Что общего между ночным кошмаром и эволюцией человека? О чем пытался рассказать во сне скелет в шкафу? Почему страшные видения не всегда говорят о плохом, и о чем они вообще хотят нам поведать?
Шифр Юнга
Что такое сон и для чего он нужен людям? Напрашивается логический ответ – для отдыха. Каждые сутки наш организм должен пять-восемь часов восстанавливать силы в состоянии полного покоя и расслабленности. При этом вместо мирной сладкой сказки мы нередко видим ночью какие-то дикие ужасы, от которых просыпаемся разбитыми и в холодном поту. Почему мозг, который нуждается в восстановлении, сам себе "вредит"? Или это такой способ избавиться от негативных переживаний?
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг, исследуя сны своих пациентов, убедился, что через любой образ, звук, сюжет в сновидениях проявляется наша душа, наши скрытые или подавленные чувства, желания, устремления. Поэтому он предлагал приходящим к нему на прием людям рассказывать как можно подробнее обо всем, что им приснилось. Юнг записывал и анализировал эти видения, выделял и классифицировал в них схожие образы и символы.
Психолог выяснил, что все наши сны служат определенной цели. Например, повседневные или поверхностные сны – это остаточные впечатления от прожитого дня. Таким образом наш мозг разряжает избыточные эмоции. Существуют также важные и глубокие сны – они рассказывают о том, что системно меняется в нашем мышлении, наших отношениях с близкими людьми.
Эндорфин – враг выживания?
Чем сильнее негативные эмоции во сне, тем резче врезается в память несуразная жуть. Но если все сны – это наша внутренняя жизнь, для чего нашей психике творить с нами такие злые шутки? Неужели нельзя все время показывать нам только добрые сказки, волшебные истории и красивые картинки?
Оказывается, невозможно. И во сне, и наяву психика каждого человека опираются на пять базовых эмоций (чувств): гнев, страх, грусть, отвращение, радость. То есть четыре из пяти наших эмоций – «отрицательные» и только одна – «положительная». Почему именно так?
Дело в том, что нашими чувствами управляют гормоны. И в ходе эволюции так сложилось, что наш организм производит гораздо больше гормонов, которые стимулируют агрессивные и защитные реакции тела. Гормоны кортизол и адреналин подобно тумблеру включают страх и стыд, норадреналин - гнев, ацетилхолин - отвращение. А вот за радость в чистом виде отвечает один единственный гормон - эндорфин. И он имеет своеобразные «побочные реакции», делая человека мягким, добрым и беззащитным. Эндорфин расслабляет мышцы, затуманивает зрение, притормаживает самоконтроль. Как считают ученые-нейрофизиологи, на заре нашей эры люди были очень беззащитны перед силами природы – климатом, болезнями, нападениями хищников и голодных сородичей. Поэтому для выживания в кошмарной действительности гнев, страх, отвращение, конечно, более ценны, чем радость.
Спать спокойно предки не дают
Но ведь сегодня мы достаточно защищены от опасностей первобытного времени: на страже нашего благополучия стоят медицина и законы. Почему тогда нам, живущим в тепле и комфорте, нередко снятся страшные сны?
Да потому и снятся, что только последние 100 лет наша цивилизация опирается на развитые технологии, доступные ресурсы и гуманистические ценности. А десятки тысяч предыдущих лет все было иначе. В наших венах течет кровь мужчин, которые всю жизнь охотились и воевали, рискуя собой кормили и защищали семьи. В нас все еще сильны гены тревожных, с чутьем волчиц, женщин, которые растили своих детей без лекарств, доброкачественной воды и пищи. Наши тела на клеточном уровне помнят: гнев, страх и отвращение помогают выживать, распознавать опасность, сопротивляться болезням, ядам, врагам.
Но в технологичных офисах и дизайнерских интерьерах эти мощные и полезные когда-то рефлексы редко востребованы. Культура общения не позволяет нам устроить драку с требовательным начальником или докучливым соседом. И даже словами выражать злость и страх в современном обществе не принято – на людях мы стараемся демонстрировать позитивные или нейтральные чувства, скрывая за вежливостью истинное отношение к людям и их поступкам. Но внутри все равно переживаем бурю дискомфортных эмоций. И во сне, когда наш мозг освобожден от внешнего контроля, они выходят на сцену в форме тревожных, кошмарных сновидений.
Что скажешь, чудовище?
С кошмарными снами можно и нужно… разговаривать. Потому что они снятся не просто так: психика пытается привлечь внимание к чему-то важному, о чем-то рассказать.
Психологи, применяющие в своей работе юнгианский анализ, предлагают очень внимательно относиться к кошмарам и буквально записывать сразу после пробуждения все увиденное вплоть до мелочей. А потом... попытаться пересказать себе этот сон в режиме реального времени. Например: «Я иду по темному коридору сырого подвала, вижу стары шкаф, из которого на меня выпрыгивает…скелет!» В самом напряженном и страшном месте важно остановиться и представить, что вы только что просмотрели фильм, но не как зритель, а как режиссер, который может сделать с этим фильмом все, что угодно, в том числе переозвучить и перемонтировать. Как только вы почувствовали себя режиссером, возвращайтесь к началу сна и дайте возможность каждому образу во сне произнести какую-то фразу. Помните, как общались чашки-ложки-канделябры в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»? Вот и ваши персонажи пусть скажут вам что-то о своих чувствах, переживаниях, о своей роли в вашем сне. Например «Я – сырая стены подвала, мне очень грустно и одиноко, я так хочу обновления, света, уюта, свежего воздуха…» Или «Я – старый шкаф, я прячу тайны своего владельца давно и надежно, но есть тайны, которые не спрячешь…» Ну и про самого пугающего персонажа «Я – скелет, мне одиноко, ведь я – твое воспоминание о человеке, который так любил тебя и теперь забыт и брошен, но любовь не может умереть. Я хочу напугать тебя, чтобы ты снова вспомнила обо мне и о своих чувствах…»
Итак, страшные и непонятные кошмары, оказывается – наши сокровенные мысли и переживания: это спрятанные глубоко в бессознательном (как тот скелет в шкафу!) обида, вина, стыд, гнев. И с помощью психологических приемов с ними, оказывается, можно встретиться, разобраться и… чаще видеть хорошие сновидения. Как только внутренние тревоги будут распознаны, осознаны, психика успокоится, снимет защиты с радостных переживаний и ваш внутренний режиссер сна наконец-то покажет хорошее кино.
Иллюстрация "Вечеринка на лестнице", художник Аделаида Клэкстон
Автор: Екатерина Тушкова
Психолог, Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru