Жизнь любого человека неизбежно будет сопровождаться трудностями, опасностями и стрессом. Отрицательные эмоции могут варьироваться - от банальной скуки до нервных срывов и суицидальных мыслей. Поэтому у всех людей есть потребность «разрядки», отдыха, с помощью которого человек может ненадолго расслабиться и отвлечься, сбежать от реальности.
Когда человек отдыхает и хорошо проводит время, в его организме выделяются гормоны: окситоцин, дофамин, эндорфин. Именно это позволяет нам расслабиться и испытывать позитивные эмоции и комфорт.
Казалось бы – что в этом плохого? А в том, что организм человека со временем пресыщается и требует все большую «дозу» гормонов удовольствия. Склонность человека к уходу от реальности ради положительных эмоций еще в XXвеке получила термин «эскапизм» (от английского escape– сбегать). Особенно актуальной проблема эскапизма стала с развитием сферы видеоигр.
Эта индустрия в наши дни является одной из самых популярных, постоянно развивающихся и доступных для широкой аудитории. Существует уже огромное количество жанров и поджанров, и каждый человек может найти что-то свое.
Вокруг сферы видеоигр с самого момента ее появления были споры и критика, особенно со стороны старшего поколения. Основная претензия как раз в том, что игры становятся причиной эскапизма. По мнению некоторых, окунувшись в виртуальный мир можно окончательно потерять связь с реальностью. Как и с большинством мифов о видеоиграх, тут путают причину со следствием.
Начать стоит с самого очевидного – любая активность может перерасти в эскапизм, особенно если использовать ее чтобы создать иллюзию отрыва от неразрешенных конфликтов и проблем. Человек не хочет заниматься насущными проблемами, выполнять задачи, которые ему неинтересны и тогда он погружается в игры. У него создается ощущение, что он достигает чего-то важного, это поднимает самооценку и настроение, дает иллюзию успешности.
Но нерешенные проблемы никуда не уходят, становятся глубже и к ним добавляются новые. Могут начаться проблемы со здоровьем, эмоциональные сдвиги и нарушение социальных связей. Да, грань после которой интересное хобби может перерасти в зависимость, может показаться тонкой, но на самом деле все несколько сложнее.
Да, игры позволяют погружаться в разные миры и сеттинги, примерять на себя различные роли и образы, дают возможность получить те эмоции и пережить те события, которые недоступны нам в реальной жизни. Но это не делает их наркотиком.
Несколько учёных во главе с Эндрю Прзибилски из Университета Эссекса (Великобритания) проделали колоссальную работу в поисках причин почему люди вообще увлекаются видеоиграми. Им удалось доказать гипотезу о том, что возможность примерить на себя различные роли, позволяет человеку постепенно раскрыть себя самого и переосмыслить роль своего существования.
Исследователи проанализировали поведение и действия сотни игроков в самых разных жанрах игр таких как The Sims 4, Call of Duty и World of Warcraft. Учёным удалось доказать, что игры не только улучшали самочувствие людей, но и позволяли им раскрывать себя с неожиданной стороны. Особенно это проявлялось в ММО (массовых многопользовательских ролевых онлайн-играх). Эндрю Прзибилски остался убежден в том, что люди не занимались эскапизмом, не уходили от самих себя, а двигались к своим целям, соревновались друг с другом, общались и собирались в сообщества по интересам.
Психолог Наталья Юрьевна Виноградова в 2017 году провела свое исследование, посвященное компьютерно-игровой зависимости и ее связи с фрустрацией у взрослого человека. По ее результатам только 31 человек из 251 попадал в категорию тех, для кого привязанность к компьютерным играм была выражена в значительной мере и могла создавать предпосылки зависимости. Из них только 2 человека утверждали, что компьютерные игры для них - единственный вид досуга.
Исходя из всего вышесказанного можно с уверенностью сказать, что игровой эскапизм может являться проблемой, но куда в меньших масштабах чем другие виды эскапизма – такие, как например наркотики и алкоголь. Однако злоупотреблять ими все-таки тоже не стоит. Стоит помнить, что вне зависимости насколько увлекательными и чарующими могут быть игры, все они были созданы в реальном мире реальными людьми.
АВТОР: Владимир Молотов