Андрей Титов на "Московских историях" - специалист по транспорту. Уже рассказывал про трамвай, троллейбус и речные трамвайчики. К автобусам он неравнодушен с малых лет, с ними связаны одни из его первых детских воспоминаний, относящиеся к концу 1960-х годов.
Уютные воспоминания о ЗИЛе-158
Во времена моего дошкольного детства по Москве ходили автобусы ЗИЛ-158В - самые распространённые в то время и работавшие в большинстве городов Советского Союза:
Несмотря на множество недостатков - слабую динамику, простейшую рессорную подвеску, гремящие на кочках стёкла и нравящиеся далеко не всем (ко мне это не относится!) характерные запахи бензина, масла и ещё чего-то технического, были они тёплыми и уютными, и воспоминания, связанные с ними, остались тоже тёплые.
Выпускались эти автобусы на Ликинском автобусном заводе, куда их производство передали с ЗИЛа в начале 60-х. Последний 158-й поступил в столицу в феврале 1970 года, а прослужили эти автобусы в московских парках до начала 1978-го. Конечно, были они даже по тем временам тесные, но какие же удобные у них были сиденья! Ехать бы и ехать!
Правда, шансы занять сидячее место, особенно в час пик, были невелики: при паспортной вместимости 60 пассажиров в салон набивалось, пожалуй, не меньше сотни. Трудяги ЗИЛы кряхтели, скрипели, но с повышенной нагрузкой справлялись.
Ещё в начале 1970-х в салонах этих автобусов встречалась реклама. Запомнился плакат с призывом покупать вкусную и полезную рыбу хек. К стыду своему, я этому призыву до сих пор не последовал.
Обидное прозвище
В конце 1960-х на смену устаревшим ЗИЛам пришёл знаменитый ЛиАЗ-677, выпускавшийся тем же Ликинским заводом:
У автобуса было множество прозвищ, в разных регионах разных: "луноход" (наиболее распространённое сегодня), "круглый", "боинг" и даже "божья коровка". Но самым распространённым было всё же "скотовоз"- так его прозвали за значительно большую, чем у предшественника, вместимость при одновременном уменьшении количества сидячих мест в пользу "стоячки".
В наше время многим любителям советской ретро-техники это прозвище кажется обидным, но, честно говоря, в те годы и в Москве, и в Ленинграде 677-е чаще всего звали именно так.
Эти автобусы поступали во все московские парки, и начиная с середины 70-х стали на долгие годы самыми распространенными, хотя уже в конце 60-х на помощь им пришли не менее знаменитые венгерские Икарусы.
Бело-красный "крокодил"
В Тушино, где я жил с конца 60-х до начала 80-х Икарусы-180 - предшественники "жёлтых гармошек" - были достаточно распространены.
Большая партия таких машин поступила в Москву в 1969 - 1972 годах, и многие их них попали в 11-й парк, который тогда обслуживал маршруты №№ 102, 160 и 175, проходившие возле нашего дома. Все они имели единственную цветовую схему: белый кузов с широкой красной полосой вдоль борта. И, как и большинство автобусов того времени, были удобными и уютными. Мне они нравились. А вот мамина подруга Раечка, которая часто у нас гостила, почему-то их невзлюбила:
- Опять этот Икарус! - сокрушалась она, когда к остановке вместо ЗИЛа или ЛиАЗа проходил 180-й. - Он как крокодил ходит!
Но, конечно, следующего она не ждала, так мы и ехали к Раечке в гости на ненавистном "крокодиле"!
Желтые гармошки
Про "жёлтые гармошки" Икарус-280, к которым позже добавилась модель 283, тоже рассказывать не буду: как и ЛиАЗы, они знакомы всем. Появились они в Москве в 1973-м, и почти четыре десятилетия бороздили просторы столичных улиц.
В середине 70-х они воспринимались как современные и прогрессивные машины. Да, в общем-то, такими по тем временам и были. Икарусы 200-й серии различных моделей и модификаций, которых было великое множество, поставлялись во многие страны мира, они работали даже в некоторых городах США, где тоже эксплуатировались много лет и дожили до XXI века. А в Москве понятия "Икарус-гармошка" и "городской автобус" с середины - конца 80-х и до начала нашего века были чуть ли не синонимами. Кроме того, несколько лет эти машины даже собирались на Тушинском машиностроительном заводе.
Радиоспектакль водителя Славы
В 1970 - 1980-х, да и в более позднее время, остановки в автобусах объявлял водитель - никаких автоинформаторов ещё не было. Большинство шоферов делали это без каких-либо фантазий: просто перед закрытием дверей. называли следующую остановку. Но существовали и исключения.
На маршруте № 57 одно время работал водитель, который остановку "Магазин" всегда объявлял как: "Магазинчик". Другой, в том же районе, сделал такое объявление:
- Улица Ивана Бабушкина. Следующая остановка - улица Ивана Дедушкина... Простите, Профсоюзная!
Но всех превзошёл водитель 103-го маршрута по имени Слава. Он не просто называл остановки. Поездка с ним была настоящим радиоспектаклем. Закрывая двери, Слава брал микрофон, и нараспев объявлял:
- Ооот-ез-жаааааем! - И трогал с места свой ЛиАЗ.
Следующая остановка: райсобеееееес! Следующая - пооооочтааааа! А потом следовало объявление, предупреждающее о последствиях проезда зайцем. Звучало оно так:
- Уважаемые пассажиры! Все ли оплатили свой проезд? Если не все, то очень рекомендую это сделать. Ведь проезд стоит всего пятачок, а если его пожалеть, то можно потерять рубль, который иногда бывает нам так нужен! (проезд в то время стоил 5 ком, а штраф за безбилетный проезд составлял 1 рубль).
В начале 1980-х мы с отцом часто ездили по 103-му маршруту из Черёмушек в Кунцево. А в 1986-м, когда я вернулся из армии и хотел устроиться водителем в 5-й автобусный парк, мы со Славой познакомились. И даже побывали у него дома. Жил он в Тушино, на улице Свободы. И в жизни оказался вовсе не чудаком, как можно было предположить, а обычным человеком. Он оказался добрым и дружелюбным, помог некоторыми советами, хотя с устройством в парк у меня так и не сложилось - ушёл в такси. А "радиоспектаклями" Слава просто снимал стресс, как себе, так и пассажирам, которые, надо сказать, это оценили - жалоб не поступало, и Слава работал на этом маршруте довольно долго. Возможно, кто-то из москвичей, пользовавшихся 103-м маршрутом, его и помнит.
Другие транспортные истории Андрея Титова: