Найти в Дзене
Функция Архитектура

Акира Куросава. Еще нет.

Еще нет - последний фильм великого режиссера Акиры Куросавы. Картина рассказывает нам о жизни профессора немецкого языка токийского университета, выходящего на пенсию незадолго до начала Второй мировой войны. В основу киноперсонажа легла биография реального профессора и писателя Хяккена Утиды. Помимо прочего эта лента рассказывает нам об отношениях профессора с учениками. Профессор попадает в разные жизненные ситуации, а ученики выручают его. Потому что ценят своего учителя дороже золота. Это очень смешное, лирическое и автобиографическое кино. Последнее, что хотел сказать нам великий гений. Не смотря на весь японский официоз учитель поддерживает неформальные отношения со своими учениками и после окончания работы в университете. Они встречаются, выпивают, рассказывают анекдоты и байки. Однажды, во время бомбежки Токио, дом профессора сгорает и он перебирается в маленький сарайчик в котором помещается только он, его жена и то что удалось вынести из пожара. Интересная история рассказыв
Эстетика кадра.
Эстетика кадра.

Еще нет - последний фильм великого режиссера Акиры Куросавы. Картина рассказывает нам о жизни профессора немецкого языка токийского университета, выходящего на пенсию незадолго до начала Второй мировой войны. В основу киноперсонажа легла биография реального профессора и писателя Хяккена Утиды. Помимо прочего эта лента рассказывает нам об отношениях профессора с учениками. Профессор попадает в разные жизненные ситуации, а ученики выручают его. Потому что ценят своего учителя дороже золота. Это очень смешное, лирическое и автобиографическое кино. Последнее, что хотел сказать нам великий гений.

Счастье внутри.
Счастье внутри.

Не смотря на весь японский официоз учитель поддерживает неформальные отношения со своими учениками и после окончания работы в университете. Они встречаются, выпивают, рассказывают анекдоты и байки. Однажды, во время бомбежки Токио, дом профессора сгорает и он перебирается в маленький сарайчик в котором помещается только он, его жена и то что удалось вынести из пожара. Интересная история рассказывается мимоходом о канарейке и книгах. Дело в том что Профессор спас любимые книги, но не вынес из пожара птицу. А почему вы узнаете только посмотрев. В итоге ученики покупают для профессора землю и строят на ней дом, чтобы ему было где жить. С прудом и островом "чтобы карпы плавали по кольцу". Нам это может показаться странным, но учитель в Японии - одна из самых почетных профессий. Для них есть отдельные места в транспорте. Специальные магазины с ценами в 10 раз ниже обычных. Учитель это почёт и уважение навсегда. А перед нами целый профессор - живой идол для его учеников и общества.

Танец отпугивающий смерть.
Танец отпугивающий смерть.

В одну из встреч профессор рассказывает байку о буддистском монахе, за которым пришла смерть, а он, не хотя уходить говорит, что должен собрать вещи для такого серьезного путешествия. Смерть соглашается подождать. Каждый раз, возвращаясь, смерть спрашивает монаха - готов ли он? Еще нет, еще пока нет... - отвечает монах улыбаясь. В честь этой истории ученики организуют ежегодное празднование дня рождения профессора, которое называется "Праздник еще нет". Песни, танцы, интересные истории, веселые тосты. Но самое забавное, что я заметил в сцене, то что по правую руку от профессора сидит его лечащий доктор, символизирующий Жизнь. А по левую руку сидит священник, символизирующий Смерть. То есть смерть сидит с юбиляром за одним столом. Профессор как-то спрашивает священника - много ли работы. На что тот отвечает, что люди, слава богу, умирать не перестали. В финальной сцене, когда профессору становится плохо - все бросаются помогать ему. И только пастор продолжает сидеть, есть и пить с особым аппетитом. Когда один из персонажей спрашивает почему священник ничего не делает. Тот отвечает, что его время еще не пришло - не видишь, мол, еще нет; дай поесть нормально.

Жена и кот.
Жена и кот.

Нельзя не выделить незаметную, но значительную роль жены профессора. Она всю картину играет нечто наподобие тени. Не стареет в отличие от профессора. Всегда рядом и всегда вовремя. Она скорее напоминает личного самурая профессора, чем его жену. Не может Куросава обойтись без историзма. Тем не менее, даже так, мы чувствуем какие между ними теплые отношения. Вообще есть несколько хороших произведений японских авторов раскрывающих тему служения. Что служение это очень высокая ответственность и почет. Слуга порой важнее господина, хоть и именуется иначе. Это отличается от нашей традиции, где слуга это что-то наподобие собаки и не заслуживает уважения. Еще есть целый кот, который тоже неплохо играет. Так как у профессора нет детей, их роль заменяет кот. Линия кота раскрывает нам подсознательные чувства профессора, его жены и учеников.

А на этом наверное всё. Ведь всего все равно не расскажешь. Нужно только взять и посмотреть.

Акира Куросава: