывают неприятие или насмешки.

Этот процесс приводит к созданию нашей социальной маски, или того, что можно назвать нашей персоной. Карл Юнг объясняет, что персона — это компромисс между индивидом и обществом относительно того, каким должен казаться человек.

Он берёт имя, зарабатывает титул, представляет должность, он тот или иной. В определённом смысле всё это реально, однако по отношению к сущностной индивидуальности соответствующего человека это лишь вторичная реальность, продукт компромисса, в принятии которого другие часто принимают большее участие, чем он сам.

При таком компромиссе с обществом некоторым живётся лучше, чем другим. Ибо то, чему общество отдаёт предпочтение даже в идеальных условиях, хорошо для большинства, но никогда для всех. Если наши ценности и сильные стороны нашего характера не соответствуют тенденциям конформизма, то человек, построенный на этих тенденциях, всегда будет чувствовать себя неловко.

Даже в самых благоприятных условиях то, что выбирает общество, может быть приемлемо для большинства, но никогда не станет идеальным для каждого человека
Даже в самых благоприятных условиях то, что выбирает общество, может быть приемлемо для большинства, но никогда не станет идеальным для каждого человека

Мы можем пытаться разрешить этот конфликт с помощью превосходных актёрских навыков, учась хорошо играть свою роль, несмотря на наше отвращение к ней.

Но это никогда не оказывается реальным решением. Как сказал Кьеркегор: «Я только что вернулся с вечеринки, где я был её жизнью и душой; остроты сыпались с моих уст, все смеялись и восхищались мной, но я ушёл… и мне захотелось застрелиться».

Что делать, если наша социальная маска не служит нам должным образом? Должны ли мы смириться с этим фактом, навсегда уйти во внутреннюю сферу нашей психики и избегать социального мира вместе со всеми возможностями, которые он может предложить? Или мы можем переделать свой образ так, чтобы он соответствовал нашей индивидуальности и позволял нам более успешно ориентироваться в социальном мире?

Хотя пассивная позиция, которую мы занимаем при первоначальном создании своей персоны, может заставить её ощущаться как постоянная часть нашего существа, у нас есть возможность переделать маски, которые мы носим на публике.

Вместо того чтобы пытаться стать тем мужчиной или женщиной, какими нас хотят видеть окружающие, мы можем обратиться к древней мудрости и стать теми, кто мы есть на самом деле
Вместо того чтобы пытаться стать тем мужчиной или женщиной, какими нас хотят видеть окружающие, мы можем обратиться к древней мудрости и стать теми, кто мы есть на самом деле

Вместо того чтобы быть мужчиной или женщиной, какими нас хотят видеть другие, мы можем прислушаться к древней мудрости «стать теми, кто мы есть» и создать образ, более соответствующий нашим ценностям и сильным сторонам нашего характера.

Как указывает Юнг, при конструировании своей личности есть два источника, вокруг которых можно ориентироваться. Один из них — ожидания и требования общества, что является путём конформиста. Другой — социальные цели и устремления личности, по которому мы должны идти, если мы недовольны своей ролью на жизненном этапе.

Создание образа, построенного на фундаменте собственной индивидуальности, — задача, на которую осмеливаются немногие. Большинство людей верят, что только через конформизм их примут другие. Однако непохожесть на других — это не похоронный звон по социальному успеху, как некоторые это себе представляют.

Многие из нас чувствуют удушающие оковы конформизма, и поэтому мужчина или женщина, способные ослабить эти оковы, могут представлять собой освежающее зрелище. До тех пор, пока то, что делает нас уникальными, не вселяет страх или отвращение в других людей, это может быть сырьём для создания мощной личности.

Для достижения социального успеха, отвергая цепи соответствия, требуется, чтобы мы культивировали подлинную гордость за то, кто мы есть. Мы должны принять то, что делает нас уникальными, если хотим надеяться, что другие будут делать то же самое.

Тему продолжим в следующем выпуске.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа