В 1768 году Екатерина II озаботилась поиском подходящей жены для своего единственного сына Павла. Ему шел только 14-й год, но в XVIII веке женились и в более раннем возрасте. У императрицы России имелись две весомые причины торопиться с браком наследника:
- Один наследник – риск, что династия прервется в любой момент,
- Подраставший Павел стремился править после достижения им совершеннолетия. Мать рассчитывала, что женитьба на хорошенькой принцессе отвлечет сына от подобных мыслей.
Невесту для будущего императора России должен был подобрать… датский посланник в Санкт-Петербурге барон А. Ф. фон дер Ассебург.
Согласитесь, что очень странный выбор. Логичнее и разумнее отправить в Европу присматривать хорошенькую немецкую принцессу кого-то из подданных Ее Величества.
А современников императрицы выбор удивлял еще больше. Формально Ассебург был датским посланником, но фактически он при русском Дворе представлял интересы Пруссии. Точнее, барон действовал в интересах короля Пруссии Фридриха II:
И об этом знали в России и в Европе.
Барон подыскал бы для Великого князя Павла Петровича невесту, которая устраивала бы Фридриха II. Король Пруссии вообще считал, что в Россию необходимо отправлять в качестве жен немецких принцесс из карликовых государств, чтобы через них онемечить соседнюю славянскую страну.
Если вы интересуетесь историей или хотя бы смотрели фильмы об Екатерине II, то должны помнить, что брак бедной немецкой принцессы из карликового государства Ангальт-Цербст – первый реализованный «брачный проект» Фридриха II.
Екатерина Великая прекрасно знала, что король Пруссии давал ее матери задания шпионить в России. Когда императрица Елизавета Петровна узнала об этом, то выслала Иоганну Елизавету из России навсегда. А запланированный брак 16-летней принцессы и ее троюродного брата Петра Федоровича оказался под вопросом.
Так зачем же неглупая Екатерина II дала поручение искать в немецких княжествах невесту своему сыну тому, кто станет действовать в интересах Фридриха II?
Первое. Екатерина II приходилась двоюродной племянницей Фридриху II. И на бедной родственнице король Пруссии и «опробовал» внедрение немецкой принцессы во власть Российской империи.
Согласитесь, что опыт оказался удачным. Нищая принцесса должна была стать матерью наследника русского престола и онемечить будущего императора России, а результат превзошел все ожидания: сама села на трон. Другое дело, что действовала Екатерина Алексеевна в своих интересах и России. Но тут, как говорится, первый блин комом.
Второе. Екатерина II на себе испытала, что такое «сватовство по-прусски». Ей были знакомы юридические нюансы (брачный контракт и другие документы, которые подписывались). Когда знаешь «модель» изнутри, то ситуацией легче управлять.
Третье. Немка-императрица не возражала против невестки с общими у нее корнями. Одна культура, язык, традиции, воспитание.
Четвертое. В XVIII веке не было православных королевств, империй или карликовых герцогств. Великий князь мог жениться только на православной, значит, европейская принцесса должна отказаться от своей веры. Католики наотрез отказывались принимать православие, лютеранство не было столь категорично в вопросе перехода: вера-то христианская.
Пятое. Хотя барон Ассебург подбирал невесту для будущего императора России в интересах Фридриха II, окончательное решение принимала Екатерина II.
Шестое узнали уже современные историки, порывшись в архивах тех лет. Оказывается, императрица тщательнейшим образом перепроверяла все сведения о принцессах на выданье, которые ей предоставлял барон Ассебург.
И смех и грех: первоначально барону приглянулась совсем маленькая принцесса София-Доротея-Августа Вюртембергская (внучка сестры Фридриха II):
В российском сериале этот момент обыгрывается эффектно: императрица что-то резкое говорит насчет возраста (11 лет, кажется, по сюжету) и того, кто девочку предложил в жены ее сыну.
Выглядит очень эффектно: портреты потенциальных невест для сына, императрица смотрит, задает вопросы и за несколько минут сериального времени принимает решение...
Реальность иная: Екатерина II присмотрелась к Софии-Доротее, когда девочке было только 8 лет. Императрица планировала взять нищую вюртембергскую принцессу к себе, чтобы воспитать ее на русский манер (язык, традиции, православная вера и т.д.).
Помешал этому союзу как раз таки Фридрих II, который через барона Ассебурга «продавил» кандидатуру другой нищей немецкой принцессы – Вильгельмины Гессен-Дармштадской.
У Вильгельмины имелась старшая сестра:
Которая летом 1769 года вышла замуж за племянника Фридриха II. И не просто племянника, а ввиду бездетности короля – наследника трона Пруссии. Прусский король рассчитывал, что близкое родство станет влиять на политику России в интересах королевства.
События лета и осени 1773 года вы наверняка знаете из сериалов и фильмов: ландграфиня Каролина Гессен-Дармштадская прибыла в Россию с тремя незамужними дочками. «Шалить» без пяти минут невеста Великого князя Павла Петровича начала еще в дороге.
«Подсунутая» Фридрихом II Екатерине II немецкая невестка оказалась той еще штучкой.
Интересно: знал ли король о характере Вильгельмины?
Историки и люди в белых халатах до сих пор спорят об уходе из жизни принцессы Вильгельмины Гессен-Дармштадской. Рождение детей часто заканчивалось печально для матери и ребенка. Но не приказала ли императрица отправить к праотцам невестку и ЕЁ ребенка?
Невестка-то оказалась с норовом и ценительницей мужской красоты, а ребенок мог быть и не от законного мужа.
Мудро смотрящая на жизнь Екатерина Вторая снова занялась поиском жены для сына-вдовца и ... вернулась к кандидатуре, которая ей приглянулась много лет назад.
И мнение Пруссии Россия в своих брачных делах более не спрашивала: великие князья женились по любви (исключения лишь подтверждали данное правило).
Но хорошенькая, умная принцесса из многодетной семьи, пышущая здоровьем и способная обеспечить любой трон десятком наследников… увы… уже помолвлена.
Как Россия решила эту деликатную проблему? Об этом я уже писала:
Кстати, жен для внуков в немецких карликовых государствах искал уже человек, который прекрасно знал русских Великих князей: