Автодилеры в 2024 г. увеличили продажи легковых автомобилей более чем в два раза. Еще более высокими темпами растут продажи электромобилей. Как авторынок будет развиваться в обозримом будущем, рассказывают эксперты.
Небывалый рост
Автомобильная ассоциация БАА ожидает, что по итогам текущего года дилерами может быть продано около 45–48 тыс. новых легковых автомобилей (против 21,8 тыс. единиц в прошлом году). Предполагается, что в 2024 г. темпы роста дилерских продаж легковых автомобилей окажутся самыми высокими за последние 20 лет.
При этом, согласно оценке Ассоциации, официальные продажи «зеленых» автомобилей (электромобилей) в текущем году составят 3000 единиц (в прошлом году – 421).
Количество автомобилей китайских брендов, которые предлагают автодилеры, существенно выросло. Если в 2022 г. из 28 автомобильных марок, которые находились в салонах автодилеров, только четыре были китайскими, то сейчас пропорция совершенно обратная. В августе 2024 г. из 20 брендов, представленных автодилерами, 15 принадлежат автомобилям из КНР.
Правда, в результате увеличения поставок автомобилей из России доля китайских марок в совокупных продажах дилеров в августе 2024 г. несколько снизилась (до 75%) по сравнению с 2023 г. (82,6%).
Лидером продаж среди брендов является китайская марка Geely, производством соответствующих автомобилей в стране занимается СЗАО «БЕЛДЖИ». В августе текущего года примерно каждый второй автомобиль, продаваемый автодилерами в Беларуси, был отечественного производства.
Более того, мощности белорусского производителя теоретически позволяют полностью закрыть внутренний спрос в новых легковых авто. Тем не менее половина дилерских продаж приходится на другие бренды. Почему?
«Нас выбирают те, кто ценит надежность, клиенты, которые не хотят рисковать. Однако есть и другая категория клиентов, которым нужны инновации, что-то более современное и, может быть, не до конца проверенное временем», – заявил генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, отвечая на вопросы «ЭГ» во время пресс-конференции.
«Зеленый» тренд
Инноваций хотят автолюбители, которые покупают электрокары («зеленые» автомобили). В настоящее время Беларусь только готовится к серийному их производству, поэтому все «электрички», которые покупают белорусы, пока зарубежного производства.
Эксперты Автомобильной ассоциации БАА ожидают, что в структуре дилерских продаж доля электрокаров увеличится с 6,7% по итогам 2024 г. до 25% в 2025 г.
Способствует росту доли «зеленых» автомобилей в Беларуси господдержка. Напомним: при ввозе электромобили освобождены от таможенных пошлин, а с 2021 г. при ввозе юридическими лицами электромобили были освобождены и от НДС, отметил во время пресс-конференции заместитель председателя правления Автомобильной ассоциации БАА Андрей Ткачев.
Таким образом, государство сделало немало для того, чтобы способствовать росту продаж электрокаров.
С другой стороны, с 2023 г. благодаря развитию отношений с Китаем в Беларуси стало расширяться предложение «зеленых» автомобилей от официальных дилеров (которые обеспечивают в т.ч. послепродажное и сервисное обслуживание электрокаров).
Соответственно, количество таких моделей в Беларуси постоянно увеличивается.
Если в 2023 г. на нашем рынке было представлено от официальных дилеров 7 моделей электрокаров, то в 2024 г. – уже 15, а в 2025 г. показатель может вырасти до 30 моделей электрических автомобилей с предложением от официальных дилеров, сообщил А. Ткачев.
По его наблюдениям, интерес белорусов к покупке электрокаров существует.
«Современные потребители интересуются новинками. Тем более, согласно нашим расчетам, заряжать электромобиль дома в 4 раза дешевле, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, и в 2 раза дешевле, если заряжаться на станции. Кроме того, техобслуживание электромобиля значительно дешевле», – подчеркнул А. Ткачев.
Прогноз развития авторынка
По оперативным данным Автомобильной ассоциации БАА, в сентябре 2024 г. автодилеры продали 4320 новых легковых автомобилей, что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Чем объясняются высокие темпы роста рынка в текущем году?
«Несомненно, взрывной рост автопродаж в значительной степени обусловлен доступностью финансирования. Реальных источников финансирования у нас в стране всего два – банковское кредитование и финансовый лизинг», – подчеркнул директор Ассоциации лизингодателей Сергей Шиманович.
В текущем году статистика свидетельствует о значительном увеличении доли автокредитования в общем объеме потребительского кредитования. Также наблюдаются высокие темпы роста потребительского лизинга.
Кроме того, способствует росту автопродаж увеличение реальных доходов населения, полагает председатель правления Автомобильной ассоциации БАА Сергей Варивода.
Игроки дилерского рынка сумели в 2024 г. обеспечить необходимое предложение как местного автопроизводства, так и по ввозимым из-за пределов страны автомобилям, констатировал он.
«На мой взгляд, мы сейчас находимся на гребне волны, когда сошлись все звезды», – прокомментировал глава Автомобильной ассоциации БАА текущую ситуацию на авторынке.
Будущие темпы роста дилерских продаж будут зависеть от ставок утилизационного сбора, а также от динамики неорганизованного ввоза автомобилей, считает С. Варивода.
Косвенные данные свидетельствуют о том, что санкционные ограничения приводят к сокращению «серого» автоимпорта в страну.
«На мой взгляд, у дилеров существует возможность прирастать за счет ослабления поставок автомобилей по неорганизованным каналам ввоза. Лично мое ощущение, что динамика дилерских продаж сохранится положительной и может быть двузначной в следующем году», – предположил Сергей Варивода.
Читайте также:
В августе белорусы купили самое большое число новых авто в 2024 году
Тектонические изменения на белорусском авторынке: «китайцы» – абсолютные лидеры