Найти тему
Умная Коллекция

Как читать фламандский натюрморт? Гаспар Петер Вербрюгген.

Оглавление

Натюрморт ‒ живописный жанр, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в художественную композицию. Название происходит от французского nature morte, что буквально означает «мертвая природа». В зависимости от того, что выступает центральным объектом, можно выделить несколько типов натюрморта:

  • цветочный;
  • изображение стола, уставленного яствами: фрукты, сыр, ветчина, мясо, креветки, вино и т.д.;
  • ученый ‒ изображения книг, религиозных и научных символов, географических карт и других атрибутов образованного человека;
  • охотничий ‒ изображение мертвой дичи, ружей и т.д.;
  • межжанровый ‒ натюрморт, вписанный в интерьер или пейзаж.

Натюрморт как жанр в истории изобразительного искусства

Элементы натюрморта в изобразительном искусстве прослеживаются начиная с XV в до н.э., вплоть до XVI века они играют лишь эпизодическую роль в произведениях иных форм. Первой работой, которую в полной мере можно отнести к жанру, считается «мюнхенский натюрморт» итальянца Якопо де Барбари (1460-1516), где в центре композиции размещены куропатка, арбалетный болт и латная рукавица.

Якопо де Барбари. Мюнхенский натюрморт.
Якопо де Барбари. Мюнхенский натюрморт.

В XVII веке натюрморт оформляется в самостоятельный жанр, во многом благодаря голландским и фламандским художникам. В это время Голландия превращается в мировую столицу экзотических тюльпанов, развивается мореплавание, торговля, селекция. В руки художников попадают всякие диковинные предметы.

Питер Клас. 1628
Питер Клас. 1628

В каждой вещи на картине присущ символизм. Большой популярностью пользовался натюрморт ванитас ‒ изображение черепа, олицетворяющее скоротечность времени и конечность живого. Гниющие фрукты воплощали болезни и мучения, груши и яблоки ‒ грехопадение, сливы и персики ‒ эротизм, цветы ‒ любовь, а наливные аппетитные плоды ‒ изобилие и плодородие

Начало XX века принесло жанру огромную популярность. Художники разных течений изображали неодушевленные предметы в своей неповторимой манере: импрессионисты (П.О. Ренуар), постимпрессионисты (В. Ван Гог), кубисты (П. Пикассо), сюрреалисты (С. Дали).

Поль Сезанн
Поль Сезанн

Развитие рекламы способствовало появлению идеалистических, привлекательных образов товаров, призванных поднять покупательский интерес. Э. Уорхолл (1928-1987) использовал ажиотаж, возникающий вокруг покупок, для высмеивания потребительского поведения современного общества.

Пабло Пикассо. Натюрморт с грушами
Пабло Пикассо. Натюрморт с грушами

Фламандский цветочный натюрморт

Фламандский цветочный натюрморт складывается вокруг религиозных сюжетов, а каждый выбранный художником объект, имеет не только эстетическое значение, но и глубокий символический смысл. Цветочные гирлянды часто обрамляют изображения святых. И если на ранних фламандских натюрмортах они имеют вид полностью однородного произведения (цветы и фрукты равномерно и плотно расположены), то буквально лет 20 спустя можно заметить, что цветы располагаются отдельными группами (композициями), не связанными друг с другом.

На самом деле явление натюрморта связано с бурным развитием науки и любительского садоводства. Разновидность значений зависела от формы, цвета, названия растения и так далее. Коллекционеры того времени собирали дорогостоящие луковицы, а не искусство. Но искусство, которое запечатлевало цветение, ценилось, уважалось и собралось.

Богатство и красота цветов на картинах прославлялись как свидетельство Божьей щедрости в мире природы. С необычайной изысканностью и уважением всегда изображали религиозные элементы.

А что же символика?

Роза – символ Девы Марии, божественная любовь;

Гвоздика – страсти Христовы, символ страдания и крови, пролитой Иисусом;

Лилия – символ невинности и чистоты, символизирует Веру, Надежду и Милосердие.

Гранат – божье благословение

Инжир – процветание и изобилие, его цветок – символ течения времени и безотлагательности духовного роста.

А еще. Присмотритесь, практически на каждой картине также есть маленькие, но очень важные герои: бабочки, мухи, пчелы и другие насекомые. Все они тоже написаны не случайно. Если пчела — это символ усердия в освоении Христианской веры, бабочка — перерождение, то муха — символ бренности бытия. Кузнечик — воскрешение человеческой души.

Вот такие скрытые смыслы, а не просто букет цветов)

Для иллюстрации – несколько шикарных натюрмортов Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625), умевшего с фотографической точностью и потрясающей детализацией изображать все элементы флоры и фауны. Над гирляндами и религиозными символами также работали Ян Брейгель Младший (1601-1678), Ян Филипс ван Тилен (1618-1667), Ян Антон ван дер Барен (1615-1686), Даниель Сегерс (1590–1661) и т.д.

Гаспар Петер Вербрюгген

Отец и сын Вербрюггены – фламандские художники, известные своими цветочными натюрмортами и гирляндами. Для современного зрителя их живопись олицетворяет классические представления о фламандском натюрморте, где из темного фона невероятно объемно и красочно выступают запечатленные с фотографической точностью цветы и фрукты.

Вербрюгген Гаспар Петер. Фламандский цветочный натюрморт. XVII век. Галерея Умная коллекция.
Вербрюгген Гаспар Петер. Фламандский цветочный натюрморт. XVII век. Галерея Умная коллекция.

Большая гордость нашей галереи – полотно, написанное Гаспаром Петером Вербрюггеном (I, отец). Его работ, увы, до нас дошло не так много, большая часть из них находится в европейских музейных и частных коллекциях. Невероятная удача – иметь в своем собрании такую жемчужину.

Гаспар Петер Вербрюгген (1635-1681) – сын садовника, родился в Антверпене, с детства был окружен цветами и травами и часами мог созерцать и запоминать все детали флоры. Его букеты и цветочные гирлянды продолжают традицию Брейгеля Старшего, где некий религиозный или светский сюжет был окружен (оплетен) цветочной (реже – фруктовой) гирляндой. Цветы для картин подбирались очень тщательно. Натюрморты писались с натуры, и иногда для достижения особого эффекта художник принимал решение писать растения, цветущие в разное время года, и тогда работа над картиной растягивалась на долгие месяцы. Но такая щепетильность окупала себя с лихвой, ведь цветочные натюрморты ценились очень высоко и даже могли использоваться как дорогой подарок на государственном уровне. На картине перед нами – гиацинты и лилии, розы, пионы, нарциссы, сирень, мускари, оранжевые шапки бархатцев. Их цветение не совпадает, а растянуто от ранней весны и до осени.

Натюрморт представляет музейное и антикварное значение, доступен для просмотра и приобретения.