Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Виды ОКР и различия методов в избавлении от них.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) имеет различные формы проявления и, в зависимости от этого, к его решению нужно подходить по-разному.

К примеру, если взять метод визуальной экспозиции, когда человек представляет самые страшные свои мысли. То мы заметим, что для людей с религиозным ОКР прямое использование данного метода будет невозможным, иначе им придется воображать богохульные сцены, которые противоречат их вере. И тогда нам понадобятся либо другие методы, либо нам нужно будет сам метод использовать как-то по-другому.

Поэтому давайте рассмотрим основные виды ОКР и те особенные шаги, которые помогут справиться с каждым из них.

Для экономии времени, вы можете найти в списке именно ваш вариант навязчивостей, и прочитать ключевые шаги исцеления только для вашего случая.

Виды ОКР по содержанию мыслей, симптомов и ритуалов:

1. Навязчивые мысли о причинении вреда (контрастные навязчивости).

Это спонтанно появляющиеся пугающие фантазии, которые противоречат реальным желаниям и ценностям человека (контрастируют с ними). К примеру, фантазии о причинении вреда другим людям, насилии над ними, или даже самоубийстве.

С этим видом мыслей хорошо справляются обычные классические методы, такие как экспозиция (когда мы контактируем с самим страхом и пугающими мыслями), а также методы решения внутриличностного конфликта (который, чаще всего, связан с бессознательными установками о своей: «никчемности», «плохости», «ненужности», «недостойности», «слабости», «ненормальности» и т.д.).

Подробней о причинах ОКР и методах их устранения читайте в моей статье: "Глубинные причины навязчивых мыслей (ОКР)".

2. Преувеличенные переживания о выдуманных угрозах.

К примеру, человек боится сойти с ума, считая, что может потерять контроль над собой и начать вести себя неадекватно.

В таким случае, для исцеления человеку бывает недостаточно начать просто соприкасаться со своими пугающими мыслями. Ведь человек может быть искренне уверен, что его сумасшествие неизбежно, а значит, как ему кажется, он может потерять самое ценное в своей жизни (детей, супруга, работу, свободу, свою личность). Поэтому в этой ситуации очень важно объяснить ему: что такое сумасшествие; почему оно возникает; какими симптомами сопровождается; находится ли он сам в группе риска. Чтобы сам человек в любой момент времени мог легко убедиться, что с ним все в порядке и никакой реальной угрозы сумасшествия нет. И уже в дальнейшем можно будет использовать как методы экспозиции, так и методы устранения внутриличностных причин.

Детально о страхе сумасшествия читайте в моей статье: «Страх сумасшествия и потери контроля, как избавиться?»

3. Преувеличенные страхи по поводу реальных опасностей.

Такое бывает, если у человека есть какая-то реальная болезнь, к примеру вирус папилломы человека (ВПЧ), который может, при определенных условиях, заразить окружающих. Однако, эта вероятность очень мала, но страх человека разрастается на все сферы его жизни. В итоге у него появляются фантазии уже и про другие болезни (такие как СПИД, гепатит и прочие), и про то, что его самого могут чем-то заразить, и про то, что он оставляет опасные вирусы повсюду (на работе, дома, в гостях). Эти страхи заставляют чрезмерно контролировать свои действия и сомневаться, а все ли было сделано правильно.

Здесь уже невозможно обойтись объяснением, что с человеком данной проблемы не случится, как в случае с сумасшествием. Ведь болезнь или проблемная ситуация уже наступили. Сюда могут относиться: эпизоды потери сознания, инфаркт, инсульт, онкология, вирусные и венерические заболевания, эпилепсия, предательства партнеров и т.д. Поэтому и нет смысла в опровержении пугающих мыслей. Тут, скорее, человеку нужно будет понять, что страх ничего не меняет в его ситуации. То есть, боится он этого, или не боится, проблема у него, все равно, уже есть. Поэтому есть смысл заменить страх на разумный план действий. Кроме этого, очень важно напрямую работать с эмоцией страха методами экспозиции и остановки ритуалов.

4. Боязнь избавиться от своего страха.

Такие люди считают, что только страх удерживает их от совершения ужасных поступков. И поэтому, если они перестанут бояться своих навязчивых мыслей о причинении вреда окружающим, то непременно начнут совершать все то, чего они до этого так боялись.

В этом случае человеку важно понимать детальное устройство личности, по каким закономерностям она (личность) живет и как принимает окончательные решения. Это поможет убрать сверхценность эмоции страха. А дальше нужно будет проработать причину возникновения данного страха, а именно, глубинные установки о собственной: «слабости», «ненормальности», «недостойности», «ущербности» и т.д, чтобы вместо опоры на страх, начать доверять разумным частям своей личности.

5. Абстрактные философские страхи.

К примеру, человека пугают мысли о том, что вселенная безгранична; или сомнения в том, что научные открытия являются правдой, а не обманом; или что мы все живем в «матрице» и реального мира не существует.

С такими людьми бесполезно спорить и разумно опровергать их мысли. Это ни к чему не приведет. Ведь такой вид мышления является защитной реакцией, а если мы будем пытаться отключить эту защиту, то от этого тревожность только усилится. Именно поэтому здесь основной упор стоит делать на внутренние причины, почему человека тревожат именно такие мысли. Вероятней всего, эти страхи связаны с опытом, когда человека обманывали, бросали, оставляли одного, отвергали. И поэтому его мозг пытается найти для себя хоть какое-то надежное основание, на что он мог бы опираться в своей жизни. Поэтому и работать тут стоит с теми психологическими травмами, которые и привели к такому виду защиты.

6. Навязчивости, совмещенные с депрессией.

При этом, страх часто выполняет роль защитника, чтобы человек не впал в тяжелое грустное состояние. Оно может сопровождаться повышенным самообвинением: «плохая мать», «плохая дочь», «никчемный работник», «недостойный человек», «глупый» и др.

Если нотки депрессии просматриваются сквозь навязчивые мысли и страх, то, чаще всего, устранив такую тревогу, мы станем свидетелями погружения человека в депрессивное состояние. Ведь тревога – это защитный механизм, который удерживает человека от нежелательного состояния. Кроме того, такие люди нередко боятся депрессии, что только усиливает их страх. Поэтому можно начать работу над таким случаем с легких методов экспозиции, чтобы дать человеку надежду на избавление от тревоги. Но основную работу производить именно с депрессией при помощи поиска и опровержения иррациональных установок.

Подробней о работе с депрессией я рассказываю в этом видео: "Депрессия. 15 методов исцеления".

7. Навязчивости, связанные с дереализацией.

То есть, когда искажение восприятия приводит к мыслям о сумасшествии или страшной болезни. Но даже, когда у человека все хорошо, он продолжает задаваться вопросом «а нет ли у меня сейчас дереализации?»: узнает ли он свой голос, узнает ли себя в зеркале, похожи ли его ощущения на то, как было раньше и т.д.

В таких случаях стоит начать терапию с методов противодействия дереализации и деперсонализации, а именно, с методов осознанности, когда человек переключает свой мозг с абстрактного мышления на телесные ощущения. Это позволит человеку увидеть, что дереализация не опасна, и что он сам может управлять этим своим состоянием. Но главная работа будет заключаться в поиске и устранении источника тревоги, которая и приводит к искажению восприятия. Сюда относятся любые методы решения внутриличностных конфликтов.

О методах борьбы с дереализацией я уже подробно написал в статье: «Дереализация, как вернуться в реальность?!»

8. Религиозный ОКР.

Его особенностью являются спонтанные мысли именно на тему веры и религии. Ругательные слова к Богу и святыням, отрицание веры и Бога, обращения к сатане, развратные фантазии про священнослужителей и прочее.

С верующим человеком невозможно напрямую использовать методы экспозиции, так как для него морально невозможно даже думать о богохульстве. И задача еще осложняется тем, что, с одной стороны, нам нужно избавить человека от мистического мышления (к примеру, где он считает Бога слишком строгим и наказующим), но при этом нам надо сохранить его веру, которая тоже является частью иррационального мышления. Поэтому на начальном этапе бывает важно обсуждать с человеком его доводы из Библии, которые он трактует ошибочно. И разбирать его богословские заблуждения. Но при этом, не забывать искать глубинные внутриличностные конфликты, которые и привели его к навязчивостям именно в такой тематике. Чаще всего, это бывают убеждения о: «правильности», «достижении своей хорошести через дела», «страхе перед наказанием», самоосуждение себя как «плохого и недостойного» и прочие.

Подробно о шагах избавления от Религиозного ОКР я рассказываю в этой статье: «Религиозный ОКР: психологическое расстройство или «бесы»?

9. Мистические навязчивости.

Когда человек верит, что если он подумает что-то плохое про других людей, то это обязательно случится, если только он эту мысль не обезвредит ритуалом. Или, что его страхи – это интуиция, которая подсказывает ему об опасностях и, таким образом, спасает его. К примеру, если не купит блокнот, то произойдет что-то плохое в его жизни.

С такими мыслями, лучше всего, работать через эксперимент, который проверяет каждое «предсказание» на реалистичность. В итоге, человек сталкивается с правдой жизни, в которой видит, что никакие опасения в реале не сбываются. И, за тем, важно закрепить достигнутый результат работой с эмоцией страха при помощи методов экспозиции.

10. Ипохондрические навязчивости.

Это могут быть и страх перед микробами, от чего человек начинает мыть руки или даже все тело. Или только венерические (стыдные) болезни, когда человеку везде мерещится именно такая зараза. К примеру, мужчина не может спокойно посещать общественный туалет, считая, что там все заражено опасными инфекциями. Или боязнь заболеть раком. Мысли, что может случиться инфаркт, инсульт, даже не понимая, что это за болезни. При таком варианте мозг человек легко меняет страх перед одной болезни на другую.

При таком виде ОКР, разбор заболеваний имеет второстепенное значение. Ведь психика такого человек легко переключается с боязни одной болезни на другую. Поэтому в таких случаях важно искать и устранять сам корень проблемы – глубинные установки. И параллельно вести работу с самой тревогой методом экспозиции и остановки ритуалов.

11. Гигиенические навязчивости.

Чаще всего, это проявляется через: постоянное мытье рук; многократное мытье всего тела; чрезмерную стирку вещей; мытье минимальных загрязнений в помещении сразу несколькими моющими средствами; избегании мистического заражения через предметы, которые связаны с негативными событиями или людьми и т.д.

Как показывает практика, методы экспозиции и остановки ритуалов с этим видом ОКР справляются очень плохо. Поэтому для преодоления данной навязчивости требуется понимание источника тревожности, который и вызывает весь комплекс ритуалов, связанных с гигиеной. И, конечно же, здесь речь идет не о микробах, поэтому все разговоры о биологической безопасности тут тоже бесполезны. Обычно, мытье и чистота связаны с внутренним пониманием о своей «хорошести», «правильности», «достойности любви» и тд. То есть, тут работают установки, сформировавшиеся в раннем детстве, когда родители хвалили малыша за чистоту и ругали за испачканность. Именно действия по разоблачению и исправлению данных установок и приносят успех в подобных случаях.

12. Материнские и послеродовые навязчивости.

Это выглядит как страх причинения вреда именно своему ребенку. И, часто, все это сопровождается: сильной виной за подобные мысли; утомлением от ухода за ребенком; стремлением к идеальности и депрессивными симптомами, когда ничего не хочется.

Зная тяжелую жизнь матерей с новорожденными, становится понятно, откуда у них (у матерей) берутся пугающие фантазии. Ну, конечно же, высокая усталость, эмоциональное выгорание, постоянная вовлеченность в рутинные детские дела – все это часто приводит к неврастении, депрессии, скуке, недовольству собой и раздражению. При этом, у таких женщин есть установки, что: «дети – это счастье», «материнство – это удовольствие», «мать должна наслаждаться жизнью», «должна хотеть быть со своим ребенком». Но эти женщины замечают, что их чувства и желания сильно отличаются от заложенных в них установок. И они начинают себя за это осуждать, искать в себе проблему. В итоге, мозг находит такую проблему в виде иррациональных фантазий, что: «я не люблю своего ребенка», «я хочу жить как раньше, без него», «я хочу от него избавиться», «я могу ему навредить» и т.д. Как вы понимаете, они не хотят так думать, но мозг упрямо ищет выход из депрессии. И поэтому в таких случаях нужно начинать работать с идеалистическими (нереальными) установками о материнстве, опровергая их. Что уставать – это нормально, что раздражаться – это естественно, что не чувствовать радости – тоже нормально. Помогая женщине найти для себя ресурсы: для отдыха, наслаждения жизнью и саморазвития. Дать понимание о «достаточно хорошей матери» в противовес «идеальной матери». Снять с них вину за мысли и чувства. А, так же, проработать глубинные установки связанный с перфекционизмом и стремлением быть только лучшими.

13. Навязчивости с паническими атаками.

Мысли вызывают сильнейшие приступы страха, переходящие в интенсивную телесную симптоматику: тахикардию (сердцебиение), тремор (дрожание), слезы, одышку, жжению в груди и непреодолимое желание убежать или как-то спастись из «ужасной опасности». В дальнейшем, такие люди начинают бояться подобных приступов, считая, что они могут умереть или сойти с ума. И уже само ожидание приступа начинает запускать тестирование тела на симптомы и вызывать страх.

В таких случаях, первым делом, важно познакомить человека с экстренными способами преодоления панических атак. Сюда относятся техники: дыхания, расслабления, переключения, осознанности, опровержения и т.д. И когда острые приступы будут купированы, важно обучить мозг таких людей не бояться страха. Это могут быть различные методы десенсибилизации. А для того, чтобы закрепить результат, понадобится проработка тех бессознательных установок, которые и приводят к первоначальным паническим мыслям.

14. Боязнь естественных выделений.

Такие люди боятся своих фантазий о рвоте в людном месте, или того, что у них не получится сходить в туалет по-маленькому, или что они испачкают все вокруг своими фекалиями. Причем, такие случаи уже с ними происходили, и поэтому такая боязнь имеет сильное подкрепление.

В таких случаях нам понадобится общее снижение тревожности, чтобы ослабить симптомы. Для этого подойдут методы экспозиции и десенсибилизации. И, в дальнейшем, для закрепления результата важно проработать установки из детства, семейные сценарии, внешние и внутренние конфликты.

15. Любовные навязчивости.

Это выглядит как навязчивые сомнения человека в своих отношениях с партнером: «а вдруг я не люблю его?», «а вдруг я его разлюблю?», «а вдруг я только претворяюсь, что люблю его?». Это заставляет человека сомневаться в своей надежности, сомневаться в нужности таких отношений. Но при этом у него появляется страх потери этих отношений и осуждение себя, как недостойного человека.

Для таких людей будет полезно разделить мысли, чувства и желания, чтобы они не смешивали все в одну кучу. То есть, мысль «а вдруг…» не равна желанию сделать это. Так же, им будет важно понять само явление «любви», что оно означает, как появляется и какие формы принимает (это касается и физиологического, и психологического, и социального уровней). Чтобы человек не зависел от сиюминутного чувства, а принимал свои решения осознанно. Главная же причина подобных мыслей кроется в страхе потери отношений и негативном опыте о «ненадежном партнере». Поэтому основная работа должна производиться именно с глубинными установками ведущим свое начало из детства.

16. Гомо ОКР. Навязчивые мысли о своей сексуальной ориентации.

Они пугают человека тем, что он либо не понимает свою ориентацию; либо тем, что он относится не к той ориентации, которую хотел бы; либо, что он обманывает своих партнеров и себя, притворяясь натуралом. Интересно, что подобные навязчивости могут быть как у явных натуралов, так и у стопроцентных геев.

При данном виде навязчивостей не нужно разбираться в истинной ориентации человека, или, тем более, не стоит его склонять к принятию в себе гомо ориентации. Такие разборы ни к чему не приведут, так как причина этих страхов совсем в другом. А лучше на такие сомнения человека посмотреть, как на метафору, которая выражает его скрытый внутренний конфликт. Возможно, у него есть установки о своей: «слабости», «немужественности», «недостойности», «слабовольности», «неспособности» и прочем. Эти установки, хотя и подавляются сознанием, но продолжают искать подтверждения своей правоты в повседневной жизни. Поэтому в мозгу и возникают фантазии о геях, к примеру, как о «недомужчинах», или менее слабых, или недостойных людях. И помочь такому человеку удастся через поиск и перестройку таких ошибочных убеждений человека о себе.

17. Педо ОКР.

Страхи такого человека связаны с развратными фантазиями в отношении детей, либо мыслями о возможном изнасиловании несовершеннолетних, включая грудничков. Причем, самому человеку неприятны такие мысли. То есть, он (или она, я встречал и такие случаи в своей практике), не являются педофилами, и не желают сексуального контакта с детьми. И, на самом деле, сильно осуждает таких людей, ну, и себя тоже, даже за одни такие мысли. К примеру, один мой клиент носил с собой нож, чтобы, в случае неконтролируемого нападения на ребенка, совершить самоубийство и не мучиться от тяжкой вины.

Поскольку педофилия и насилие над детьми сильно осуждаются в нашем обществе, то людям с такими навязчивостями очень тяжело дается выполнение методов экспозиции, когда приходится погружаться в свои страхи. Кроме того, эти люди находятся под сильным давлением самоосуждения и чрезмерно контролируют любые свои действия и мысли. Поэтому для таких случаев существуют методы семантического расщепления, которые призваны переключить мышление человека с негативного на позитивное. То есть, заменить фантазии о педофилии на обычные мысли. Ну, и, конечно, очень важно найти саму причину такого необычного мышления. И, чаще всего, оно будет скрываться в бессознательных установках о своей: «плохости» и «ненормальности». Из-за этого, человеку приходится скрывать от окружающих себя настоящего и тщательно контролировать все свои действия. Поэтому такое самоподавление и приводит к подобному искаженному мышлению.

18. Необъяснимые навязчивости.

Бывают случаи, когда сами мысли человека и его страхи не имеют какого-то разумного объяснения. К примеру, человек боится, что забудет чей-то день рождения. Хотя с этим человеком он уже давно не общается, но тревожность заставляет его снова и снова проверять в памяти дату рождения.

В таких случаях, обычно, хорошо работают методы экспозиции и остановки ритуалов. А долгие прояснения не дают особых результатов, так как сам человек не может связать свой нелогичный страх с какими-то своими психологическими особенностями. Поэтому здесь основную роль будет играть поведенческая часть КПТ методов.

19. ОКР от употребления наркотических веществ.

Первые симптомы навязчивостей человек фиксирует либо сразу после употребления наркотиков, либо на следующий день, когда проявляется абстинентный синдром (отходняк). Это могут быть: дереализация и деперсонализация, необычные телесные ощущения (головокружение, тахикардия, слабость, нарушение координации движений и др.), пугающие мысли о сумасшествии или непоправимом расстройстве, сильные страхи, доходящие до панических атак. Со временем у человека закрепляется боязнь дереализаций, может возникнуть вина за употребление наркотических веществ, начинают регулярно появляться руминации (прокручивание одних и тех же мыслей), переходящие в навязчивые мысли.

В таких случаях, первым делом, важно справиться с виной и руминациями, которые ищут способ борьбы с событием из прошлого, приведшем к ухудшению психологического состояния. Человеку важно понять, что прошлое изменить невозможно, и попытки найти решение в прошлом и самоосуждение бесполезны. Поэтому их нужно, просто, усилием воли останавливать, объясняя себе, что в этих мыслях нет смысла. Вторым шагом нужно понижать уровень тревожности, особенно к таким триггерам как: дереализация и деперсонализация. В этом нам помогут методы экспозиции и осознанности. Обучаем мозг человека относиться к подобным состояниям нормально, как к естественным и неопасным. И уже после нормализации состояния переходим к проработке тревожного типа характера человека, разбирая его глубинные установки.

20. Навязчивые перепроверки и порядок.

Такие люди могут по многу раз проверять: выключили ли они электрические приборы; закрыли ли дверь; выключили ли свет, правильно ли написали текст или выполнили расчеты; расставили ли предметы в правильном порядке. Все это сопровождается тревогой и занимает много времени.

Практика показала, что от этого вида навязчивостей совершенно бесполезен метод фотографирования, когда люди перед выходом фиксируют на телефон те предметы, которые им нужно проконтролировать. А потом, сидя на работе, они просматривают сделанные фотографии, пытаясь снизить свою тревогу. Но, по сути, они переносят свои ритуалы из дома на работу. Главным же способом совладания с этим видом ОКР является метод экспозиции и остановки ритуалов. То есть, поведенческие способы, о которых я уже рассказывал в предыдущих пунктах. Так же, для закрепления успешного результата важно прорабатывать глубинную причину, которой, в данном случае, часто является перфекционизм и страх осуждения за ошибки.

Думаю, что данный список описывает большую часть видов навязчивостей, примерно (95%). И с его помощью вы сможете подобрать для себя оптимальный набор методов избавления от этого расстройства.

Если же какого-то вида ОКР вы тут не нашли, можете написать мне в комментариях, и я дополню данный список.

Автор: Петухов Александр Олегович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru