"Мы с детства знаем как мы проживём всю нашу жизнь, мы видим это в своих снах, но забываем с восходом солнца. Кино помогает нам не забыть"
Кино иносказательно как и любое искусство и содержит в себе знаки и символы, распознавая слои которых, мы открываем для себя скрытые смыслы, которые хотел донести до нас автор. Всем хорошо понятно, что Кино это и есть оживший сон. Это восемь секретов мастерства, восемь секретов кино Акиры Куросавы. Этот фильм планировался последним в карьере великого режиссера, но после него Куросава снял еще два фильма. Этот фильм по-прежнему стоит смотреть последним, чтобы понять, почему фильмы Куросавы стали для нас снами наяву. Сегодня я не буду описывать сюжеты или факты о картине. Сегодня я буду говорить о смысле, заложенном в каждом сне Куросавы, обращая внимание на культурные коды и знаки. А саму картину я рекомендую вам пересмотреть в один из холодных осенних вечеров, чтобы внутри стало теплее.
Сон первый. Солнечный свет сквозь дождь.
Или тайные церемонии лис. Кодовое слово этого сна - Тайна. Каждое искусство само по себе содержит тайну. Именно тайна влечёт нас к себе. Познать тайну Творения - переродиться, раз и навсегда покинуть мир обычных людей, этой тайны не знающих. "Солнечный свет сквозь дождь" в переводе с образной поэзии автора и есть Кино, когда дождь из кадров идёт сквозь свет лампы проектора и на экране загорается волшебная радуга, под которой лисы проводят свои тайные церемонии.
Сон второй. Персиковый сад.
Танец кукол в весеннем саду. Кодовое слово этого сна - Визуальность. Визуальные образы всегда сильно воздействуют на человека и подобно маленькому мальчику мы связываем весну, цветение персиковых деревьев, праздник кукол и первую любовь в одно целое. То, что мы видим всегда несёт за собой знак, который обозначает намного больше, чем вмещает экран - остальное, не вместившееся на экран, додумывает наш разум, делая картинку намного глубже и значительнее, чем она есть. "Персики можно купить, но где ты купишь цветущий персиковый сад?" Период цветения деревьев для японца, одна из древних созерцательных традиций, тоже своего рода Кино.
Сон третий. Снежная буря.
Путники в ледяном плену. Кодовое слово - Эмоции. Кино способно передавать эмоциональные ощущения, воздействуя на нас через органы чувств. Кино подобно религиозному парадоксу - мы знаем что всё не по настоящему, что перед нами актеры, все происходит в студии, никто не умирает, дым и ледяной туман - графика и спецэффекты. И тем не менее мы верим нарисованной реальности и сопереживаем персонажам, чувствуем как им холодно. Желаем им добраться до лагеря и радуемся вместе с ними лучу солнца.
Сон четвёртый. Туннель.
Где-то глубоко лежит то, что ты хотел бы никогда не вспоминать. Кодовое слово - Память. Кино воздействует на участки нашей памяти, заставляя заново переживать прошлый опыт через эмоциональное воздействие. Более того, кино расширяет наш опыт, заставляя переживать те воспоминания, которых у нас нет и никогда не было. Мы переживаем воспоминания автора, что заставляет нас стать ближе друг другу, поняв точку зрения другого человека.
Сон пятый. Вороны.
Вчера мы беседовали в поле с Ван Гогом. Кодовое слово - Коммуникация. Кино, как и любое искусство использует образы как систему коммуникаций между людьми. Художники создают параллельный мир, в котором могут общаться с другими художниками и со зрителями. Этот сон описывает тот самый синдром Стендаля, когда под впечатлением произведения ты на мгновение становишься самим автором и видишь мир его глазами. Перед тобой открывается целый сектор новой информации полученный при помощи эмпатии.
Сон шестой. Гора Фудзи в красном.
Когда все прыгнули в океан. Кодовое слово - Предостережение. Как нас учили, любое искусство должно содержать в себе три времени - прошлое, настоящее и будущее. Будущее в искусстве может быть выражено в виде предостережения, предвидения будущих страшных событий, попытки обратить внимание на то, что никто не видит, что по мнению художника могло бы быть важным в будущем, то, что могло бы это будущее изменить. Во сне происходит авария на АЭС. Хорошо, когда автор не видит, что его страшное предсказание сбылось.
Сон седьмой. Плачущий демон.
Грешники у кровавого озера. Кодовое слово - Фантазия. В Кино мы не обязаны показывать жизнь именно такой какая она есть, потому что имеем право на фантазию, за которую все и любят кино. С помощью фантазии мы можем изобразить мир после атомной катастрофы, в котором живут рогатые демоны и гигантские одуванчики. С помощью фантазии мы можем иносказательным языком наказать несправедливость и указать на пороки людей. С помощью фантазии мы можем подарить зрителю мир, о котором он всегда мечтал.
Сон восьмой. Деревня у водяных мельниц.
Этот камень давно здесь, и все уже забыли зачем. Кодовое слово - Нефункциональность. Кино нужно только для развлечений. Только так оно реализует свою функцию - при помощи своей полной бесполезности. Как только оно начинает читать нам мораль, данные и сводки - оно перестает быть Кино и становится скучным и неинтересным. Тем не менее, по мнению Куросавы Кино нужно нам - чтобы делать человека счастливым, чтобы говорить о доброте и гуманизме, чтобы сохранять традиции, чтобы показывать красоту, чтобы говорить о человеке. Кино - это бесконечный праздник, который всегда с тобой. Кино должно воспевать Жизнь "жить, которую совсем не трудно и очень даже увлекательно!"
Фильмы Акиры Куросавы: