<...> если вам знакома фраза "Эй, гробовщик! Приготовь два гроба... а лучше три", то этот фильм точно для вас. Если прошлый раз мы говорили про то, что у Хичкока в "Психо" есть заимствованные композиционные приёмы из "Расёмон" Куросавы, то этот фильм был полностью переснят Серджио Леоне под названием "За пригоршню долларов".
Удивительно, как вообще такое можно сделать, когда один режиссер берет древнюю легенду из средневековой Японии, которая является частью его истории и культуры, а другой полностью заимствует и меняет самураев на неких вымышленных ковбоев и перемещает все происходящее на Дикий Запад. Абсурдный сюр, но тут важно помнить, что есть огромная разница: "белый господин из исключительной нации делает оммаж, и щедро одаряет своим благородным вниманием того у кого заимствует, а плагиатом занимаются исключительно варвары из неразвитых племен, богатых только культурой, историей и ресурсами".
Никаких розовых Хьюстоновско-Костнеровских сюжетов. Без лишних слов, наш главный герой - Бэтмен, ужас летящий на крыльях ночи, безликая справедливость, которая должна навести порядок в Готэме. Думаю вы тоже найдете эту схожесть в страстной жажде слепой справедливости между этими героями.
Самурай по имени Сандзюро прибывает в деревню, которую делят между собой два преступных клана и понимает - "этому городу нужен новый герой". В отличие от Уэйна, наш герой не богат, но зато хитер и умен и старается максимально не ввязываться в лобовые разборки, а лишь хитроумно сталкивает злодеев между собой. Сандзюро гуманист и идет на риск ради спасения женщины, а добро, совершаемое открыто, всегда наказуемо. Но как и во всех ранних фильмах Куросавы добро всегда побеждает зло.
Сюжет сюжетом, а всю красоту кадров, композиции, операторской работы описать невозможно. Одна центральная сцена вообще находится за гранью понимания красоты композиции - прибытие чиновников. Сандзюро и хозяин таверны стоят на переднем плане, наблюдая через деревянную решетку за сценой чаепития чиновников, которые находятся далеко на заднем плане, съемка ведется статично - все объекты находятся в фокусе и мы видим одновременно "там и здесь", как-будто сквозь стену. Невероятные сцены пожаров и задымления. Необъяснимой красоты кадры, где ветер гоняет по улице пыль и опавшие листья. В фильме отличное музыкальное сопровождение. В один из моментов просмотра мне показалось, что саундтрек исполняет группа Morphine - специально для поклонников трип-хопа и дарк-джаза, чего конечно быть не могло в 1961 году, но зато теперь мы знаем корни происхождения их музыки.
Настоящий художник - создающий миры <...>
Еще о фильмах Акиры Куросавы: