В прошлой статье писала о связи мозжечка с симптомами СДВГ.
Сегодня хочу поговорить об эмоциональной дисрегуляции и СДВГ.
Содержание статьи:
- Определение эмоциональной дисрегуляции
- Причины эмоциональной дисрегуляции
- Симптомы дисрегуляции
- Методы работы с эмоциями
- Эмоциональная дисрегуляция - это состояние, проявляющееся недостаточной или неадекватной регуляцией эмоций. Т.е. усиленная реакция на незначительный стимул.
Причины, которые называют врачи и исследователи совершенно разные, это как спор о том, что появилось раньше: курица или яйцо.
Поэтому сейчас выделяют несколько основных причин развития дисрегуляции:
1. Недостаточно развитая часть префронтальной коры головного мозга
2. Гиперактивность амигдалы (миндалевидного тела), ответственной как за положительные, так и за отрицательные эмоции. Кстати, амигдалы у нас две, в разных полушариях головного мозга, правая отвечает за проявление негативных эмоций, левая - за позитивных. А так же эта область головного мозга ответственна за тревожность и депрессивные состояния.
3. Сниженного объёма мозжечка, который (как уже доказано) влияет не только за ощущение положения тела в пространстве, координацию, но и за когнитивные способности, импульсивность и концентрацию внимания.
4. Раннее нарушение привязанности, а значит и ранняя психологическая травма. Врождённое и отстраненное отношения родителей к своим детям может вызывать развитие дисстресса, а в следствие этого развитие КПТСР.
5. Органические повреждения головного мозга в следствие физических травм.
Симптомы эмоциональной дисрегуляции могут быть совершенно разными. В детском возрасте эмоциональная дисрегуляции распространена сильнее, чем во взрослом.
Проявляется она так:
1. Чрезмерные эмоциональные реакции, не соответствующие стимулам;
2. Сложности с торможением реакций
3. Неспособность к самостоятельному успокоению;
4. Избегание и агрессия;
5. Склонность к негативным переживаниям;
6. Трудности в понимании и разграничении эмоций;
7. Сложности с вниманием и мотивацией;
8. Импульсивность (во взрослом возрасте) и гиперактивность (в детском).
Проблемы с эмоциональной регуляцией могут увеличивать процент ретравматизации и усиливать порочное влияние травм на наше психологическое здоровье.
Хорошая новость в том, что наш мозг обладает нейропластичностью, а значит способен к изменениям, и следовательно мы можем осознанно учиться регулировать собственные эмоции, стимулы и желания.
Однако, для этого в первую очередь требуется научиться распознавать свои эмоции и осознавать, что вы чувствуете. Учитесь расширять алфавит своих эмоций. Для этого прикрепляю диаграмму:
Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Они могут делиться на негативные и позитивные, но испытывать любые эмоции нормально. Не нужно винить себя за гнев или злость. Эмоции - это наши индикаторы, указывающие на наши потребности, которые были удовлетворены или же нет.
Кроме этого, если в детском возрасте родители детей смогут обеспечить безопасность, поддержку, заботу, дать необходимое количество любви, то симптомы данного состояния будут у таких детей ниже.
Если же вы заметили у своего ребёнка или у себя уже во взрослом возрасте сложности с проявлением эмоций, то это хороший повод для работы со специалистом.
В результате длительной психотерапии будет формироваться надёжны тип привязанности, и помимо этого вы получите инструменты для работы со своими состояниями.
О связи мозжечка и СДВГ писала здесь:
О роли привязанности при СДВГ можно почитать тут:
Автор: Александра Данилова практикующий психолог, IFS терапевт.