Найти тему
Функция Архитектура

Акира Куросава. Сны.

Оглавление

"Мы с детства знаем как мы проживём всю нашу жизнь, мы видим это в своих снах, но забываем с восходом солнца. Кино помогает нам не забыть"

Кино иносказательно как и любое искусство и содержит в себе знаки и символы, распознавая слои которых, мы открываем для себя скрытые смыслы, которые хотел донести до нас автор. Всем хорошо понятно, что Кино это и есть оживший сон. Это восемь секретов мастерства, восемь секретов кино Акиры Куросавы. Этот фильм планировался последним в карьере великого режиссера, но после него Куросава снял еще два фильма. Этот фильм по-прежнему стоит смотреть последним, чтобы понять, почему фильмы Куросавы стали для нас снами наяву. Сегодня я не буду описывать сюжеты или факты о картине. Сегодня я буду говорить о смысле, заложенном в каждом сне Куросавы, обращая внимание на культурные коды и знаки. А саму картину я рекомендую вам пересмотреть в один из холодных осенних вечеров, чтобы внутри стало теплее.

-2

Сон первый. Солнечный свет сквозь дождь.

Или тайные церемонии лис. Кодовое слово этого сна - Тайна. Каждое искусство само по себе содержит тайну. Именно тайна влечёт нас к себе. Познать тайну Творения - переродиться, раз и навсегда покинуть мир обычных людей, этой тайны не знающих. "Солнечный свет сквозь дождь" в переводе с образной поэзии автора и есть Кино, когда дождь из кадров идёт сквозь свет лампы проектора и на экране загорается волшебная радуга, под которой лисы проводят свои тайные церемонии.

-3

Сон второй. Персиковый сад.

Танец кукол в весеннем саду. Кодовое слово этого сна - Визуальность. Визуальные образы всегда сильно воздействуют на человека и подобно маленькому мальчику мы связываем весну, цветение персиковых деревьев, праздник кукол и первую любовь в одно целое. То, что мы видим всегда несёт за собой знак, который обозначает намного больше, чем вмещает экран - остальное, не вместившееся на экран, додумывает наш разум, делая картинку намного глубже и значительнее, чем она есть. "Персики можно купить, но где ты купишь цветущий персиковый сад?" Период цветения деревьев для японца, одна из древних созерцательных традиций, тоже своего рода Кино.

-4

Сон третий. Снежная буря.

Путники в ледяном плену. Кодовое слово - Эмоции. Кино способно передавать эмоциональные ощущения, воздействуя на нас через органы чувств. Кино подобно религиозному парадоксу - мы знаем что всё не по настоящему, что перед нами актеры, все происходит в студии, никто не умирает, дым и ледяной туман - графика и спецэффекты. И тем не менее мы верим нарисованной реальности и сопереживаем персонажам, чувствуем как им холодно. Желаем им добраться до лагеря и радуемся вместе с ними лучу солнца.

-5

Сон четвёртый. Туннель.

Где-то глубоко лежит то, что ты хотел бы никогда не вспоминать. Кодовое слово - Память. Кино воздействует на участки нашей памяти, заставляя заново переживать прошлый опыт через эмоциональное воздействие. Более того, кино расширяет наш опыт, заставляя переживать те воспоминания, которых у нас нет и никогда не было. Мы переживаем воспоминания автора, что заставляет нас стать ближе друг другу, поняв точку зрения другого человека.

-6

Сон пятый. Вороны.

Вчера мы беседовали в поле с Ван Гогом. Кодовое слово - Коммуникация. Кино, как и любое искусство использует образы как систему коммуникаций между людьми. Художники создают параллельный мир, в котором могут общаться с другими художниками и со зрителями. Этот сон описывает тот самый синдром Стендаля, когда под впечатлением произведения ты на мгновение становишься самим автором и видишь мир его глазами. Перед тобой открывается целый сектор новой информации полученный при помощи эмпатии.

-7

Сон шестой. Гора Фудзи в красном.

Когда все прыгнули в океан. Кодовое слово - Предостережение. Как нас учили, любое искусство должно содержать в себе три времени - прошлое, настоящее и будущее. Будущее в искусстве может быть выражено в виде предостережения, предвидения будущих страшных событий, попытки обратить внимание на то, что никто не видит, что по мнению художника могло бы быть важным в будущем, то, что могло бы это будущее изменить. Во сне происходит авария на АЭС. Хорошо, когда автор не видит, что его страшное предсказание сбылось.

-8

Сон седьмой. Плачущий демон.

Грешники у кровавого озера. Кодовое слово - Фантазия. В Кино мы не обязаны показывать жизнь именно такой какая она есть, потому что имеем право на фантазию, за которую все и любят кино. С помощью фантазии мы можем изобразить мир после атомной катастрофы, в котором живут рогатые демоны и гигантские одуванчики. С помощью фантазии мы можем иносказательным языком наказать несправедливость и указать на пороки людей. С помощью фантазии мы можем подарить зрителю мир, о котором он всегда мечтал.

-9

Сон восьмой. Деревня у водяных мельниц.

Этот камень давно здесь, и все уже забыли зачем. Кодовое слово - Нефункциональность. Кино нужно только для развлечений. Только так оно реализует свою функцию - при помощи своей полной бесполезности. Как только оно начинает читать нам мораль, данные и сводки - оно перестает быть Кино и становится скучным и неинтересным. Тем не менее, по мнению Куросавы Кино нужно нам - чтобы делать человека счастливым, чтобы говорить о доброте и гуманизме, чтобы сохранять традиции, чтобы показывать красоту, чтобы говорить о человеке. Кино - это бесконечный праздник, который всегда с тобой. Кино должно воспевать Жизнь "жить, которую совсем не трудно и очень даже увлекательно!"

-10

Фильмы Акиры Куросавы: