Найти в Дзене

Сложности с проявлением эмоций при СДВГ.

Оглавление

В прошлой статье писала о связи мозжечка с симптомами СДВГ.

Сегодня хочу поговорить об эмоциональной дисрегуляции и СДВГ.

Содержание статьи:

  1. Определение эмоциональной дисрегуляции
  2. Причины эмоциональной дисрегуляции
  3. Симптомы дисрегуляции
  4. Методы работы с эмоциями

  • Эмоциональная дисрегуляция - это состояние, проявляющееся недостаточной или неадекватной регуляцией эмоций. Т.е. усиленная реакция на незначительный стимул.

Причины, которые называют врачи и исследователи совершенно разные, это как спор о том, что появилось раньше: курица или яйцо.

Поэтому сейчас выделяют несколько основных причин развития дисрегуляции:

1. Недостаточно развитая часть префронтальной коры головного мозга

2. Гиперактивность амигдалы (миндалевидного тела), ответственной как за положительные, так и за отрицательные эмоции. Кстати, амигдалы у нас две, в разных полушариях головного мозга, правая отвечает за проявление негативных эмоций, левая - за позитивных. А так же эта область головного мозга ответственна за тревожность и депрессивные состояния.

3. Сниженного объёма мозжечка, который (как уже доказано) влияет не только за ощущение положения тела в пространстве, координацию, но и за когнитивные способности, импульсивность и концентрацию внимания.

4. Раннее нарушение привязанности, а значит и ранняя психологическая травма. Врождённое и отстраненное отношения родителей к своим детям может вызывать развитие дисстресса, а в следствие этого развитие КПТСР.

5. Органические повреждения головного мозга в следствие физических травм.

Симптомы эмоциональной дисрегуляции могут быть совершенно разными. В детском возрасте эмоциональная дисрегуляции распространена сильнее, чем во взрослом.
-2

Проявляется она так:

1. Чрезмерные эмоциональные реакции, не соответствующие стимулам;

2. Сложности с торможением реакций

3. Неспособность к самостоятельному успокоению;

4. Избегание и агрессия;

5. Склонность к негативным переживаниям;

6. Трудности в понимании и разграничении эмоций;

7. Сложности с вниманием и мотивацией;

8. Импульсивность (во взрослом возрасте) и гиперактивность (в детском).

Проблемы с эмоциональной регуляцией могут увеличивать процент ретравматизации и усиливать порочное влияние травм на наше психологическое здоровье.

Хорошая новость в том, что наш мозг обладает нейропластичностью, а значит способен к изменениям, и следовательно мы можем осознанно учиться регулировать собственные эмоции, стимулы и желания.

Однако, для этого в первую очередь требуется научиться распознавать свои эмоции и осознавать, что вы чувствуете. Учитесь расширять алфавит своих эмоций. Для этого прикрепляю диаграмму:

-3
Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Они могут делиться на негативные и позитивные, но испытывать любые эмоции нормально. Не нужно винить себя за гнев или злость. Эмоции - это наши индикаторы, указывающие на наши потребности, которые были удовлетворены или же нет.

Кроме этого, если в детском возрасте родители детей смогут обеспечить безопасность, поддержку, заботу, дать необходимое количество любви, то симптомы данного состояния будут у таких детей ниже.

-4

Если же вы заметили у своего ребёнка или у себя уже во взрослом возрасте сложности с проявлением эмоций, то это хороший повод для работы со специалистом.

В результате длительной психотерапии будет формироваться надёжны тип привязанности, и помимо этого вы получите инструменты для работы со своими состояниями.

О связи мозжечка и СДВГ писала здесь:

О роли привязанности при СДВГ можно почитать тут:

Автор: Александра Данилова практикующий психолог, IFS терапевт.