Найти тему
WEEEK

Нормально себя веди: как не конфликтовать и разруливать чужие споры

Оглавление

Пришло время разобраться, что из себя представляют конфликты на работе, откуда они берутся, а главное — как себя вести, чтобы их избежать или разрулить

Конфликт — это немирный способ разрешить противоречия или выпустить пар. Часто сопровождается выплеском негативных эмоций, испорченным настроением, снижением производительности и продуктивности. Конфликтные ситуации возникают либо из-за расхождений во взглядах, либо из-за накопившегося негатива.

В обычной жизни конфронтаций можно избежать, «фильтруя» свой круг общения. На работе же такой фокус не пройдёт по двум причинам:

  • работа — это всегда стресс,
  • людей, с которыми у тебя расходятся взгляды, вряд ли получится избегать.

Довольно редко бывает, что HR-специалисты заморачиваются с подбором персонала, чтобы все друг другу идеально подходили. А совместить несовместимых людей в замкнутом (и буквально, и фигурально) пространстве — это всегда так себе идея.

Справедливости ради, не все рабочие конфликты имеют плохие последствия. Иногда это путь к развитию.

Из-за чего возникают конфликты на работе

Итак, у людей из-за внешних или внутренних факторов копится негатив, различия во взглядах вызывают противоречия — и всё это, в свою очередь, порождает конфликты.

Значит, чтобы разобраться с причинами конфликтных ситуаций, нужно понять, где у коллег могут расходиться взгляды, и что может подпитывать негативные эмоции.

Конфликты на работе могут возникать по нескольким причинам, но все можно условно объединить в две группы:

  • плохой топ-менеджмент,
  • несовместимость сотрудников.

Угадай, в какой группе причин больше?

Нет, серьёзно, нельзя всё сводить к «во всём виноват руководитель», но, если разобраться, как-то так и получается.

Плохой топ-менеджмент

  • Плохо организована работа. Как добираться до офиса за городом без машины? Есть ли в офисе канцелярские принадлежности? Зарплату выдают в одно и то же время? Все общаются в одном мессенджеры и ведут задачи в одном таск-менеджере? Внутренние процессы в компании должны быть понятны каждому сотруднику. Если прозрачности не будет, люди не смогут слаженно работать и начнут конфликтовать.
  • Нет ясности с должностными обязанностями. В компании должно быть чётко прописано, кто чем занимается и за что отвечает. Без этого будет только хаос и проблемы.
  • Идёт борьба за ресурсы. Иногда у сотрудников возникают конфликты интересов. Например, когда два менеджера приходят по душу одного дизайнера с двумя срочными задачами. Нехватка кадровых, финансовых и прочих ресурсов — также проблема топ-менеджмента.
  • Не хватает важной информации. Порой начальство скрывает от сотрудников какую-то информацию, и не всегда ясно, почему. Информационный вакуум не может долго существовать — его быстро заполняют слухи, сплетни и домыслы, порождающие конфликты.
  • На сотрудников постоянно что-то давит. Полыхающие дедлайны, работа по выходным, угроза увольнения — это и многое другое заставляет сотрудников испытывать стресс, расшатывает эмоциональное состояние и провоцирует скандалы и разборки внутри коллектива.

Сотрудники несовместимы

  • У сотрудников разные взгляды на те или иные вопросы. Естественно, задача сотрудника — работать, выполнять свои задачи, достигать поставленных целей. Но люди — социальные существа, и они не могут не общаться друг с другом. В нерабочих разговорах непременно будут всплывать темы, во взглядах на которые люди не сойдутся. Противоречия во взглядах могут перейти в напряжённость, а затем и в полноценный конфликт.
  • У сотрудников разные привычки. Одни любят работать с открытым окном, другим постоянно дует. Одни любят работать под музыку, другие негодуют — неужели нельзя делать это в наушниках? Эта причина тесно связана с предыдущей, но, в то же время, стоит особняком.
-2

Всё это — триггеры, которые провоцируют конфликты на работе. Но не забывай, что немаловажную роль играет состояние человека и его личные проблемы.

Как предовратить конфликт на рабочем месте

Уметь предотвращать конфликты должен и руководитель, и сотрудники.

Задача руководителя — избегать топ-менеджерских косяков, перечисленных выше, и поддерживать благоприятную атмосферу в компании:

  • создать позитивную культуру общения и чётко обозначить правила, которым все должны следовать,
  • уважать сотрудников и давать обратную связь только по рабочим моментам и никак не касаться личных качеств,
  • поощрять активность сотрудников — те должны знать, что их мнение важно для компании.

Задача сотрудника, как наиболее вероятного участника конфликта — сразу говорить о проблемах. Сначала тщательно продумать свои тезисы и подобрать аргументы. Потом в дружелюбной форме объяснить суть, но не тыкать, не критиковать и не обвинять. Затем выслушать коллегу и изо всех сил постараться мысленно встать на его место.

Только так можно будет прийти к пониманию и найти выход из ситуации.

Но есть нюанс: в зависимости от склонности к конфликтам каждого из участников, подходить к разговору нужно немного по-разному.

  • Все участники стараются избегать конфликтов. В этом случае кому-то из вас придётся проявить инициативу, потому что замалчивать проблемы — не выход. Попробуй аккуратно вывести коллегу на откровенность, а если разговор идёт не гладко, не отступай.
  • Все участники склонны идти на конфликт. Если вы не социопаты, которым лишь бы поорать друг на друга, скорее всего, ваша склонность к конфликтам — это стремление решить проблемы. К разговору нужно будет подготовиться очень хорошо, потому что у каждого из вас будет куча аргументов. Если кто-то из вас потеряет терпение или обстановка накалится, обязательно предложи сделать перерыв, сменить обстановку и немного остыть.
  • Ты склонен к конфликтам, а коллега старается их избегать. Чтобы не спугнуть коллегу, будь терпимее, не дави и не торопи его. Попроси быть активнее в разговоре и спокойно делиться своим мнением.
  • Ты стараешься избегать конфликтов, а коллега любит их провоцировать. Во-первых, задай правила разговора: пусть собеседник будет терпимее и следит за своей речью, иначе разговор не будет продуктивным. Во-вторых, отнесись с уважением к собеседнику и говори прямо о том, что тебя напрягает.

Как вести себя во время конфликта

Иногда никакие советы не работают, и конфликт неизбежен. Если ты начал с коллегой разговор, чтобы конфликт предотвратить, но обстановка вплотную подошла к точке кипения, лучшей тактикой будет — разрядить обстановку и сбавить накал страстей. Для этого:

  • Говори тише и медленее, чтобы сдержать эмоции и не наговорить оппоненту гадостей.
  • Используй правило трёх «да». Скажи коллеге, что уважаешь его профессионализм и опыт, а потом согласись с тремя его тезисами, которые кажутся тебе адекватными.
  • Переведи разговор на шутку. Юмор — это отличный способ разрядить обстановку.
  • Попробуй перенести разговор. Скажи, что сейчас есть срочные дела, и разговор лучше перенести на завтра. За это время вы успеете остыть и проанализировать аргументы друг друга и придумать контраргументы.

Если конфликт всё-таки случился, подожди какое-то время, а затем постарайся смягчить разногласия и первым сделай наш навстречу. В конце-концов, вы оба должны признать свои ошибки, чтобы спокойно обсудить случившееся и помириться.

Как помочь коллегам разрешить конфликт

Если ты, как и я, пацифист и не любишь, когда коллеги ругаются, тебе пригодится пошаговый план, который поможет разруливать чужие конфликты.

☝️Важно

Ты — арбитр, который управляет эмоциями участников конфликта. Твоя задача — разрешить конфликт. Для этого потребуется разобраться в причине. А лучший способ это сделать — пообщаться с участниками.

  1. Выслушай участников конфликта. Тебе нужно рассмотреть проблему со всех сторон. Пусть участники выскажутся, заодно выпустят пар. Не занимай ничью сторону — тебе нужно оставаться максимально объективным.
  2. Определитесь с идеальным исходом. Пусть участники расскажут, каким видят результат конфликта. Так ты поймёшь, чего хочет каждый из них.
  3. Обрисуй, как обстоят дела. Кратко перескажи суть конфликта и цели его участников. Находясь внутри конфликта, люди не могут трезво всё это оценить.
  4. Найди решение. Подбери решение конфликта, которое устроит всех его участников. Отметь, что без взаимных уступок конфликт может не разрешиться.
  5. Зафиксируй примирение. Ещё раз заостри внимание на найденном решении. Участники конфликта должны понять, что ты выслушал их мнения и учёл их интересы.

Конфликты на работе — штука неоднозначная. Какими бы ни были конфликтные ситуации, тебе нужно научиться их вовремя предотвращать, корректно себя вести и никогда не поддаваться на провокации.