Московское метро — одно из самых красивых в мире, поэтому туристы в Белокаменной обязательно спускаются в подземку, чтобы полюбоваться скульптурами и мозаикой.
Решили поделиться с вами интересными фактами про московское метро, которое верно служит нам каждый день вот уже десятилетия подряд.
«Линейки»
Общественный транспорт в принципе, как считается, появился у нас в XIX веке. Это были «линейки» — повозки на десять человек, которые катились по рельсам, а тянули их лошади. Первую «линейку», или конку, построили в 1872 году, когда проводилась выставка достижений народного хозяйства, науки и техники, которая была посвящена юбилею Петра I — линия конки шла из центра города до Смоленского вокзала.
«Линейки» хотели убрать сразу после выставки, но жителям Москвы так понравился этот транспорт, что потом проложили еще несколько линий. В 1899 году пустили первый электрический трамвай, но конки существовали еще до 1912 года.
Пробки были всегда
Когда «линеек» появилось слишком много, появились первые пробки. Особенно загруженными были дороги в центре, поэтому первые станции метро построили через Охотный ряд и Лубянку.
Первый автобусный маршрут
В Москве были очень популярны трамваи, поэтому автобусы запускать не спешили. Первую автобусную линию запустил граф Шереметьев (!) в 1907 году, чтобы добираться до своего особняка в Останкино.
Городская линия для всех жителей Москвы начала работать только в 1924 году — для этого специально импортировали автобусы из Англии. А развиваться автобусные линии начали в 1940-х годах, и к 1970-му году их было уже 250.
Когда появились троллейбусы?
В столице троллейбусы запустили в 1933 году, а к 1990-м троллейбусные маршруты столицы стали самыми протяженными в мире. Но когда Лужков стал мэром Москвы, троллейбусов стало намного меньше, а в 2020 году их вообще убрали, потому что они портили внешний вид столицы и создавали пробки. Вместо них теперь ездят электробусы.
Единый вокзал
В начале XX века группа инженеров предложили сделать Центральный вокзал, который объединял бы все существующие виды транспорта. Авторы проекта хотели, чтобы из центра Москвы можно было добраться в любой район города. Но вскоре правительство и сами инженеры поняли, что идея не очень хорошая, потому Центральный вокзал еще сильнее загрузит центральный район города.
Другая инициативная группа, но уже в 2000 году, предложила запустить над Москвой милицейские дирижабли, чтобы следить за порядком в городе «с высоты». Но идею быстро отвергли, потому что дирижабль — не самый надежный и безопасный транспорт.
РПЦ против метро
Проект метро был создан еще в конце XIX века инженером Василием Титовым, но открылось оно только в 1935 году. Все дело в том, что РПЦ были против открытия метрополитена: они буквально считали, что тоннели — преисподняя, а верующие люди не могут пользоваться таким транспортом.
При постройке метро в 1930-х строители снесли несколько церквей, и среди москвичей появилась идея, что метрополитен проложили в уже существующих тоннелях между храмами. А вот зачем эти тоннели были нужны — бог знает…
Слово «метро» мужского рода
Изначально слово «метро» было мужского рода, от «метрополитен». И, кстати, слово москвичи знали еще в XIX веке, потому что все бурно обсуждали, что в Лондоне появился диковинный подземный транспорт. В 1930-е годы, когда строили первую ветку метрополитена, начали делать плакаты с надписью «Наш метро — лучшее в мире». Уже потом слово стало среднего рода.
День, когда не работало метро
Во время войны, 16 октября 1941 года, правительство решило приостановить работу метро, чтобы готовиться к эвакуации. Метрополитен отключили от электричества, а на станциях заложили мины, что породило панику у жителей Москвы, поэтому от решения остановить работу метро отказались и запустили поезда на следующий же день. С тех пор оно работает ежедневно.
Разноцветная схема метрополитена
Первая схема московского метрополитена была черно-белой, потому что линий метро было не очень много. Цветной она стала в 1957 году к фестивалю Молодежи и студентов, чтобы иностранцы не заблудились в подземке. Цвета линий остаются актуальными по сей день.
Станция в стиле ар-деко
Станция «Маяковская» выполнена в стиле ар-деко и буквально является памятником золотому веку воздухоплавания. Купола мозаиками украсил именитый Александр Дейнека, а арочные перекрытия сделали на заводе «Дирижаблестрой», который изначально был построен, чтобы на нем отливались каркасы для дирижаблей Циолковского.
Советские труженики на «Площади революции»
На станции «Площадь революции» стоят 76 скульптур, которые изображают 20 советских рабочих и солдат. Многие фигуры стоят в согнутом положении, о чем часто шутили советские люди: мол, народ или сидит, или стоит на коленях. Одним из натурщиков был курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков, который на коронации королевы Великобритании Елизаветы II танцевал с ней вальс. Если вам интересно, как он выглядел, то ищите на станции фигуру матроса-сигнальщика!
Память о былом
Станция «Охотный ряд» вся облицована мраморной плиткой, лишь в одном участке осталась мозаика. Многие не очень понимают, почему ее сохранили. На самом деле таким образом хотели показать, что изначально станция была облицована в оранжево-серую плитку, а уже потом стала мраморной.
Дань писателю
Станция «Достоевского» украшена рисунками Ивана Николаева. В них художник хотел передать сюжеты главных произведений Федора Михайловича: «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Великие планы
На «Курской» есть большая литая решетка, которая напоминает о том, что изначально хотели сделать несколько кольцевых линий: Малую и Большую. Она должна была проходить через Бульварное кольцо.
Памятник бездомным животным
При станции метро «Менделеевская» долгое время жила бездомная собака по кличке Мальчик, которую все любили и подкармливали. Но в 2001 году Мальчика заколола хозяйка стаффордширского терьера. В честь бедной собаки и всех бездомных животных решили поставить памятник «Сочувствие».
Идеи Гегеля, отраженные в люстре
Если вы будете садиться в метро на станции «Марксистской», обратите внимание на люстры: они выполнены в виде спирали не просто так, а отображают идеи Маркса и Гегеля о том, что история движется по спирали, от низших форм к высшим. Вот такая сложная мысль заключена в форме люстры!
Окаменелости на «Парке победы»
Станции московского метро украшены мрамором, где видны останки многих доисторических головоногих моллюсков — некоторые из них довольно крупные и достигают диаметра в 50 сантиметров.
Солдат из будущего
«Киевская» украшена мозаикой, где изображен советский солдат, который говорит по мобильному, сидя перед ноутбуком... Но, конечно, это шутка! Мозаика называется «Борьба за Советскую власть на Украине», и на ней партизан держит военный телефон. Но и тут без промахов, потому что такой способ связи появился только в 1928 году.
Витраж Зураба Церетели
Он появился в 2007 году на станции «Трубной». На витраже изображены соборы и церкви, правда, без крестов на куполах. Москвичам это не очень понравилось, поэтому они начали оставлять свои нательные крестики, тем самым «украшая» соборы. Руководство метро только приветствует такое «народное творчество».
Гагарин вместо Сталина
На мозаичном панно на метро «Добрынинская» веселые спортсмены шагают дружно и несут портрет Юрия Гагарина. Станция открылась в 1950 году, когда будущему космонавту не было и 16 лет! Все дело в том, что до этого спортсмены несли портрет Сталина, но во время оттепели решили убрать изображение вождя и поместить на его место Гагарина.
Маленький Рим
Единственный фонтан в метро работает на станции «Римской» (логично), где на упавших колоннах сидят маленькие Рем и Ромул. Вначале фонтан доставлял работникам метрополитена много хлопот, потому что от высокой влажности на стенах появлялся мох, но сейчас проблемы исправили, и все работает исправно.
Воин без ноги
На панно, которое находится на «Отрадной», изображена атака гренадеров. Там лихие солдаты идут в ряд — но вот незадача, на шесть солдат всего 11 ног. Бедняга «с одной ногой» — третий слева…
Лавочки из храма
Считается, что скамейки на «Новокузнецкой» раньше стояли в первом храме Христа Спасителя. Другие же говорят, что их сделали из мрамора, которая демонтировали с него перед сносом. Но этим лавочкам повезло больше, чем табличкам с упоминанием героев войны 1812 года, которые раньше висели в храме— из тех сделали крошку и украсили ей московские парки.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: