Найти тему

Ребёнок с аутизмом играет в разрушительные игры. Что делать?

Встретила на днях в одном чате вот такое сообщение: "Помогите советом. Уже не знаю, что делать. У сына аутизм. Ему пять лет. До четырёх совсем не играл. А тут вдруг начались ролевые игры.

Я, конечно, понимаю, что это хорошо, просто прекрасно. Идёт развитие.

Но эти игры какие-то странные. Сюжеты не из приятных. Всё время кто-то кого-то бьёт, случаются аварии, участники которых п0гибают.

Причём, когда он мне всё это показывает и рассказывает, с его лица не сходит улыбка. Такое чувство, что он получает от этого удовольствие. Что это очень сильно его веселит.

Было у кого-нибудь так? Подскажите, что делать?

К психиатру обращалась. Он сказал, ничего страшного. И у нормальных детей бывают подобные ролевые игры."

Вот такая у нас сегодня тема. И мне есть, что сказать, всё ещё очень свежо в памяти.

Сын мой начал играть ещё позже, после шести. Научила психолог из центра. И тоже появились непонятные манипуляции с игрушками, которые дрались, отрывали друг другу уши, лапы, хвосты и даже головы. И мне приходилось их зашивать, чинить.

Много игрушек не удалось спасти. Часть была разорвана на клочки. Часть в порыве игры улетела в окно.

Когда я пыталась поговорит с Серафимом, он мне отвечал: "Ты не видишь, идёт 8ойна, я играю."

Разговаривала с психологами и психиатрами, они мне тоже говорили, что это нормально. Дети все на каком-то этапе проходят через такие игры.

Проявляют агрессию, ломают игрушки.

И я начала вспоминать, как играла с мальчишками во дворе. И у меня, как у них, была рогатка, лук и стрелы. Но стреляла я по кустам. А они по птицам. Обычные здоровые дети, без всяких диагнозов. Которым уже неинтересны были игрушки.

Нет, я конечно, волновалась насчёт сына, переживала, что из него может вырасти нехороший, жестокий человек.

Особенно огорчало меня, что время от времени он использовал в качестве игрушки кошку.

Естественно, я её забирала, рассказывала, что она живое существо. И нельзя ей давить на хвост, тянуть за уши.

Один раз, каюсь, не уследила, сел сверху, решив, что это его боевой конь. Кошку возили к ветеринару, она поправилась.

Очень сложно всё было. Зато сейчас: "Ой, а что у неё с ножкой, погляди, она не ударилась, ей не больно?"

А кошечка всего лишь прилегла и вытянула одну лапку.

Заботится о малышах, играет с ними. Очень переживает за их судьбу. Говорит: "Давай скорее фотографируй и ищи им хороших хозяев, чтобы не обижали таких чудесных котят."

Ну то есть сейчас всё нормально, всё хорошо. Человек адекватен. В нём есть эмпатия. И я точно знаю, что никого из живых существ он не не обидит.

А когда ему было 6-7 и чуть больше лет, вот тогда, да, была колоссальная проблема.

И я, как эта мама, переживала, всякий раз, когда начинались баталии с игрушками, они выясняли отношения, дрались.

Когда сын мой усаживал меня смотреть передачу "Спокойной ночи, малыши" в собственном исполнении. А следом были новости, где пятнадцать, а то и больше человек падали на полном ходу с телеги....

И мне тоже казалось, что сына моего это радует. Потому что он улыбался.

Фото автора
Фото автора

А когда мне было плохо и больно смеялся.

Это потом я узнала, что так у детей проявляется страх и тревога. Особенно у тех, кто не разбирается в эмоциях. И в этом нет ничего плохого.

И так хорошо, что всё уже далеко в прошлом.

И я не скажу, что мой сын в детстве играл только в разрушительные игры. Были игры, где он кого-то жалел, спасал, ставил уколы. Заворачивал в махровое полотенце, отогревал на батарее, мазал йодом, обматывал туалетной бумагой и скотчем.

И говорил, что это гипс, который он потом недели через две-три снимет.

Вообще годам к восьми играл в доктора очень часто. Хоть и не забывал другие, жестокие игры.

Я старалась потихонечку переключать его внимание. Просила всех мирить, пока не поздно. Пожалеть зайку или мишку, которого обидели.

И Серафиму это понравилось. Он называл себя режиссёром и ставил в угол своих непослушных артистов. Некоторых, особо отличившихся, к сожалению, выкидывал в окно. В чём сознался не так давно, только в позднем подростковом возрасте. После того, как показал мне в секонд-хэнде своего зайца в кепке.

Это точно был он. Нос погрызенный и потертый. А один глаз почиркан фломастером.

Ну в общем, да, было всякое. Но годам к одиннадцати-двенадцати все эти дикие игры прекратились.

Так что не стоит паниковать слишком сильно. Период разрушений - это нормальный этап в жизни практически всех детей, особенно мальчиков.

У кого-то всё быстро проходит. А кто-то отстаёт в психическом развитии.

Как помочь ребёнку? Так я уже ответила: переключить внимание, направить игру в нужное русло: если что-то сломали - давай починим.

Если кто-то кого-то обидел, будем мирить. Если кому-то плохо - утешим, выле4им и так далее.

То есть родитель должен участвовать в этой игре, а не говорить: "Перестань так играть. Мне это не нравится."

Чувствам, эмоциям, состраданию нужно учить на своём примере. Не понимает, не знает ребёнок, как надо правильно поступить, берёте сами игрушку, жалеете, чините. Можно даже поплакать вместе с ней. Наказать "злодеев" приемлемыми методами.

Но никогда не показывайте ребёнку, что вы напуганы.

Бывают такие демонстративные личности, как мой сын, например, он это всё очень быстро брал брал на заметку.

А так сравнительно легко пережили этот период. И тем результатам, которые сейчас, я очень довольна.

А ваши дети играли в разрушительные игры. Как вы справлялись с этой проблемой? Обращались за помощью к психологу, психиатру? Что вам ответили специалисты?

Пошла дальше фотографировать котиков. Пожелайте нам удачи. Пусть малыши поскорее найдут себе дом. Они очень милые, очень умные. И, я думаю, заслужили самых лучших хозяев.