"Субстанция". Наконец-то я "поймала" эту новинку в сети. Да, пока в ужасном пиратском качестве, но было очень любопытно посмотреть. (В нашем городке нет кинотеатра, увы).
В главной роли -- Деми Мур, а фильм о последствиях поклонения культу молодости и красоты. А ведь Деми как раз всегда была такой поклонницей.
Но и актриса она смелая. Ещё со времён "Солдат Джейн", когда ей пришлось обратиться наголо ( что было по тем временам редкостью) и серьезно "поработать" над фигурой.
Итак, "Субстанция". Год 2024. Великобритания, Франция. Режиссер и сценарист: Корали Фаржа. В ролях: Деми Мури, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд.
Давайте вначале обратимся к сюжету картины. Без спойлеров хотя бы о начале фильма никак не обойтись, поэтому если не хотите знать никаких подробностей сюжета до просмотра, сначала посмотрите, а потом возвращайтесь обсудить.
Элизабет Спаркл -- признанная звезда (и на Аллее славы есть ее звёздочка). Но годы неумолимы -- уже новые молодые актрисы затмевают небосвод. Однако, Элизабет держится, ведя на ТВ спортивную программу для женщин уже много лет. На днях у нее юбилей. Совершенно случайно она слышит, что продюсер шоу (играет Деннис Куэйд) отзывается о ней как о старухе, которую нужно срочно поменять. Вскоре он ей об этом и сообщает.
А для Элизабет ее работа -- это весь мир. У нее нет семьи, нет друзей. Во всяком случае, нам показывают именно таким ее мир -- узконаправленным. Это, конечно, гиперболизация, но и фильм необычный. Зато проблема, о которой пойдет речь, сразу ярко обозначена.
Как удержать молодость и красоту? Много крупных планов, когда Элизабет рассматривает свое лицо и тело. Понятно, что она прибегала ко всем современным средствам по удержанию молодости: от ботокса до пластики. А также спорт и здоровое питание. Но годы берут свое. В зеркале все равно женщина, которой не 20 и не 30 и даже не 40. Деми Мур не побоялась полностью обнажиться. И мы видим, как время "работает" не только над лицом, но и над телом ( но, мне кажется, тут ещё гримеры или компьютерщики поработали немного над "состариванием").
Будучи сильно расстроенной, героиня попадает в аварию, но отделывается лишь испугом. Но в клинике, куда ее доставили, обращает на себя внимание красавчик медбрат, который, заметив ее недовольство собой, предлагает ей визитку. Она может открыть дверь в мир молодости, используя препарат под загадочным названием "Субстанция".
Вначале Элизабет отвергает это "подпольное" предложение. Но в очередной раз убедившись, что моложе не стала, она набирает номер с карточки. Значит, готова на огромный риск. Ничего не зная о чудесном средстве ( как оно действует, какова процедура и ее последствия), женщина идёт на этот риск. Ох, как это нам знакомо по примерам известных личностей, пытающихся стать вечно молодыми и прекрасными.
Получив личный номер и адрес, по которому можно забрать спасительное средство, Элизабет отправляется за чемоданчиком. Смелая ( или все же безрассудная?) женщина начинает процедуру "рождения" новой себя. В инструкции указывается, что "вы новая и старая едины, помните об этом". В комплекте идут всякие баночки, трубочки и мед. оборудование. Но ни зрители, ни героиня и не подозревают, что " новая и старая" будет в буквальном смысле.
Жуткая сцена в ванной, когда из тела Элизабет рождается милашка Сью, напомнила "Чужого". Мне кажется, у режиссера и был задуман такой посыл, чтобы подчеркнуть, какие боль и страх приходится испытать женщинам, решившимся на "переделку" себя.
В результате имеется два тела и один разум. Пока одно тело просто безвольно существует, как в анабиозе, второе живёт и радуется. Смена через неделю. Все это время бодрствующий должен "кормить" "спящего", получая взамен от него жизненную силу.
По идее, единый разум тел должен рационально ими управлять. А что же на самом деле? Ту начинается самое интересное, страшное и даже, по словам из многих отзывов, "омерзительное".
Авторы фильма наглядно, хоть и абсурдно, показывают, что вторжение в человеческую природу, попытки ее изменить, приведут к самым непредсказуемым последствиям.
Фильм заявлен как боди-хоррор, фильм ужасов, драма. Что ж, пожалуй, все эти элементы здесь есть. Только в памяти удерживаются именно драматические моменты. Элементы ужастика присутствуют, конечно, но не совсем в том виде, как мы себе это обычно представляем. Хоррор -- пожалуй. Скучать не придется, напряжения -- через край во второй части.
Я почитала отзывы. К моему удивлению, оценки довольно низкие. Многие зациклились на элементах ужаса и многих не устроил финал. Я думаю, он специально доведён режиссером до абсурда, чтобы с помощью визуала достучаться даже до самых непонятливых.
В целом работа команды над фильмом отличная. Ярко, стильно снято, визуальный ряд и эффекты, графика -- все на хорошем уровне. Большое внимание к деталям.
Людям трепетным, брезгливым, лучше не смотреть.
И я возвращаюсь к исполнительнице главной роли. По сути, Деми Мур, откровенно сыграла себя. Она всю жизнь была зациклена на внешности, не уверена в себе. Ещё в юности она начала делать пластику, изнурять себя диетами и спортом. Для ее возраста (61 год) она в прекрасной форме. Но вот последние вмешательства на лице создали нечто новое. Когда я увидела ее на показе мод после той операции, не узнала актрису: низ лица, как от другого человека. И это ужасно! Возможно, была проведена ещё какая-то коррекция, но в фильме она все же узнаваема, хотя рот и испорчен.
Я полюбопытствовала, что сама Деми говорила об этой роли. Почитала переведенные интервью. Как я и предполагала, эта роль для нее -- как терапия по принятию себя со всеми возрастными изменениями. Ещё она отмечала, что ей очень помогло присутствие на площадке молодой напарницы Маргарет Куолли, ее доброжелательное отношение. Кстати, она тоже большая молодец. И роль демона с ангельским лицом ей удалась.
"Субстанция" -- фильм не только о последствиях стремления к бесконечной молодости и о непредсказуемости результатов "переделки" человеческого тела. Он вообще о вмешательстве в природу в широком смысле. А еще о возрастной дискриминации и страхе перед ней. Гонку за успехом выдерживают только молодые хищники.
Премьера картины состоялась весной 2024 г. на Каннском кинофестивале, где получила приз за лучший сценарий.