Сейчас достаточно много детей, по абсолютно разным причинам, имеют те или иные проблемы с развитием.
Обратиться к нейропсихологу не у всех есть возможность, да и заниматься с ребенком нужно ежедневно и много, только на специалиста надеяться не получится.
Рядом с ребенком всегда находится кто-то из взрослый и зная, что и как делать этот взрослый может внести свой важный вклад в его развитие.
Поэтому я решила написать серию статей о том, как можно применять методы нейропсихологии для гармоничного развития малыша в сенситивный период, от рождения до 5-6 лет, ведь это время, когда ребенок как губка впитывает информацию, когда мозг обладает максимальной нейропластичностью.
Первый год жизни малыша предполагает реализацию 4 основных задач:
- обретение положительного осознания себя и своего окружения.
- стимуляция органов чувств.
- развитие двигательной активности.
- закладка основ языка.
Зрение.
Когда вы играете с грудным ребенком важно поддерживать его голову, тогда он спокойно может рассматривать ваше лицо и предметы, которые вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Держите ребенка лицом к себе и не стесняясь гримасничайте, издавая при этом смешные звуки для привлечения внимания.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми ребенок играет, должны быть сочных ярких цветов, желательно однотонные. Показывая старайтесь их описать.
Украшения кроватки – шары, игрушки, ленточки – желательно менять раз в две недели.
Подготовьте разнообразные карточки. Размер 30 x 30. На одних большие кружки разного цвета, на других – черные геометрические фигуры, животные, предметы. Показывайте и объясняйте изображение используя не менее 5 карточек в день.
Механизм движения зрачка необходимо развивать, для этого в темной комнате включайте и выключайте свет, повесьте новогоднюю гирлянду.
Носите малыша с собой, это позволит ему наблюдать за вашими действиями.
Слух.
Не создавайте тишины!
Во время бодрствования малыша пусть играет музыка, фоном звучат телепередачи.
Создавайте звуковые контрасты: издавайте высокие и низкие звуки, напевайте с различной интонацией, используйте звукоподражание.
Осязание и хватание.
Заставляйте кожу ребенка испытывать разнообразные ощущения: тепло, прохлада, массируйте нежно, гладьте, хлопайте, пощипывайте и т.д.
Актуальным будет лоскутное одеяло из тканей разных фактур.
Побуждайте хватательный рефлекс: дайте что-то ему в руки, а затем осторожно заберите, приподнимите невысоко, когда он схватится за ваши пальцы и т.д.
Вкус и обоняние.
Не препятствуйте все пробовать, трогать, кусать. Позаботьтесь в этот момент о безопасности, окружите предметами, которые не нанесут ему вред.
Дом должен быть наполнен разнообразными запахами: растения, еда, овощи, фрукты и т.д.
Подберите предметы для жевания разной фактуры и плотности.
Самые лучшие игрушки для ребенка в этот период – всё что его окружает. Единственное условие, которое важно соблюдать- предметы должны быть безопасными.
Продолжение в следующей статье.
Автор: Елена Артюх
Психолог, Супервизор, Медицинский психолог Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru